Цели мероприятия:
- Расширить кругозор учащихся, обратить внимание на трудное существование птиц зимой;
- Прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране.
Задачи:
- Познакомить с многообразием и особенностями зимующих в наших краях птиц;
- Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.
Оборудование:
- Рисунки детей о птицах, кормушки, изготовленные руками детей;
- Аудиозапись «Голоса птиц»;
- Презентация «Зимующие птицы».
Ход мероприятия
Звучит фонограмма «Голоса птиц».
Учитель: Закройте, ребята, глаза. Что вы представляете себе?
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно)
Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут.
Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Слайд 1 (Тема мероприятия)
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.
- А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные)
- А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)
- А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)
- Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)
- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.
Слайд 2 (читают стихотворение дети)
1.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
2.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей
Скорей на помощь, дети!
3.
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
4.
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки.
И оживут бедняжки!
5.
По небу весело скользя.
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
"Спасибо, вам великое!"
Слайд 3 (Прочитать текст «Снегирь» и ответить на вопросы по тексту)
Снегирь.
Ты знаешь, что многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. Называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание — жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.
Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.
По Ю.Дмитриеву
Ответь на вопросы:
- Как выглядят снегири?
- Когда появляются снегири в наших местах?
- Каких еще зимующих птиц ты знаешь?
Слайд 4 (Снегирь, с докладом выступает ученик)
Снегирь - очень красивая птица. Она в ярко-красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся.
Они ещё и галантны. Самцы, как бы не были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.
Слайд 5 (Зимующие птицы)
Конкурс "Сложи пословицу" (пословицы разрезаны)
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Как сорока хвостом, так болтун языком.
- Осенью и у воробья пир.
- И сова своих детей хвалит.
- Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.
- Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.
- Птице даны крылья, а человеку - разум.
Учитель:
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных друзей.
Зимний лес не спит, а дремлет
Серебром унизан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Слайд 6 (Прочитать текст «Первый снег» и ответить на вопросы по тексту.)
Первый снег.
Наконец пришла зима. Ещё с вечера небо укрыли тучи. Первые снежинки закружились в воздухе.
Проснувшись, как обычно, на зорьке, Пеструшка осмотрелась кругом и не узнала знакомого леса. Он весь был пушистый и белый.
Скоро проснулись другие тетерева и тоже с удивлением оглянулись по сторонам. А потом вся стая полетела кормиться на лесную поляну.
Наелись тетерева берёзовых почек, пора и отдохнуть. Только теперь, зимою, им незачем было прятаться в лесную чащу. Прямо с деревьев нырнули они вниз, в мягкий пушистый снег, и закопались в нём.
Теперь на всю зиму тетеревам убежище есть. Полетают по лесу, покормятся — да и в снег отдыхать. Хорошо там! Ветер не дует, и от врагов спрятаться можно.
Г. Скребицкий
Ответь на вопросы:
- Какое время года наступило?
- О каких птицах говорится в рассказе?
- Что сделали тетерева, когда проснулись?
- Какой лес тебе нравится больше - осенний или зимний?
Слайд 7 (Тетерев, с докладом выступает ученик)
Тетерев - это красивая черная птица с красными бровками и необычным хвостом в форме лиры. Тетерева относятся к семейству фазановых. Ведут они кочевой образ жизни, но зимой тетеревиные стаи обитают обычно в березовых рощах, где питаются вкусными березовыми почками.Тетерев отлично умеет нырять. Но только не в воду, а в снег. В снегу эти птицы ночуют, а в сильные морозы могут и целыми днями сидеть в сугробе, выбираясь только один раз в день за пропитанием. Слух у тетерева отличный. Если, сидя в снегу, он услышит, как скрипит снег под лапами лисицы или под лыжами охотника, тетерев моментально выбирается из сугроба и улетает от опасности.
Учитель: Отгадайте загадки:
Ты с модницей этой, конечно, знаком,
Вертушка, на месте никак не сидится -
Всё хвастает синим своим сюртуком
И шапочкой синей гордится.
(Синица)Озорной мальчишка в сером пальтишке.
По двору шныряет, крошки собирает.
(Воробей)
Слайд 8 (Прочитать текст «Мы – ваши друзья» и ответить на вопросы)
Мы – ваши друзья.
Пришла зима. Многие птицы улетели на юг. А мы: воробьи, синицы — остались с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом. Не удивляйтесь, что мы еще с осени начинаем носами в окна стучать. Мы напоминаем вам: вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняли. Теперь ваш черед. Помогите нам!
А. Аксенова
Ответь на вопросы:
- О каких птицах говорится в рассказе?
- Как можно им помочь?
Слайд 9 (Синица, воробей - доклады учеников)
Синица - это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто-синяя, а брюшко - жёлтое.
Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле.
Воробей - это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей".
Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.
Учитель: Что же нужно делать, чтобы птицы не погибли? (мастерить кормушки)
Слайд 10 (Прочитать текст «Кормушка» и ответить на вопросы)
Кормушка.
Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зёрен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
Ответь на вопросы:
- Как дети помогли птицам?
- Чем можно покормить птиц?
- Как ты можешь помочь зимующим птицам?
Стихотворение (читает ученик)
Где утром к опушке прошёл человек.
Следы заметает до вечера снег.
Но всюду- у еле приметной дорожки
В кормушки насыпаны зёрна и крошки.
Слетайтесь, слетайтесь,
Лесные пичуги!
Теперь не страшны вам
Холодные вьюги.
В холодные вьюги,
В голодные вьюги
Мы помнить и думать
Должны друг о друге.
Слайд 11 (Виды кормушек)
Учитель: Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормить птиц можно только белым хлебом, а вот чёрный - опасен.У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несолёное сало, сыр и мясо. Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо - семечки подсолнуха. Умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклёвывают зёрнышко.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в "столовую".
Учитель: Если вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зёрна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, пока не появится первая зелень.
Конкурс "Сделай кормушку из подручных средств"
Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь - сосед прилетели на обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду
Мы же ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв
Стаи жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
Слайд 12 (Подкормка птиц, доклад читают 2 ученика)
Зимняя подкормка птиц - довольно старая традиция. Первыми инициаторами её были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться - различные отходы, либо то, что плохо лежит. Зимой даже типичные лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голодзаставляет на определённое время забыть о естественной осторожности.
Подкармливая птиц, до весны их доживёт значительно больше.
Богаче будут их леса и парки. Кроме того, не стоит забывать об эстетической и моральной стороне. Какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.
Тем более, что зимой они лучше идут на контакт с человеком. Можно приучить даже брать пищу с рук. Помощь птица зимой помогает воспитывать у людей доброту, душевную.
Учитель: Сегодня мы поговорили о разных зимующих птицах.
Слайд 13 (Расскажите о своей любимой зимующей птице)
Учитель: С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом, насыпая корм в кормушки.
Слайд 14 («Покормите птиц зимой», читает ученик)
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время.
Список литературы.
1. Бродский Иосиф "Стихи о птицах"
2. Бурмистров Л., Мороз В. "Рассказы детям о птицах"
3. Дмитриев Ю. Рассказы
4. Скребицкий Г. "Рассказы о птицах для детей"
5. Яшин А. "Покормите птиц зимой"