Форма: деловая игра.
Цель: ознакомить с понятием «дружба»; понимание смысла гуманных отношений; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости.
Задачи:
- Формировать у учащихся ключевые компетенции, ценностные ориентации, способность аргументировать свою точку зрения, умение работать в группе, нести ответственность за конечный результат.
- Воспитывать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
- Развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.
Оборудование: словарь Ожегова, маски животных, раздаточный материал, презентация.
Ход занятия
1. Приветствие.
Здравствуйте дети, сегодня мы с вами будем, поговорим о том, что такое настоящая дружба. СЛАЙД № 1. (Приложение 1)
2. Введение в тему
«Займи позицию». С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого в противоположных сторонах класса вывешиваются два плаката.
Учащимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос.
3. Объявление темы «Дружба нужна»
4. Мозговой штурм
«Дружба - это…» (5 мин.) работа над понятием дружба. Учащимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба» и нужна ли она людям. Учащиеся высказывают свои мысли, которые записываются на плакате.
А теперь познакомитесь с определением понятия дружба в толковом словаре.
В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов». СЛАЙД № 2 (Приложение 1)
5. Игровое упражнение
- ученики встают в круг (лицом в центр), закрывают глаза и не разговаривают друг с другом;
- учитель приклеивает скотчем на спину маленькие рисунки;
- учитель просит найти «себе подобного» и занять свои места за столом, разговаривать при этом нельзя;
- дети определяют за какой стол они сядут;
- учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ребятами вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?»
Осуждение игрового момента.
- Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения?
- Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки?
- Какой рисунок у вас на спине?
6. Игра «Друзья»
(каждый ребёнок из группы)
Ребята, вы сейчас поиграете в игру «Друзья», для этого вы выбираете конверт. Каждый участник группы дожжен закончить предложение.
- Закончи предложения
Настоящий друг (подруга) всегда……………….
Настоящий друг (подруга) никогда ……………
Я бы хотел, чтобы мой друг (подруга) ……….
Я хороший друг (подруга) потому, что ………
Ответы по кругу
7. Упражнение «Объявление» - «Ищу друга»
- Вы знаете, что сегодня в большинстве газет, социальных сетях публикуют различные объявления, в том числе найти друзей. Действительно, такие объявления помогают людям найти друг друга, они начинают переписываться, делиться новостями, радостями.
- Попробуйте составить текст газетного объявления «Ищу друга» (каждой группе).
Можно несколько зачитать.
У каждого есть друг (подруга), соответствует ли он этим качествам? Ответы детей
8. «Портрет хорошего друга»
- Давайте создадим портрет хорошего друга. Какими качествами он должен обладать? В помощь вам предложен Слайд № 3 (Приложение 1)
Каждая группа составляет свой портрет (группы пишут на листах А4).
- добрый, вежливый, честный, щедрый,
- сильный, внимательный, заботливый,
- преданный, умеющий хранить секреты,
- отзывчивый, трусливый, жадный,
- хорошо учится, любезный, терпеливый,
- льстивый, богатый, доверчивый, веселый,
- ленивый, строгий, общительный,
- бескорыстный, трудолюбивый.
Итог: из предложенных портретов выбирается общий.
9. Какие слова, действия, мешают дружить.
(предположения детей).
Мы Вам предлагаем познакомиться с правилами дружбы.
Правилами дружбы
СЛАЙД 4 (Приложение 1)
- Делись успехами с другом.
- Старайся быть приятным и полезным друзьям.
- Доверяй другу, как самому себе.
- Первым приходи на помощь.
- Защищай друга в его отсутствие.
- Храни доверенные тебе тайны.
- Не поучай, не будь занудой.
- Уважай свободу и внутренний мир друга.
- ………………..
А какое бы вы своё предложили правило дружбы?
Я хочу предложить вам ещё вот такие правила дружбы. Смотрим на слайд.
Слайд 5-10 (Приложение 1)
Сейчас вы посмотрите и послушаете инсценировку, в которой будет показано одно из правил дружбы.
Сценка «О дружбе»
Ведущий:
Как-то заинька трусишка,
Зайка - серые штанишки,
Повстречал в лесу лисичку,
Очень хитрую сестричку,
Зайка лисичку увидал,
Как осинка задрожал.
А лисичка-то хитрит
И зайчишке говорит:
Лиса:
Что ты, заинька, дрожишь?
Что ты, серенький, молчишь?
Не приветствуешь меня,
Ведь с тобою мы друзья.
Дай тебя я обниму,
Лапку я твою пожму.
Заяц:
Ой, боюсь, боюсь тебя,
Съешь ты, лисонька, меня!
Ведущий:
Только треснул вдруг сучок
Слышит лисичка голосок:
Еж:
Не пожмешь! И не старайся!
И отсюда убирайся!
Друга съесть тебе не дам!
Лапы прочь! А то под дам!
Ведущий:
Видит зайка из-под елки
Выбегает еж из норки,
Палкой он лисе грозит
Ну, а та как побежит!
И лишь пятки засверкали,
Только лисоньку видали
10. Рефлексия. Подведение итогов
- На какой вопрос пытались ответить? Понравилось ли занятие? Что узнали нового? Какие сделали выводы?
Мы вам даём ладони (или сами обводят и вырезают), на которых надо написать, какого бы друга вы хотели иметь.
Прикрепляем ладони к дереву дружбы.
Учитель: Завершая наш разговор, хочу пожелать вам всем быть дружелюбными, иметь настоящего друга и побеждать зло добром.