Реализация системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС при использовании кейс-технологии для обучающихся СПО

Разделы: Иностранные языки, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Задача преподавателя на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Главная цель современного образования предполагает воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения гражданского общества. [1]

В этой связи основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода.

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС неотрывно связана с использованием инновационных технологий и методов обучения.

Одной из технологий, позволяющей реализовать системно-деятельностный подход, является кейс-технология.

«Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций (с англ.яз. case - случай, а case study - это обучающий случай) на основе реальных ситуаций». Задачей кейса является подробное «описание жизненной ситуации», отражающей практическую проблему и актуализирующую определенный вид деятельности, комплекс знаний [2].

Принято считать, что техника кейс-метода была разработана в начале 20-х годов прошлого века в Гарвардской бизнес-школе. Однако основы этой методики лежат в глубокой древности. Одним из первых кейсологов был Сократ, который много веков назад понял, что знание, полученное человеком в готовом виде, менее ценно для него и потому не так долговечно, как продукт собственного мышления. [3]

Кейс-метод используется при коммуникативно-ориентированном обучении языку. Коммуникативная задача решается путем использования заданных лексических единиц в определенном языковом окружении при решении конкретной ситуации.

Выеляют следующие виды кейсов:

- обучающие

- практические

- научно-исследовательские.

В своей работе отдаю предпочтение практическим кейсам.

Технологическая карта урока № 87

Оборудование:

  • носитель с видеозаписями (https://youtu.be/9PP7r0odhhM, https://youtu.be/ZaftVleoLlk, https://youtu.be/naIkpQ_cIt0),
  • колонки, аудиозапись на диске Planet of English – Track39 p.241 Ex.10,
  • мультимедийный проектор, экран для проектора,
  • Бескоровайная Г.Т., Соколова Н.И., Кайранская Е. А. и др. Planet of English. Учебник английского языка для учреждений СПО. -М.: Издательский центр«Академия»  2015,
  • учебник Cambridge English vocabulary in use Advanced Michael McCarthy Felicity O’Dell 2017,
  • Cambridge Business Vocabulary in Use Bill Mascull 2017 (Lesson 13 – Scills),
  • Английский язык для делового общения С.И. Гарагуля, 2017 (примерные вопросы для собеседования),
  • раздаточный материал, наглядность (картинки – виды профессий),
  • програмное обеспечение: Power Point, https://learningapps.org/4793291, https://www.goconqr.com/en/p/12828705,
  • аутентичные материалы сайта https://www.indeed.co.uk/,
  • компьютер,
  • бейджи в качестве атрибута игры.

Технологии: элементы кейс-технологии, инфографика - Кластер, икт.

Форма урока: деловая игра.

Цели обучающегося

O1. Определить тему урока
О2. Изучить профессиональную лексику по теме «Социальные и производственные отношения»
О3. Прослушать англоязычную речь и понять (детально) прослушанное
O4. Обыграть ролевую игру: «Собеседование при трудоустройстве на вакансию фотографа/ассистента фотографа»
О5. Выявить сложные моменты и определить способы устранения сложностей

Цели преподавателя

Предметные:
П1. Развитие умения аудировать с детальным пониманием прослушанного текста о видах профессий.
П2. Совершенствование коммуникативных навыков (говорение на туму «трудоустройство на вакансию фотографа/ассистента фотографа).
П3. Содействие развитию освоения и применения лексики профессиональной направленности (социальные и производственные отношения) в устном высказывании.
П4. Актуализация личностного опыта обучающихся при изучении темы.
П5. Создание условий для самореализации учащихся при решении задач, поставленных в ходе урока.
Развивающие: 
П6. Развитие фонематического слуха, языковой догадки, произвольного внимания (при прослушивании текста о видах профессий; просмотре видео о собеседовании без опыта работы)
П7. Развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность
П8. Развитие дисциплинированности, способности к саморегуляции
Образовательная:
П9. Организация комплексного применения знаний и умений на практике

Основные понятия, термины
Employer, employee, fast-paced working environment, communication/language/management/computer skills, previous experience, education, full training, career prospects, leadership qualities, competitive salary, benefits package, healthcare plan, subsidized meals, salary expectations, online application form, dress code, to maintain balances, to estimate interests, to use special software to complete the task, to be responsible for…, equipment, full-time/part-time, to make eye contact, first impression, professional development

Формируемые образовательные результаты (знания, умения, компетенции)
Умения:
У1: вести диалог (диалог-расспрос, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального общения в учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
У2: понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;
У3: понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, предлагаемые в рамках курса (социально-производственные отношения), выборочно извлекать из них необходимую информацию (относительно собеседования при трудоустройстве);
У4: оценивать важность/новизну информации, определять свое отношение к ней
У5: читать аутентичные тексты разных стилей (объявления о вакансии и резюме сайта https://www.indeed.co.uk/), используя основные виды чтения (ознакомительное), в зависимости от коммуникативной задачи;
У6: использовать приобретенные знания и умения в практической и профессиональной деятельности, повседневной жизни (реализация ролевой игры «Собесеование при трудоустройстве»).
Знания:
З1: значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа (социально-производственные отношения) и с соответствующими ситуациями общения;
З2: тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные документы и специальностям СПО.
Общие компетенции:
ОК1. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК2. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК3. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК4. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Технологическая карта урока

При использовании кейс-технологии значительно выигрывает содержательная сторона программы, расширяется палитра деятельности как преподавателя, так и обучающихся, имеет место практическая реализаия системно-деятельностного подхода, что приводит к достижению цели современного образования, а именно - воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям информационного общества. Не секрет, что для освоения, внедрения и использования кейс-технологии преподавателю необходимо приложить максимум усилий, затратить объемные временные ресурсы на подготовку, но результат, по моему мнению, себя оправдывает. В дополнение, следует отметить, что в ходе образовательного процесса каждый разработанный кейс может быть востребован многократно, что приводит к последующему высвобождению времени. Создается коллекция качественных методических разработок, обучающих материалов, позволяющих идти в ногу со временем.

Использование кейс-технологии в неязыковых учебных заведениях переводит урок в совершенно иное качество. Максимально активизируются все виды деятельности, что способствует скорейшему достижению предметных, метапредметных, личностных результатов, развитию общих компетенций обучающихся СПО. Повышается мотивация к освоению английского языка, появляется осознание необходимости LLL, что положительно сказывается на учебном процессе в целом.

Литература

  1. www.mon.gov.ru/prof/fgos
  2. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения // Лекции. 2012. [Электронный ресурс].
  3. Гончарова М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе. Сборник научных статей / Под ред. Ю.Б.Кузьменковой. – М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. (Дискуссионный клуб FL современные тенденции и опыт профессионалов. Вып. 5). С. 95-100.