Цель: осознание родителями необходимости воспитания нравственных добродетелей у детей через работу над ситуациями.
Ход собрания
Организационный этап (Родители рассаживаются за парты. Парты расставлены в форме круга.)
Эмоциональный настрой
- Добрый вечер, уважаемые родители! Приятно видеть вас. Очень надеюсь, что у вас замечательное настроение, и вы готовы к плодотворному сотрудничеству. Для начала давайте поиграем, как играют наши дети.
Игра «Дождик» (Игра на взаимодействие, снятие напряжения, беспокойства).
Упражнение «Дождь в саду» (упражнение выполняется в тесном кругу или в парах).
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание атмосферы доверия, сплочение группы.
Представьте, что вы оказались в саду. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивание по спине партнера). А вот начался ливень (движения ладонями вверх-вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце.
Обсуждение: - Что вы чувствуете?
Наша площадка называется «Сад добродетелей».
- Что означает слово «добродетели»? (буквально – доброделание)
Добродетели — это порядком позабытое слово. Но именно за ним стоит то, что так необходимо в жизни любого человека: доброта, вежливость, благодарность, любовь, милосердие, мужество, нежность, ответственность, справедливость, трудолюбие, честность, уважение…
На слайде: Аккуратность, активность, благодарность, верность, вера, выдержка, вежливость, доброта, дисциплинированность, жизнерадостность. заботливость, исполнительность, любознательность, мудрость, мужество, милосердие, надёжность, настойчивость, нежность, ответственность, самостоятельность, скромность, совесть, старание, трудолюбие, терпение, умение прощать, щедрость, честность.
Аристотель в своё время сказал: «Добродетель – это способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий. А порочность – это её противоположность».
Сегодня мы рассмотрим несколько жизненных примеров, которые возникают в семьях, и совместно найдём пути выхода из сложившихся ситуаций.
Работа в группах с ситуациями:
Ситуация самооценки
Ситуация 1. Угрызения совести от поступка.
— Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, — попросила мама.
— Чао, мамочка. Приду в шесть. — И дочка выскочила за дверь.
Дальше Таня вспоминает: «В подъезде я налетела на незнакомую пожилую женщину, в руках у неё были две полные сумки. От столкновения сумки упали на пол и из них высыпались продукты.
— Девочка, помоги мне, пожалуйста, собрать продукты.
— Вот еще! — резко ответила я.
— Да, молодежь пошла...
— А нечего под ногами путаться! — сказала я в ответ.
В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.
— Пожалуйста, милости просим, — дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из подъезда, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок...»
Вопросы и задания
- Какое представление о воспитанности Тани получила соседка при встрече в подъезде?
- Что может подумать соседка о семье Тани? Какими добродетелями обладает Таня?
- Что значит быть воспитанным человеком?
- Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?
Комментарии специалиста. М.Светлова, психолог-практик, автор тренингов личностного роста: «Всё это следствие семейного воспитания. Скорее всего, мама и папа тоже не отличаются пунктуальностью и уважительным отношением к людям преклонного возраста (например, к своим родителям). Пословица «Что посеешь, то и пожнешь», именно такое отношение ожидает их в старости.
Если ребёнок воспитывается в ситуации любви, принятия и поддержки, если в нём видят личность и уважают эту личность, - ребёнок формируется, вырастает полноценной, стабильной личностью, умеет принимать и оказывать поддержку другим».
Ситуация 2. Воспитание в семье.
Критикующий, контролирующий, командующий папа в присутствии мамы и на глазах у мамы что называется наказывал, унижал сына. И мама, как мышка, молчала, не заступалась за ребёнка.
Вопросы и задания
- Прокомментируйте действия папы, мамы.
- Каким человеком вырастет ребёнок в этой семье?
- Вы хотели бы своего сына видеть таким человеком?
- А как Вы воспитываете своих детей, если они совершили недобрый поступок?
- Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?
Высказывание своей точки зрения каждой группы. (Напомнить правило: высказываем своё мнение по кругу, пропустить ответ можно только один раз) По кругу выслушивание мнений других групп.
Комментарии специалиста. М.Светлова, психолог-практик, автор тренингов личностного роста: «Именно женщина формирует стиль отношения между папой и ребёнком, сглаживая острые углы, что-то объясняя, примиряя, иногда просто обучая их общаться друг с другом. И если женщине это удаётся, то в семье мир и лад, и отношения между всеми членами семьи близкие и доброжелательные. Но если женщина уходит в свои переживания, неудовлетворённость собой или своей жизнью, если она выпускает фокус с отношений – то отношения в семье, что называется, «сыпятся», разлаживаются. Потому что исчезает то, что цементирует отношения, гармонизирует их. Исчезает сама женщина-созидатель».
После каждого высказывания группа формулирует главную мысль для создания коллективного портрета Воспитанного сына, Воспитанной дочери. Результатом работы родителей с ситуациями будет «Портрет воспитанного ребёнка», оформленный на ватмане.
Рефлексия (незаконченные предложения).
Родители пишут свои мысли на стикерах – сердечках и озвучивают для всей аудитории.
— Хорошие дети …
— Смысл моей жизни …
— Считаю, что я …
— Семейное счастье …
Комментарий специалиста: психолог Селми Филдман утверждает что:
«Дети, привыкшие к критике, учатся осуждать.
Дети, враждою воспитанные, знают как нападать.
Те же, в насмешках взращенные, робкими быть обреченные.
Много и часто стыдимые, будут виною гонимые…
Дружбой, Душевным теплом одаренные, по жизни Любовью идут озаренные».
В заключение мне хочется привести высказывание Аристотеля «Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми».
Благодарю за плодотворное сотрудничество! (Письмо родителям «Принципы воспитания»)