Конспект урока по окружающему миру по теме "Использование бытового холодильника". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип занятия: ознакомление с новым материалом.

Цели занятия: расширить представления обучающихся о функциональном предназначении холодильника.

Задачи занятия:

  • Познакомить обучающихся с назначением, сферой применения бытовых холодильников и правилами пользования;
  • Научить правильному расположению продуктов в холодильном шкафу;
  • Расширить знания учащихся о возможностях холодильника;
  • Продолжить воспитание бережливости к бытовой технике.

Словарь:  холодильник, холодильная камера, морозильная камера, терморегулятор.

Ход занятия

Мотивация учащихся

Учитель: -  Ребята у каждого из вас дома есть дома очень важная и необходимая вещь в быту. Отгадайте загадку:

Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри:
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
(холодильник)

Учитель: - Правильно, холодильник. (на доске слово ХАЛАДИЛЬНИК)

- Посмотрите на отгадку. Кто догадался, о чём мы будем с вами сегодня   говорить?   Всё ли верно записано? (нет, ошибка)

Учитель: 

- Давайте проверим написание.

- Где можно проверить? (орфографический словарь)

- Найдите написание данного слова.

- Но это слово можно ещё проверить. Как?

- Кто скажет, что обозначает данное слово?

- Где можно выяснить значение слова? (в толковом словаре) – (находят, читают)

Актуализация опорных знаний

История о возникновении холодильника

А) Учитель:  Первый холодильник  был совсем не похож на современный. Корпус его был из кедра, внутри находился контейнер из металлических листов, изолированных от корпуса кроличьим мехом.

Само название было впервые предложено в 1800 г. американским инженером Томасом Муром. В XIX в. такие устройства называли “айс-боксами” (ледяными ящиками). Он разделялся на два отсека: в первом хранили продукты, а во втором – лед.

Б) Луиза: Ещё совсем недавно в первой половине 20 века для хранения скоропортящихся продуктов использовали в основном традиционные средства-ледники (подземелья  или погреба, где с зимы запасали лёд).

(3-5 слайд)

Иногда пользовались законами физики. Например, как сохранить в жару сливочное масло и молоко? Банку с молоком или маслом ставили в миску с холодной водой и накрывали мокрой салфеткой так, чтобы её края были погружены в воду. Влага впитывалась в салфетку и испарялась. На испарение уходило много времени - оно и отбиралось от молока в банке.

В) В России в 1888году впервые был применён «искусственный холод» в промышленности - на рыбных промыслах в Астрахани.

А в 1945 году Московским заводом холодильного оборудования был выпущен первый серийный бытовой холодильник.

Учитель:  - Ребята, как и где сегодня можно приобрести холодильник? (по объявлению, в магазине).

- Правильно, посмотрите на слайд. Что изображено? Разделите предметы  по группам. (мебель, инструменты, бытовая техника).

- Как называется магазин, где продают мебель? (мебельный)

- Где продают инструменты? (строительный или хозяйственный магазин)

-  В какой магазин мы должны пойти за холодильником?

Учитель:  - Отправляемся в магазин. Необходимо нарисовать наш путь (на листочках в большую клетку – рисуем под диктовку):

Учитель:
  • 2 клеточки вниз
  • 2 клеточки вправо
  • 1 клеточку вверх
  • 5 клеточек вправо
  • 3 клеточки вверх
  • 4 клеточки влево
  • 2 клеточки вверх.

Учитель: - Кто догадался в какой магазин мы пришли? («Мир видео и бытовой техники»)

Изучение нового материала

Посмотрите какое разнообразие  холодильников (картинки)

Учитель:  - Наши действия при покупке товара? (оплатили, наняли грузовую машину для  перевозки покупки, привезли домой)

Учитель: - Что делаем дома? Где, как  правильно установить холодильник?

- Нам необходимо познакомиться с инструкцией!

А)  1-я практическая работа

  • 1 группа чтение инструкции - «установка холодильника»
  • 2 группа - чтение инструкции – «меры безопасного включения»

Учитель: - С инструкцией познакомились, холодильник установили, но он  качается, стоит не ровно на полу.

- Какой предмет нам поможет ровно установить? (уровень)

2-я практическая работа – учащийся показывает уровень и объясняет  как по нему установить ровно холодильник.

Б) Учитель: - Что мы должны знать перед загрузкой продуктов в холодильник?

- Отберите какие продукты будем хранить в холодильнике? (отбирают на парте нужные картинки)

-  Расположите  продукты по полкам. (на доске рисунок холодильника и с помощью магнитов)

Учитель: - Проверим! Всё ли верно? Каков срок хранения продуктов?

Справка: В морозильном отделении хранятся только замороженные продукты. Хранятся они сравнительно долго:

  • Мясной фарш - 4 месяца;
  • Целая птица (гусь, курица, утка и др.) - 1 год.
  • Птица, рубленная на куски – 8-9 месяцев;
  • Мясо (говядина, телятина, свинина и другое)  - от 4 месяцев до 1 года;
  • Колбасные изделия – до 2 месяцев;
  • Готовая птица – 3 месяца.
  • Различная рыба: жирная - 2-3 месяца, вся остальная – 6 месяцев.
  • Готовые блюда, в том числе бульоны и супы, соусы, котлеты и др. – 2-3 месяца.
  • Овощи и фрукты хранятся до 1 года, кроме:  помидоров (2 месяца), перца (3-4 месяца), кабачков и тыкв (10 месяцев), яблок (4 месяца), абрикосов (6 месяцев), персиков (4 месяца)
  • Грибы: вареные до 1 года, сырые – 8 месяцев.
  • Ягоды обычно хранятся полгода.
  • Маргарин и сливочное масло можно хранить около 9 месяцев.

В зависимости от температурного режима морозильное отделение холодильника имеет соответствующую маркировку - звёздочки. Каждая звёздочка означает 6оС. Холодильники выпускают с 1,2,3,4 звёздочками, что соответствует -6, -12, -18, -24. (13 слайд)

При -6оС- (*) - продукты хранятся 1-2 недели
При -12оС (**) - 4-6 недель
При -18оС (***) - до 12 месяцев

Одним из самых важных принципов хранения продуктов в холодильнике - это их правильное размещение на разных уровнях, каждый из которых имеет свой собственный температурный режим. (сообщение детей)

В холодильном отделении поддерживается невысокая положительная температура, обычно плюс 2 - плюс 8°С (поэтому холодильное отделение иногда называют плюсовой камерой).

В самом низу находится отделение для овощей. Это выдвижной ящик, сверху накрытый стеклом.

Стекло необходимо по двум причинам:

1. Оно предохраняет овощи от слишком холодного воздуха, который должен не проникать в овощное отделение, а лишь охлаждать его стенки;

2. Благодаря стеклянной крышке овощи не высыхают.

На стеклянной крышке рекомендуют держать перед приготовлением незамороженное мясо, рыбу.

Для сыра и масла в панели дверцы холодильника есть специальное отделение, закрывающееся крышкой или на верхней полке в холодильнике.
Узкие полки с бортиками на дверной панели предназначены для хранения пакетов с молоком.

В специальных гнездах в верхней части панели дверцы хранятся свежие яйца.

Остальные продукты - готовые блюда и супы, колбасы, копчености, открытые консервы - располагаются на средних полках холодильной камеры.

В морозильном отделении хранят только замороженные продукты. Хранят сравнительно долго, во всяком случае,  значительно дольше, чем в холодильном.

Чтение 10 правил хранение продуктов, расположение на полках по памяткам

(на столах памятки)

Правила хранения продуктов в холодильнике:

  1. Готовые блюда и сырые продукты (яйца, рыба, мясо) не должны находиться рядом
  2. Храните продукты в специальных контейнерах. Это поможет избежать очень многих неприятностей, касающихся как запаха, так и их несовместимости. Кроме прочего с помощью  контейнеров, Вы сможете оптимально использовать пространство в холодильнике.
  3. Овощи и фрукты должны быть чистыми (вымытыми)  и сухими. Их лучше хранить в бумажных пакетах, это предотвратит образование плесени и грибка
  4. Зелень  хорошо храниться  «букетиком», поставленная в баночку с водой (меняйте воду каждые 2-3 дня).
  5. Обязательно мойте яйца (желательно с мылом) перед тем, как поместить их в холодильник.
  6. Не забывайте о сроках хранения продуктов, указанных на упаковках. Даже если продукт храниться  в холодильнике, используйте его вовремя, пока он не утратил всех своих полезных и вкусовых качеств.
  7. Возьмите за правило каждую неделю делать полную ревизию холодильника. Все, у чего подходит срок реализации, включайте в меню внепланово.
  8. Если Вы приготовили много и не съели в намеченное время, лучше заморозьте. Через недельку - другую это блюдо доставит Вам и Вашим родственникам гораздо больше удовольствия.
  9. Для длительного хранения активно используйте морозильную камеру.  Можно заморозить не только свежие продукты, овощи, фрукты и полуфабрикаты, но и готовые блюда, в том числе бульоны и первые блюда.
  10. Замороженные продукты и блюда, наряду с полуфабрикатами -  «стратегический запас»   экономной хозяйки.
  11. Помидоры и яблоки не очень хорошие соседи для остальных фруктов и овощей. Они ускоряют созревание и следующее за ним гниение этих продуктов.

И еще два полезных совета:

  1. Избежать лишней влаги в холодильнике поможет обычная каменная соль. Соль хорошо впитывает влагу. На среднюю полку поставьте стаканчик на 2/3 заполненный солью. Время от времени проверяйте стакан. Как только соль станет твердой от влаги, поменяйте ее на новую, сухую
  2. Запах в холодильнике хорошо убирает активированный уголь. Несколько таблеток раздавите и поместите в неглубокую и небольшую емкость (например, кофейное блюдце) Эффективно в течении 3–4 недель, потом тоже заменить.

Учитель: - Запомните эти простые правила и советы по правильному хранению продуктов в холодильнике и все продукты в нем всегда будут необходимого качества и свежести.

Итог занятия

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • Как вы считаете, пригодятся ли вам в дальнейшей жизни полученные знания?
  • Для чего нужно знать о хранении продуктов питания?
  • Поднимите смайлики, которые покажут ваше настроение после проведённого урока.