Методическая разработка урока по истории "Россия от Февраля к Октябрю 1917 года: приход большевиков к власти"

Разделы: История и обществознание


Занятие рассчитано на 90 мин. (2 урока), для студентов 1 курса СПО.

Цель: дать оценку событиям 1917 года на основе анализа документов.

Задачи:

  • Образовательные: выявить причины и взаимосвязь событий февраля и октября 1917 года, определить хронологию основных событий, итоги и значение.
  • Развивающие: развивать умения выявлять информацию из исторических документов, анализировать ее и делать выводы, давать оценку изучаемым событиям, вести дискуссию.
  • Воспитательные: побудить учащихся задуматься над последствиями революции 1917 года и их влиянием на дальнейшее развитие страны.

Форма поведения урока: групповая работа.

План урока:

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся
  2. Актуализация знаний
  3. Усвоение новых знаний
    - события февраля 1917 года (отречение Николая II от престола, создание временного правительства и Петросовета);
    - кризисы временного правительства;
    - деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года;
    - октябрьский большевистский переворот и его последствия.
  4. Закрепление полученных знаний
  5. Рефлексия
  6. Домашнее задание

Оборудование:  мультимедийная презентация (компьютер, проектор), тексты документов.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- События 20 века в истории нашей страны являются одними из самых сложных и противоречивых. В советские времена события октября 1917 года трактовались как «Великая Октябрьская социалистическая революция» и считались ключевым событием 20 века.

После распада СССР, в 90-ые годы подход к этим событиям изменился. О большевиках было принято говорить как о политических преступниках, которые лишили страну демократического пути развития.

Что же на самом деле происходило в 1917 году? Давайте попробуем отойти от стереотипных суждений и, по – возможности, объективно подойти к изучению революционных событий 1917 года.

2. Актуализация знаний.

В феврале 1917 года в России сложилась крайне сложная обстановка. Можно говорить о политическом, социальном, экономическом кризисе.
(Учащимся предлагается вспомнить и обсудить, какие события могли предшествовать февральскому кризису).

- Какова была ситуация на фронте весной 1917 года? Как изменилось отношение солдат к военным действиям?

- Как сказывались военные действия на экономической ситуации внутри страны?

- Каково было отношение различных социальных групп к событиям Первой мировой войны? Что можно сказать о патриотических настроениях в обществе к февралю 1917 года?

(Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал).

- Таким образом, к февралю 1917 года в стране наблюдалось сокращение промышленного производства, ощущалась нехватка продовольствия и предметов первой необходимости, инфляция. Такая ситуация приводила к росту социального недовольства - забастовки, крестьянские бунты, на фронтах учащались случаи дезертирства солдат.

3. Изучение нового материала.

Изучение нового материала проводится в форме групповой работы.

Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек. У каждой группы задание на определенную тематику. По этой теме группа получает подборку документов. В течение 30 минут идет работа в группах. Каждый из участников группы выполняет индивидуальное задание, затем происходит обмен мнениями, каждый должен высказаться.

Далее участники группы решают, кто будет презентовать результаты работы своей группы перед всей аудиторией.

1 группа - события февраля 1917 года (отречение Николая II от престола, создание Временного правительства и Петросовета) - документы в Приложении 1;

2 группа - кризисы временного правительства - документы в Приложении 2;

3 группа - деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года - документы в Приложении 3;

4 группа - деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года - документы в Приложении 3;

5 группа - октябрьский большевистский переворот и его последствия - документы в Приложении 4.

4. Закрепление полученных знаний.

Первичное закрепление изученного материала проходит в форме беседы. Учащиеся обсуждают, высказывают собственные точки зрения по предложенным вопросам:

  • почему в России в 1917 году сложилась система двоевластия?
  • почему временное правительство не смогло стабилизировать обстановку в стране? Какие ошибки оно допустило?
  • каким образом сложившейся политической ситуацией в стране воспользовались большевики?
  • был ли неизбежен приход большевиков к власти?

5. Рефлексия.

Рефлексия проводится в форме ПОПС - технологии (позиция - объяснение – пример - следствие). Чтобы учащиеся могли быстро сформулировать свои выводы, можно подготовить речевые клише:

  • Я считаю….,
  • Мне кажется….,
  • Я думаю…
  • Потому что…,
  • Так как….
  • Например,
  • Я могу доказать…
  • Таким образом…