В.А.Сухомлинский писал: «Процесс овладения родным языком – это не только и не просто передача знаний, умений, навыков. Это прежде всего воспитание. Воспитание души, воспитание разума, формирование строя мысли, кропотливая резьба, лепка тончайших черт духовного облика человека. В слове запечатлены традиции народа, его духовные ценности, созданные в течении многих столетий».
Любой национальный язык непосредственно связан с формированием национального самосознания. В настоящее время особенно необходимо уважительное и тактичное отношение к национальному языку, этническому этикету, объектам национальной культуры и к духовности в целом, которая лежит в основе любого этноса и проявляется через родной язык. Язык отражает для человека окружающий его мир, язык также отражает культуру, созданную человеком, хранит ее для человека и передает от человека к человеку, от родителей к детям. Язык – орудие познания, с помощью которого человек познает мир и культуру. Наконец, язык – это орудие культуры: он формирует человека, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение, менталитет, национальный характер, идеологию. Нельзя забывать о той огромной роли, которую в воспитании, формировании личности играет язык, неразрывно связанный с культурой. Можно сказать, что личность – это продукт языка и культуры.
Человек родился и с первой минуты слышит звуки своего будущего родного языка. Язык знакомит его с окружающим миром, навязывая ему то видение, ту картину, которую «нарисовали» до него и без него. Язык отражает мир и культуру и формирует носителей языка. Одновременно через язык человек получает представление о мире и обществе, членом которого он стал, о его культуре, то есть о правилах общежития, о системе ценностей, морали, поведении и т.п.
Незнание родного языка ведет к незнанию родных песен, фольклора, традиций и культуры. Это, в свою очередь, ведет к отрыву от родных корней.
Подражая европейскому стилю жизни, некоторые дагестанцы, забывают, что их язык – это язык родителей. Истина: от родителей не отказываются! Неважно, какие они: известные или не очень, гениальные или не совсем... Любой человек обязан беречь родной язык.
Думаю, прежде чем изучать родной язык, дети должны его знать, любить, чувствовать, что он действительно родной, что это язык его родственников. Любовь должна быть им привита еще с пеленок, а потом должна развиваться...
Призываю всех: сохраним языки, передадим духовные ценности каждого народа грядущим поколениям! Как сказал великий поэт Расул Гамзатов:
«И смутно слыша звук родимой речи,
Я оживал, и наступил тот миг,
Когда я понял, что меня излечит
Не врач, не знахарь, а родной язык».