Во время нахождения ребёнка в дошкольном образовательном учреждении происходит непрекращающийся процесс социализации: развитие, формирование и становление личности. Одновременно с этим, это (посещение ДОУ) является необходимым условием его адаптации в обществе. А как известно, социальная адаптация для всех детей (в том числе и для детей с ОВЗ) есть суть фундамент и основа социализации, одна из траекторий для полной социализации.
1. Проблема социализации ребёнка с ОВЗ в ДОУ
Нам в подробностях известны проблемы социализации детей с ОВЗ. Они обостряют, выпячивают существенные жизненные ограничения деятельности из-за нарушения развития телосложения, роста ребенка, его умений в самообслуживании, передвижении и ориентации. Ребёнок слабо контролирует своё поведение, однозначно задерживается в обучении, общении со сверстниками в игровой деятельности в детстве, трудовой – в зрелой жизни.
Воспитание и обучение, все отношения с ребёнком в ДОУ должны быть направлены на подготовку к самоопределению, стремлению к управлению ситуациями в жизни (согласно возрасту), адаптацию в обществе. Это будет являться началом решения проблем социализации ребенка с ОВЗ. В современных, постоянно меняющихся условиях жизни и окружающей среды детям с ОВЗ особенно затруднительно, проблематично адаптироваться. Они не могут индивидуально и самолично, без квалифицированной помощи со стороны «переварить» весь накопленный человечеством опыт. У них нет возможности «впитать в себя школу» предыдущих поколений, воплощённую в знаниях, умениях, в созидании и отношении ко всему миру. В случае недостаточной адаптации ребёнка с ОВЗ к окружающему миру и обществу, как следствии этого, возникают значительные проблемы с социальным поведением (говорят, неадекватное поведение).
Поэтому ребёнку необходимо дать качественное образовании на «нижней» ступени дать возможность достичь некоторого (начального, но осязаемого, измеряемого, ожидаемого) уровня компетентности взаимоотношений в человеческом обществе.
Работникам ДОУ, воспитателям и психологам, логопедам необходимо активнее включаться (без формализма, существующего и паразитирующего в современных реалиях реализации Программ образования ДОУ) в процесс помощи детям с ОВЗ освоения социального опыта человечества. Это станет крепкой основой для дальнейших достижений личности ребёнка, позволит ей и дальше активно развиваться (в пределах возраста и особых возможностей).
Каждый участник воспитательного и образовательного процессов должны стремиться к тому, чтобы это происходило в практической деятельности. Потому что только через деятельность возможна полноценное заложение основ жизненноважных компетенций. Подготовка детей с ОВЗ к жизни в обществе, ориентация их на культуру и трудовую деятельность есть одна из наиболее важных задач воспитания и обучения в ДОУ (согласно ФГОС ДО).
2. Математическое творчество в работе с детьми с ОВЗ
Целенаправленное развитие у детей с ОВЗ математического творчества есть одно из действенных направлений социализаций. Занятия в этой сфере как минимум активно развивают и поддерживают интерес к математике, а как максимум - способствуют развитию личности. Можно даже утверждать, что происходит существенная активизация её мыслительной деятельности: дети научаются выделять главное в проблеме, у них наблюдается более высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа и синтеза, сравнения и аналогии). Часто и активности мышления, переходящего в творческое, когда обучающийся сам способен осознавать собственные способы мышления, действовать в нестандартной обстановке.
Реализация математической программы, подача самого материала для детей с ОВЗ является определённой проблемой. Часто это происходит в отрыве от практики (как бы в теоретической плоскости). Из-за этого педагогам следует сдавить педагогические задачи, направленные на:
- практическую значимость (реализацию в практике) математических знаний и математическое созидание;
- постепенную эволюцию (развитие) жизненного опыта ребёнка с ОВЗ, основанного на учёте его будущих потребностей;
- организация адекватных условий реализации этих особых образовательных потребностей (ведение «за ручку» в обособлении и развитии жизненных компетенций).
Под компетенцией нами понимается стремление и решимость детей (посильные возрасту) «присваивать» знания, способы деятельности для практического применения в дальнейшей жизни.
Математическая компетенция — это развитое умение перестраивать ситуационно необходимым способом данные, видеть математические отношения, моделировать, анализировать и преобразовывать их, умение интерпретировать результат.
Вполне можно сказать, что математическая компетенция дошкольника (в том числе с ОВЗ) при профессиональном подходе к реализации создаёт предпосылки к применению математики для решения повседневных (рядовых и не очень) проблем.
В проекте коррекционной программы по математике для детей с ОВЗ следует отбирать и использовать только средства, формы, приёмы и способы обучения, которые помимо предметных результатов, давали бы достижение таких целей, как:
- способность, умение и желание адаптироваться к жизненным реалиям;
- формирование основ мышления, самостоятельности и независимости в суждениях, оценке себя и других;
- воспитание ответственности;
- «привитие» культурных основ социальной жизни.
На коррекционных занятиях для детей с ОВЗ кажется вполне уместным использование устных сочинений сказок с математическим содержанием. Творческая деятельность детей в данном случае сопровождается прекрасным расположением духа. А это с раннего возраста необходимо детям для создания внутренней (подлинной) мотивации. Наличие такой мотивации является в настоящее время острейшей проблемой на любой ступени образования. Формирование способностей, направленных на раскрытие и проявление подлинного творчества с самых «младых лет» (а не формирование стереотипных действий) поможет в дальнейшем успешной (по возможностям развития детей с ОВЗ) учёбе в школе. Ведь если сочинения собственных историй постепенно становится любимым занятием, то и само творчество оборачивается желанным. А это рождает внутренний настрой на успех в своей деятельности.
Процесс создания математических сказок подразумевает деятельное воображение, фантазию на общие математические темы. Здесь формируются начальные умения: владение грамотной родной речью, осознание и расширение (на житейском ещё уровне; согласно с возможностями возраста и развития, других особенностей) математических понятий. Происходит целенаправленное решение педагогической задачи развития творчества, логики.
Придумывание своих сказок является одним из интереснейших видов деятельности (творчества) детей дошкольного возраста. Это многозначащее средство развития мыслительных операций, общего интеллектуального развития.
Заключение
Таким образом, активное использование педагогами ДОУ занятий, в которых происходит развитие математического творчества, использование разнообразных методов и средств математического характера у детей с ОВЗ будет способствовать их наиболее всестороннему развитию.
Сформированные таким образом умения помогут таким детям ощущать (и быть) себя частью окружающего мира, умело приспосабливаться к непрерывно меняющимся условиям жизни.
Список используемой литературы
1. Воспитание в современной образовательной среде: материалы межрегион. науч.-практич. конф. [Текст] / науч. ред. С.В. Тарасов, отв. ред. И.В. Васютенкова. – СПб.: ЛОИРО. – 2013. – 324 с.
2. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 240 с.
3. Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно-методический и прикладной аспекты: Сб. науч.-метод. Материалов [Текст] / под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. – М.: Издательство «Спутник+», 2014. – 335с.