Трудности адаптации переживает каждый ребенок. Новый режим дня, новые требования, множество правил, которые надо запомнить, - все это надо усвоить, принять, приспособить к себе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии.
Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
К трудностям, связанным с фактом поступления детей в школу, обычно относят:
- трудности, связанные с новым режимом дня (наблюдается отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности);
- трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех, кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах);
- трудности во взаимоотношениях с учителем;
- трудности, обусловленные завышенными требованиями со стороны взрослых.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
От того, насколько успешно пройдет период адаптации зависит дальнейшее обучение. Поэтому главная задача психолога и учителя – помочь ученику быстрее преодолеть трудности и успешно ввести его в новую сферу деятельности.
Работа по профилактике дезадаптации первоклассников в школе осуществляется в 2 этапа.
I этап (дошкольный) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Встречи с методистами, воспитателями, педагогами-психологами ДОУ по результатам общей педагогической диагностики и диагностики психологической готовности к школе.
2. Наблюдение за воспитанниками (посещение занятий в детском саду совместно с заместителем директора по УВР, педагогами, набирающими учащихся в 1 класс).
3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций для родителей будущих первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания «Как подготовить ребенка к обучению в школе?» – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по подготовке ребенка к обучению в школе (ноябрь-декабрь). На родительском собрании родители знакомятся с видами готовности к школе, с компонентами психологической готовности к школе, подробно рассматривается тема развития мелкой моторики руки, организация образовательного процесса в 1 классе. Индивидуальные консультации проводятся для родителей (по запросу), чьи дети могут испытывать трудности в адаптации к школе.
4. Экскурсия дошкольников в школу, знакомство педагога с будущими первоклассниками, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер (апрель).
Игра «Цветик-семицветик» прошла в мае 2017 года. Воспитанники совершили увлекательное путешествие по школе: экскурсия, урок-игра, весёлая перемена. Ребята 1-х классов уступили свои места за партами будущим первоклассникам. Дошколята вместе с заместителем директора по УВР, педагогом-психологом, педагогами создавали цветик-семицветик с качествами будущего первоклассника. Ученики загадали дошколятам загадки про школу и школьные принадлежности, провели игру «Собери портфель»; педагоги проверили, знают ли будущие первоклассники, чему учат в школе, умеют ли быть вежливыми. Ребята из детского сада проявили свою сообразительность, внимательность, любознательность и культуру поведения. Учащиеся 1-х классов приготовили музыкальные подарки: дружно пели песни и задорно исполнили частушки про школу, а четвероклассники вручили подарки воспитанникам на память.
5. Проведение мини-семинара по результатам повторной диагностики воспитателей и педагогов-психологов ДОУ, основной целью которого является выработка и реализация подхода к развитию учащихся класса, динамика личностного развития педагога (апрель).
II этап – (школьный, 1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. Поэтому работа ведется в 3 направлениях:
- работа с педагогами;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Классным руководителям 1-х классов оказывается помощь в наблюдении за учащимися, в осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода к личности ученика, в расширении знаний педагогов в области возрастной психологии (рекомендации по работе с разной категорией детей: гиперактивными, агрессивными, застенчивыми, медлительными и т.д.)
Мероприятия с педагогами
1. Мини-семинар на тему «Особенности первоклассника в период адаптации. Профилактика дезадаптации» (2-я неделя сентября). В этом году семинар начался с игр «Те, у кого…» (с целью знакомства друг с другом, так как в коллектив пришли новые педагоги, с целью снятия эмоционального напряжения), «Корзина чувств» (педагоги поделились своими чувствами, переживаниями, тревогами, связанными с первой неделей обучения). Далее, в групповой работе, были рассмотрены портреты учащихся с разными видами адаптации, даны рекомендации по работе с разными категориями детей, намечены мероприятия в рамках совместной работы с педагогом-психологом.
2. Проведение индивидуальных консультаций педагога по осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к детям, рекомендации по работе с детьми, требующими помощи.
Мероприятия с родителями
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям, а также снятие напряжения у родителей, вызванное предстоящим учебным процессом и создание атмосферы сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией:
- Оформление письменной консультации «Советы психолога родителям первоклассников».
- Родительские собрания в каждом классе «Адаптация ребенка к обучению в школе. Профилактика дезадаптации» (рассматриваются понятия «адаптации», «дезадаптации», их признаки, этапы физиологической адаптации, виды социально-психологической адаптации, даются рекомендации родителям с целью оказания помощи детям в адаптационный период).
2. Анкетирование родителей
Профилактические мероприятия с учащимися проводятся с целью:
- помочь ребёнку принять позицию школьника;
- помочь в освоении навыков коммуникативного общения, умения принимать новый коллектив и уважительно относиться к каждому из его участников;
- научить ребёнка навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
- создать благоприятную обстановку для развития личности ребёнка;
- помочь справиться с неосознанными проявлениями и функциональными состояниями (тревога, агрессия, страх и т.д.)
1. Изучение медицинских карт. Наблюдение за первоклассниками на уроках, на переменах, в столовой (сентябрь).
2. Помощь в организации питания первоклассников (помощь дежурным).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение сформированности универсальных учебных действий у ребенка (сентябрь), на определение уровня адаптации (ноябрь – декабрь).
№ |
Направления деятельности |
Сроки |
Ответственные |
Мониторинг оценки достижения планируемых результатов обучающихся 1-х классов Мониторинг - диагностика процесса адаптации уч-ся 1-х классов |
|||
Личностные |
|||
1 |
Методика «Солнышко, тучка» (диагностика эмоционального состояния детей) |
Сентябрь |
Учитель |
2 |
Исследование внутренней позиции школьника |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
3 |
Методика «Определение мотивов учения» (М.Р.Гинзбург) |
Ноябрь, апрель |
Педагог-психолог |
4 |
Исследование адаптации методом Люшера |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
5 |
Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) |
Ноябрь |
Педагог-психолог |
6 |
Нравственно-этическая позиция |
В течение года |
Учитель |
Метапредметные УУД |
|||
1 |
Регулятивные УУД: |
Сентябрь |
Учитель |
Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант) |
Сентябрь |
Педагог-психолог |
|
2 |
Познавательные УУД: |
Сентябрь |
Педагог-психолог |
3 |
Коммуникативные УУД: |
Октябрь |
Учитель |
Социометрия |
Февраль-март |
Учитель |
|
Предметные |
|||
1 |
Оценка достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам |
Сентябрь |
Зам.директора по УВР, учитель |
2 |
Итоговые комплексные работы |
Май |
Зам.директора по УВР |
4. Игровая программа (традиционное мероприятие к 1 сентября в МБУК «Районный культурный центр»).
5. «Игровые минутки» (проведение игр на знакомство, запоминание имен одноклассников, на развитие коммуникативных навыков, расширение кругозора и словарного запаса ребенка, развитие внимания, моторики: «Друг к дружке», «Снежный ком», «Поменяйтесь местами», «Колпачок», «Краски», «Карлики-великаны», «Земля, воздух, огонь, вода», «Колечко» и др. Игры проводятся педагогом-психологом, классными руководителями на переменах, на свежем воздухе).
6. Занятие «Правила для воспитанных детей»
Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом, педагогами во внеурочное время. В школе проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации «Адаптационные занятия с первоклассниками» (программа «Путешествие в Мир эмоций», 1 блок «Я – школьник»). Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
8. Занятие «Толерантность» (мероприятие в рамках Дня толерантности. Учащиеся знакомятся с понятием «толерантности», учатся говорить хорошие и добрые слова, собирают пазлы с картинками по толерантности, просматривают фрагмент мультфильма «Лето кота Леопольда»)
9. Участие детей в Цветных пятницах.
10. Игра «Остров сокровищ»
Ребята научились собирать рюкзак путешественника, определять чувства и эмоции человека, проявили свою смекалку и находчивость в решении морских заданий. В результате путешествия первоклашки приобрели ценные сокровища: характер, внимание, выносливость, умение работать в команде!
Аналитическая работа направленна на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
Следующим этапом является психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации.
Профилактическая работа с учащимися в адаптационный период обеспечит плавный период от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Благодаря различным мероприятиям дети легче переживут процесс привыкания к школе и будут с желанием учиться в школе.
Литература.
- Безруких М.М. Ступеньки к школе. - М.: Дрофа, 2004.
- Безруких ММ., Ефимова СП. Ребенок идет в школу. - М: Академия, 1998.
- Безруких М.М. Пора ли в школу? - М.: Вентана-Граф, 2003.
- Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе.-М.: Педагогический поиск, 1998.
- Битянова М.Р., Азарова ТВ., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. - Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998.
- Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - М., Рига, 2000.
- Интернет-ресурсы: http://4school.org.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=53:2012-05-31-18-24-31&catid=6:2012-05-31-17-45-57&Itemid=39