"Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их."
Сенека Мл.
Пояснительная записка
В основе урока лежит деятельность как способ изучения дисциплины через череду последовательных уроков, в основе которых лежат разнообразные знания по заданной теме, у обучающихся формируется целостная картина мира и преодолевается разобщенность учебных дисциплин и профессиональных модулей. При этом каждый педагог решает задачи своей предметной области в рамках программного материала.
Цель преподавателя: создать условия для формирования целостного представления о сварных соединениях, основываясь на знаниях из различных учебных дисциплин: инженерная графика, информатика и МДК.01.01. Технология сварочных работ.
Место урока в учебном плане: обучающиеся уже знакомы с основами инженерной графики (2 курс), изучили темы «Технология создания и редактирования растровой и векторной графики» (Информатика и ИКТ, 1 курс. Информатика, 2 курс), «Система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D», умеют пользоваться панелью инструментов программы КОМПАС-3D, вычерчивать несложные объекты.
Планируемые результаты обучения:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 2.2. Выполнять расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций.
ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.
ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.
ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.
В результате изучения данной темы обучающийся должен:
иметь представление:
- о возможностях использования систем автоматизированного проектирования при выполнении чертежа
знать:
- основные приемы построения чертежей
- порядок создания и оформления чертежа в Компас- 3D
уметь (на примере Компас-3D):
- создавать чертежи
Специальность |
Сварочное производство |
Дисциплина |
Информационные технологии в профессиональной деятельности |
Тема урока |
Выполнение чертежа сварного соединения |
Тип урока |
Комбинированный, метапредметный |
Цели урока |
|
Образовательная (предметная) |
|
Развивающая (метапредметная) |
|
Воспитательная |
|
Методы обучения |
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый |
Формы обучения |
Индивидуальная, фронтальная |
Междисциплинарные связи |
Инженерная графика, МДК.01.01. Технология сварочных работ, информатика |
Обеспечение занятия |
|
Наглядные пособия |
Карточки с картинками, презентация PowerPoint (Приложение 1) |
Дидактический материал |
ОК «Обозначения сварных швов», ОК «Панель Обозначения», ЦОР «Виды сварных соединений», ЦОР «Условные изображения и обозначения швов сварных соединений» |
ТСО |
персональный компьютер с ОС Windows 7 и установленной САПР Компас 3D LT версия 12 (свободно распространяемый) |
Литература |
|
Основная |
Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности, Издательский центр «Академия», Москва, 2015. – 352с. |
Дополнительная |
Самсонов В.В., Красильникова Г.А. Автоматизация конструкторских работ в среде Компас-3D – М.: Издательство «Академия», 2009 – 224с. |
Ход урока
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.
Добрый день!
Глядя в ваши внимательные глаза, я уверена в нашем сегодняшнем сотрудничестве.
У нас сегодня две темы. Знание и Незнание.
Философы и ученые эпохи Просвещения считали - «Знание – сила».
Ребята, а как вы считаете, что такое знание? Что такое незнание?
Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, постановка цели.
У вас на столах лежат карточки с понятиями и изображениями. Разложите их на две группы: ЗНАЮ и НЕ ЗНАЮ (картинки сварных швов, фрагменты чертежей, обозначение сварных швов).
Мы видим, что знания у всех разные. Отчего это зависит? (От знаний, от интересов и др.)
Напомните, пожалуйста, как происходит познание нового? Верно, мы будем опираться на наши знания и жизненный опыт, выявлять наши затруднения, чтобы найти способы их разрешения.
Для начала я предлагаю вам посмотреть фрагмент фильма «Образцовая сварка» (https://youtu.be/FCiEEb5Wpos )
На высоте, на море, под землей…
Под силу тем, чья гордая порода
С умом холодным, крепкою бронёй.
Аргона плазма режет, плавит… Жарко!
Рождая искры в огненном жерле,
Накалом сталь соединяет сварка –
Дуги струя в вольфрамовой игле.
Хватило б сил и пламенного сердца
Ее напор умело обуздать.
Огонь в руках: держать и не обжечься! –
Тут ловкость мастера, привычка, стать!
Сберечь глаза от ультрафиолета –
Тех самых «зайчиков» и, не спеша:
Ровнее шов, немножечко секрета...
Под маской сварщик – тонкая душа.
Целеполагание:
Давайте вместе определим тему и цель нашего урока.
Какую большую работу мы с вами проделали на предыдущих занятиях? (создавали чертежи деталей, учились правильно их оформлять в программе Компас 3DLT)
Вспомните процесс построения, что было легко? что сложно? (Конечно легче и быстрее чем вручную, чертеж чище, компьютер сам проводит ровные линии и окружности. Если ошибся можно поменять стиль линии, ее длину. При вводе данных все равно часто ошибаемся, и приходится редактировать деталь.)
Используя выбранные картинки, просмотр видеофрагмента, знания предыдущих уроков, попробуйте сформулировать тему и цель нашего занятия.
Тема: "Выполнение чертежа сварного соединения"
Цель: освоить технологию создания чертежа сварного соединения с помощью системы Компас-3D.
А что вы уже знаете о сварных соединениях?
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
2.1. Работа с информацией
Давайте вспомним сварные соединения и правила оформления сварных соединений на чертежах с помощью образовательных ресурсов.
ЦОР Виды сварных соединений.
Форма доступа: http://fcior.edu.ru/card/26356/vidy-svarnyh-soedineniy-i-tipy-svarnyh-shvov-praktika-ii.html
ЦОР Условные изображения и обозначения швов сварных соединений. Форма доступа: http://fcior.edu.ru/card/26035/uslovnye-izobrazheniya-i-oboznacheniya-shvov-svarnyh-soedineniy.html)
В настоящее время в проектной деятельности инженеры, архитекторы, технологи, дизайнеры часто прибегают к помощи систем автоматизированного проектирования. Одной из таких систем является программа….
- Компас-3D, которую мы изучаем.
Проверим необходимые знания о программе.
Упражнение «ИСТИНА-ЛОЖЬ»
№ п/п | Определите, верны или неверны указанные утверждения. Ответ запишите в двоичной форме |
Ответ (1 или 0) |
1 |
КОМПАС 3D относится к растровым графическим редакторам |
0 |
2 |
КОМПАС 3D позволяет создать только чертежи |
0 |
3 |
Недостатком векторной графики является большой объем созданных файлов |
0 |
4 |
Чертеж отличается от фрагмента тем, что у фрагмента нет основной надписи |
1 |
5 |
При нанесении размеров допускается ввод текста |
1 |
6 |
Инструмент Усечь кривую находится на панели Геометрия |
0 |
7 |
Параллельные прямые находятся на расширенной панели инструмента Вспомогательные прямые |
1 |
8 |
Инструмент Копия указанием находится на панели Редактирование |
1 |
9 |
Инструмент Симметрия позволяет сократить шаги построения |
1 |
10 |
Для копирования объекта необходимо его выделить |
1 |
Самоконтроль
Проверка правильности выполненного задания; обсуждение утверждений, вызвавших затруднение. Предоставляет студентам возможность проверить результаты упражнения через подсказку: утверждения под номером, являющимся делителем числа 6, ложны, остальные истинны.
Рассмотрим возможности программы Компас-3D LT для обозначения сварного шва.
- Панель «Обозначения» (Приложение 4).
- Объяснить правила обозначения сварного шва в программе (Приложение 2). Для обозначения такого шва применяется выноска со стрелкой, имеющей одну засечку. Обозначение включает в себя ГОСТ на шов, вид шва, знак, обозначающий размер катета и сам размер, по необходимости добавляется знак шва по замкнутой линии.
2.2. Планирование трудовых действий
Практическая работа Выполнение чертежа сварного соединения и обозначение сварного соединения в программе Компас (Приложение 5)
а) Чтение чертежа.
б) Изучение чертежа по образцу.
в) Выполнение чертежа сварного соединения и обозначение сварного соединения.
Анализ работы. Взаимоконтроль (Приложение 3).
Подведение итогов.
Давайте вернемся к нашим карточкам и еще раз распределите их по группам. Как изменились наши ЗНАНИЯ и НЕЗНАНИЯ. (незнания перешли в знания)
3. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП «Лестница успеха»
Поделитесь результатами урока.
Проанализируйте свою работу на уроке и поставьте себя на одну из ступенек Лестницы успеха.
На уроке все было понятно, успел выполнить все задания, доволен своей работой. Урок в целом удался. Цель урока достигнута.
Большая часть нового материала понятна, выполнил почти все задания. Затрудняюсь в 1-2-х моментах.
Есть к чему стремиться. Многое на уроке было непонятно, с большинством заданий не справился, не доволен своей работой. Необходима дополнительная консультация. Впереди много работы.
Маршрутный лист
ФИ _________________________________________________
№ п/п | Задание |
Оценка |
1 |
Упражнение «ИСТИНА-ЛОЖЬ» (Самоконтроль) |
|
2 |
Практическая работа (Взаимоконтроль) |
|
3 |
Средняя оценка=(1+2)/2 |
|
|
Дополнительные баллы |
|
|
Оценка преподавателя |
|