Повторение по теме «Наречие». 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель:

  • повторить правописание наречий, основные функции наречий в речи, в тексте;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, внимательность, аккуратность.

Оборудование: худ.текст, слайды

Ход урока

1. Орг.момент. Создание психологического настроения на работу.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке и надеюсь на плодотворное сотрудничество А урок – это и есть наше с вами совместное творчество. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я улыбнусь вам, вы – мне.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

2. Сначала мы напишем словарный диктант.

Кое-куда, видимо-невидимо, бок о бок,, точь-в-точь, недолго, где-нибудь, внизу, хорошо, во-первых, настежь, издавна, по-медвежьи, поровну.
-  проверим правильность написания на слайде №1

У каждого есть лист учёта знаний. Оцените себя.

Лист учета знаний

Фамилия, имя  ______________________

полностью справился

+

допустил 1-2-3 ошибки

?

не справился (допустил больше 3 ошибок)

1.

 

 

 

2.

 

 

 

- Беседа по диктанту.

- Из каких частей речи состоит словарный диктант?

- Какую часть речи мы изучали на протяжении нескольких уроков?

- Это материал новый для вас или уже известный?

- Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Повторение по теме «Наречие») слайд №2

- Какова цель нашего урока?

3. Читаем эпиграф к уроку (хором) слайд №3

Наречие — это слова, которые «живописуют» нашу речь, отвечая за удачу общения». А.А. Шахматов.

- Как вы понимаете высказывание писателя?

4. Начнём работу по повторению правописания наречий. Выполним работу по карточкам, в парах.

- повторить правило-

Работа в парах.

- Выписать из упражнения наречия

  • 1 пара – наречия, не употребляющиеся без не;
  • 2 пара – наречия с противопоставлениями;
  • 3 пара – наречия, которые могут быть заменены синонимом;
  • 4 пара – наречия со словами, усиливающими отрицание.
1

2

3

4

непрестанно

не крепко, а слабо

невежливо

нисколько не весело

невзрачно

не доверчиво, а с подозрением

неискренне

совсем не далеко

невежественно

не высоко, а низко

несерьёзно

ничуть не радостно

неуловимо

не хорошо, а плохо

неграмотно

вовсе не интересно

 
- обменяйтесь тетрадями, проверьте по слайду правильность написания и поставьте друг другу оценки.

5. Вспомним, когда на конце наречий пишется буква А, а когда – О?

- правило-

Тест:

Вставь пропущенные буквы. Выдели приставку и суффикс.

  • Построить занов…
  • Накормить досыт…
  • Обойти справ…
  • Закрыть наглух…
  • Прийти снов…
  • Приехать издалек…
  • Вернуться засветл…

- проверим (слайд №5)

- выставьте себе оценку в лист оценок

6. Повторение слитного и раздельного написания приставок в наречиях.

- правило -

- заменить выражения синонимичными наречиями

Распределительный диктант: слитно - раздельно

А) прийти в точно назначенное время – вовремя

Б) разделить на две части - надвое

В) сильно испугаться – до смерти

Г) сделать приблизительно – на глазок

Д) работать хорошо – на совесть

Е) работать рядом друг с другом – бок о бок

- проверьте правильность написания (слайд №6) и оцените себя за это задание

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руку влево. Руку право
Руки вверх. Руки вниз
На носочки поднимались,
И на пятки опустились.
Дружно вместе повернулись,
Влево, право, потянулись

7. Правописание Ь после шипящих на конце наречий.

- правило -

Я буду читать наречия, хлопаете один раз, если в наречии есть мягкий знак, хлопаете два раза, если мягкого знака нет.

Упасть навзничь, мчаться вскачь, ударить наотмашь, уйти прочь, выйти замуж, уж темно, усыпано сплошь, стало невтерпёж, открыть настежь, скопировать точь-в-точь.

- проверьте друг друга (слайд №7) и поставьте оценки в лист

 8. Выполним задание по выбору.

- на доске-
-О или –Е  
НЕ- или НИ-
Хорош.. н..откуда
Свеж.. н..где
Ещ.. н..когда
Горяч.. н..где
Певуч.. н..откуда
Могуч.. н..куда
Выжидающ.. н..куда

-правило-

Оцените себя за это задание

9. Работа с текстом

(Тихо)тихо в лесу. Вот (по)кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи(то) лапы. Откуда(то) (с)прав.. вместе с ветром доносится голодный вой волков. (По)зимнему молчит лес. Хлопья снега падают редко (редко). (С)прав.. и (с)лев.. от опушки стоят сосны в хлопьях снега.

- Прочитайте выразительно текст, докажите, что это текст.

- Как его можно озаглавить? Определите стиль текста.

- Какую роль играют в тексте наречия? Выпишите наречия со скобками и пропусками, объяснить правописание наречий.

10. Рефлексия

Мы говорили в начале урока, что одна из особенностей наречий – образность, наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее.

Подберите наречия к пожеланиям и скажите, кому адресовано ваше пожелание: себе, ребятам, гостям:

СЛАЙД №10

  • ____________________ не болеть.
  • ________________________ выглядеть.
  • ____________________ улыбаться.
  • ______________________готовиться к урокам.
  • _________________писать в тетрадях по русскому языку.
  • _________________________ быть преданным своему делу.
  • Живите ______________________.
  • ____________________________учить орфограммы.

Слова для справок: всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно, аккуратно, тщательно, серьёзно, чисто.

Оцените себя за урок (несколько оценок послушать)

11. Итоги.

  • Что повторили на уроке?
  • Сдайте листы самооценки.
  • Спасибо за сотрудничество. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным.

12. Д/З: (слайд №11): (по выбору)

  1. Составить словарный диктант по теме «Наречие».
  2. Найти 5-6 пословиц с наречиями.