Занятие рассчитано на 90 мин. (2 урока), для студентов 1 курса СПО.
Цель: дать оценку событиям 1917 года на основе анализа документов.
Задачи:
- Образовательные: выявить причины и взаимосвязь событий февраля и октября 1917 года, определить хронологию основных событий, итоги и значение.
- Развивающие: развивать умения выявлять информацию из исторических документов, анализировать ее и делать выводы, давать оценку изучаемым событиям, вести дискуссию.
- Воспитательные: побудить учащихся задуматься над последствиями революции 1917 года и их влиянием на дальнейшее развитие страны.
Форма поведения урока: групповая работа.
План урока:
- Мотивация учебной деятельности учащихся
- Актуализация знаний
- Усвоение новых знаний
- события февраля 1917 года (отречение Николая II от престола, создание временного правительства и Петросовета);
- кризисы временного правительства;
- деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года;
- октябрьский большевистский переворот и его последствия. - Закрепление полученных знаний
- Рефлексия
- Домашнее задание
Оборудование: мультимедийная презентация (компьютер, проектор), тексты документов.
Ход урока
1. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- События 20 века в истории нашей страны являются одними из самых сложных и противоречивых. В советские времена события октября 1917 года трактовались как «Великая Октябрьская социалистическая революция» и считались ключевым событием 20 века.
После распада СССР, в 90-ые годы подход к этим событиям изменился. О большевиках было принято говорить как о политических преступниках, которые лишили страну демократического пути развития.
Что же на самом деле происходило в 1917 году? Давайте попробуем отойти от стереотипных суждений и, по – возможности, объективно подойти к изучению революционных событий 1917 года.
2. Актуализация знаний.
В феврале 1917 года в России сложилась крайне сложная обстановка. Можно говорить о политическом, социальном, экономическом кризисе.
(Учащимся предлагается вспомнить и обсудить, какие события могли предшествовать февральскому кризису).
- Какова была ситуация на фронте весной 1917 года? Как изменилось отношение солдат к военным действиям?
- Как сказывались военные действия на экономической ситуации внутри страны?
- Каково было отношение различных социальных групп к событиям Первой мировой войны? Что можно сказать о патриотических настроениях в обществе к февралю 1917 года?
(Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал).
- Таким образом, к февралю 1917 года в стране наблюдалось сокращение промышленного производства, ощущалась нехватка продовольствия и предметов первой необходимости, инфляция. Такая ситуация приводила к росту социального недовольства - забастовки, крестьянские бунты, на фронтах учащались случаи дезертирства солдат.
3. Изучение нового материала.
Изучение нового материала проводится в форме групповой работы.
Учащиеся делятся на группы по 5-6 человек. У каждой группы задание на определенную тематику. По этой теме группа получает подборку документов. В течение 30 минут идет работа в группах. Каждый из участников группы выполняет индивидуальное задание, затем происходит обмен мнениями, каждый должен высказаться.
Далее участники группы решают, кто будет презентовать результаты работы своей группы перед всей аудиторией.
1 группа - события февраля 1917 года (отречение Николая II от престола, создание Временного правительства и Петросовета) - документы в Приложении 1;
2 группа - кризисы временного правительства - документы в Приложении 2;
3 группа - деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года - документы в Приложении 3;
4 группа - деятельность партии большевиков с апреля по сентябрь 1917 года - документы в Приложении 3;
5 группа - октябрьский большевистский переворот и его последствия - документы в Приложении 4.
4. Закрепление полученных знаний.
Первичное закрепление изученного материала проходит в форме беседы. Учащиеся обсуждают, высказывают собственные точки зрения по предложенным вопросам:
- почему в России в 1917 году сложилась система двоевластия?
- почему временное правительство не смогло стабилизировать обстановку в стране? Какие ошибки оно допустило?
- каким образом сложившейся политической ситуацией в стране воспользовались большевики?
- был ли неизбежен приход большевиков к власти?
5. Рефлексия.
Рефлексия проводится в форме ПОПС - технологии (позиция - объяснение – пример - следствие). Чтобы учащиеся могли быстро сформулировать свои выводы, можно подготовить речевые клише:
- Я считаю….,
- Мне кажется….,
- Я думаю…
- Потому что…,
- Так как….
- Например,
- Я могу доказать…
- Таким образом…