Организация образовательной экспедиции как способ реализации метапредметного подхода во внеурочной деятельности

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Классное руководство


В настоящее время перед педагогами основной школы стоит проблема перехода на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, который предполагает достижение школьниками метапредметных результатов образования.

Одной из эффективных форм, способствующих реализации метапредметного подхода на практике, является организация с учащимися образовательных экспедиций. Образовательную экспедицию можно рассматривать как вид экскурсии, который отличается следующими особенностями:

  • Ученики получают познавательное задание, которое выполняют в ходе экспедиции;
  • Деятельность обязательно заканчивается проведением итогового занятия, где демонстрируются результаты экспедиции в какой-либо форме (мини-сочинение, смотр-конкурс рисунков, общая стенгазета, рукописный журнал и т.п.). 

В организации образовательной экспедиции  можно выделить несколько этапов, которые проиллюстрированы на примере занятия на тему «Город над серебряной рекой». Использовано метапонятие «вода».

Этапы организации и проведения экспедиции:

1. Подготовительный.

На нем выявляются интересы и склонности учеников, определяются время и место проведения экспедиции, ее продолжительность, формулируются тема и цель.

Цель:

  • Образовательная: создание условий для изучения воды как геоэкономического фактора развития городов (на примере Котельнича).
  • Развивающая: способствовать дальнейшему развитию ключевых универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных.
  • Воспитательные: создать условия для дальнейшего формирования гражданственности, патриотизма, чувства уважения и любви к малой родине.

Класс делится на несколько групп (по желанию учащихся). Каждая группа представляет специалистов из какой-либо области, например, история, литература, экономика, физика, химия.  Группа совместно с учителем определяет место, время экспедиции, формулируется поисковое задание.

Название группы

Место

Познавательное задание

Историки

Краеведческий музей

  • Где располагалось первое городище? Какую роль играли реки в его местонахождении?
  • Какие реки были на карте города в момент его возникновения? Какова их дальнейшая судьба?

Литераторы

Библиотеки города

  • Кто из местных авторов писал о реке Вятка?
  • Найти стихи, отрывки из произведений местных авторов, в которых встречается описание воды, рек, природных явлений, связанных с водой.

Экономисты

Краеведческий музей

  • Какую роль играла Вятка в торговле нашего города?
  • Какую роль играет река в экономике города в настоящее время?

Физики

МП «Горводоканал», водонапорная башня

  • Когда впервые появился водопровод в нашем городе?
  • Каким является современное состояние водопровода в городе? Какие физические принципы лежат в основе его работы?

Химики

Центр гигиены и эпидемиологии Кировской области в Котельничском районе (ФГУЗ)

  • Каково качество воды, которую мы пьем?
  • Безопасно ли пить сырую воду?

2. Непосредственная экспедиция.

Группы выполняют работу согласно заданию, анализируют полученные сведения, систематизирую знания, готовят отчет о результатах экспедиции, выбирают форму представления информации на итоговом занятии. Каждый ученик определяет свою роль в группе.

3. Заключительный.

Служит для того, чтобы подвести итоги и определить степень достижения поставленной цели.

Итоговое занятие в форме конференции

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Создает положительный эмоциональный настрой на занятие.

Настраиваются на занятие, готовят все необходимое.

Мотивационный

Эпиграфом сегодняшней встречи могут быть слова вятского поэта Александра Рева:

Люблю я воду, что ни говори,
За это и движение, и кружение,
За это силовое напряжение,
За отражение светлое зари.
За говорливость детскую ее,

За глубину и многодумность мысли,
Люблю за синь, люблю за серебро…
Люблю за всё, что и не перечислить.

Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют не простые школьники, а специалисты из разных областей науки, которые собрались, чтоб поделиться своими находками. Все они недавно вернулись из поисковых экспедиций и готовы представить результаты своей работы коллегам.

Сейчас каждая группа поделится своими знаниями, пожалуйста, будьте внимательны и активны. После выступления вам нужно будет задать выступающим вопросы. 1-2 от каждой группы.

Слушают

Презентация результатов познавательной экспедиции

Определяет последовательность выступления групп, следит за регламентом.

Делятся результатами поиска, задают вопросы.

К своему выступлению каждая группа подошла творчески: «физики» показали на опытах принцип действия водопровода, «историки» провели заочную видеоэкскурсию по рекам города, «экономисты» построили свое выступление в стиле дебатов, «литераторы» прочитали стихи под красивое музыкальное сопровождение и презентовали свой альманах «Поэзия вятских водоемов», «химики» оформили красочный экологический плакат «Береги воду!».

Рефлексия

Задает вопросы, предлагает группам оценить выступления и выбрать самое оригинальное, оптимальное, содержательное, эмоциональное.

Оценивают результаты работы, делятся впечатлениями.

Опыт показал, что такая форма работы как образовательная экспедиция эффективна, так как:

  • Способствует развитию всех универсальных учебных действий: познавательных, личностных, регулятивных и коммуникативных;
  • Помогает установлению связей между знаниями, полученными на уроке, и практическим жизненным опытом;
  • Создает условия для развития познавательной активности и творческих способностей;
  • Помогает решать воспитательные задачи.
  • Способствует достижению школьниками метапредметных результатов образования.