Становление патриотических ценностей – очень обширное понятие. Но что же это – патриотические ценности? И как их воспитывать – тоже не очень понятно.
Начнем с первого вопроса. Набрав слова «патриотизм» в любой поисковой строке любого браузера или заглянув в любой словарь, мы с вами увидим примерно одинаковое определение: патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Вроде бы всё понятно, а вроде и нет. Патриотизм это, прежде всего, любовь к Родине. А Родина – это родная страна, родной город, родной район, улица, двор, семья.
Изучая историю, культуру городов родной страны, ребенок учится любить окружающий мир, ценить поступки и достижения людей, уважать и гордиться землей, на которой он живет. Кроме того, именно акцент на знание истории народа, его культуры, истории городов России поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В октябре 2016 года мы, педагоги, вместе с воспитанниками старшей группы посетили выставку «Денежные купюры и монеты» в филиале № 1 МУ ЦБС, на которой нас познакомили с коллекцией денежных купюр и монет. Коллекционер Николенко Николай, рассказал деткам о своем хобби, об истории возникновения денежных знаков, подробно описывал те купюры и монеты, которые больше всего вызвали интерес у маленьких почемучек.
Мы, как педагоги, не могли не заметить того живого интереса, который вызвали у детей денежные купюры – вопросы, связанные с данной выставкой не прекращались и на следующий день. Видя такой неподдельный интерес детей, мы решили совместить две проблемы: становление патриотических ценностей и ознакомление с городами Российской Федерации, изображенных на денежных купюрах.
Перед нами была поставлена цель - становление патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с крупными городами Российской Федерации, изображенными на денежных купюрах.
Какие же задачи можно решать, изучая культуру и историю городов России, изображенных на денежных купюрах? А таких задач, как оказалось, очень много:
1. Создавать условия для ознакомления детей с историей городов, изображенных на денежных купюрах, их символикой, достопримечательностями.
2. Способствовать формированию бережного отношения к природе Российской Федерации и всему живому.
3. Создавать условия для развития интереса к русским традициям и промыслам.
4. Способствовать формированию уважения к труду человека.
7. Обеспечивать знакомство детей с символами государства и городов РФ (герб, флаг, гимн).
8. Способствовать развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны.
9. Создавать условия для формирования толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
10. Создавать условия для знакомства с современными денежными знаками РФ разного номинала.
Для реализации поставленных задач и достижения определенной цели, нами был разработан проект по патриотическому воспитанию – «Города России на современных купюрах».
Разработанный проект мы представили на родительском собрании, для ознакомления родителей с данной тематикой, чтобы выслушать мнения по данной работе. Родители посчитали проект удачным и вызвались всеми силами поддерживать наши начинания.
Вся работа была поделена на этапы – всего этапов оказалось шесть, по числу купюр, действующих банкнот Банка России.
На первом этапе мы знакомили детей с купюрой номиналом 10 рублей, представляющую город Красноярск. При ознакомлении с историей города Красноярска была проведена образовательная деятельность «Мой Красноярск!». Дети познакомились с легендой об Енисее, историей возникновения города Красноярска, получили знания о символике города (рассматривали флаг и герб города Красноярска – лев с лопатой и серпом, два единорога). Так же проводилась викторина «Растительный мир Красноярского края». Она несла в себе обобщение и закрепление знаний о растительном мире Красноярского края; способствовала речевому развитию на основе совместной деятельности в команде. На одной из сторон десяти рублевой купюры изображен мост через реку Енисей. Для ознакомления с данной достопримечательностью города была проведена интегрированная деятельность «Мост через реку Енисей», которая помогла детям сформировать представления о строительстве мостов. Тема о мостах продолжилась в работе с цветными счетными палочками Х.Кюизенера в деятельности «Построим мост через реку», что помогло детям усвоить такие понятия как «больше-меньше», «шире-уже».
Так же на десяти рублевой купюре изображена плотина Красноярской ГЭС. Для ознакомления с понятием «Гидроэнергостанция» провели занятие-экскурсию по энергосбережению. Сравнивали Красноярскую ГЭС с Саяно-Шушенской ГЭС. (Приложение 1)
На втором этапе знакомили детей с купюрой номиналом 50 рублей, представляющую город Санкт-Петербург. Знакомя детей с историей города Санкт-Петербург, провели деятельность по познавательному развитию «Колыбель истории», что способствовало обогащению и углублению знаний о северной столице нашей Родины, знакомство с достопримечательностями города, его символикой (рассматривание герба и флага - два серебряных морских якоря на красном фоне). Для ознакомления с Адмиралтейством города Санкт-Петербург, делали вместе с детьми барельеф «Путешествие на кораблике», используя разноцветный пластилин. (Приложение 2)
На банкноте пятьдесят рублей изображена Петропавловская крепость. Для знакомства с Петропавловской крепостью было проведено виртуальное путешествие «Полет над Петропавловской крепостью». После проведения виртуального путешествия с использованием ИКТ-технологий, дети узнали, как выглядит Петропавловская крепость, Монетный двор, Кронверк.
На третьем этапе знакомили детей с купюрой номиналом сто рублей, представляющую город Москву. Начинали работу на данном этапе с ознакомления с «Историей возникновения Москвы». Познакомили детей с историей возникновения Москвы, ее названия, древними постройками, именем основателя (Юрий Владимирович Долгорукий). Так же в продуктивной деятельности закрепили знания о Кремле, передавая в рисунке архитектуру главной башни Кремля – Спасской, передавая ее форму.
На сто рублевой купюре изображен Большой театр – одна из достопримечательностей Москвы. Сначала познакомили детей с самим театром, его архитектурой. Затем решили изготовить своими руками «Театр-оригами». Данную работу поручили родителям, как неизменным помощникам в реализации нашего проекта.
На четвертом этапе знакомили детей с пятьсот рублевой купюрой, представляющую город Архангельск. Для начала познакомили детей с историей города на занятии «Архангельском город зовется…», где дети узнали сведения об истории города, его символике (флаге и гербе – летящий архангел Гавриил поражает дьявола), так же слушали гимн города. По завершению данной деятельности была проведена игра-викторина «Символика города Архангельска», которая систематизировала знания детей о государственной символике города Архангельска, о флаге, гербе. Дети учились чувству товарищества, умению сопереживать и поддерживать друг друга в деятельности.
На одной из сторон денежной купюры изображен памятник Петру Первому. Прежде чем ознакомить детей с памятником Петру Первому, мы предложили им деятельность, где подробным образом описали времена правления Петра Первого, для того, чтобы дети понимали, кто такой Петр Первый, что раньше были цари, императоры, а теперь – президенты. И уже после данной деятельности рассматривали памятник Петру Первому в городе Архангельске. (Приложение 3)
На оборотной стороне купюры номиналом пятьсот рублей изображен Соловецкий монастырь. Мы предложили детям совершить «Путешествие в прошлое города Архангельска», что способствовало формированию интереса к достопримечательностям города.
На пятом этапе мы знакомили детей с тысячной купюрой, представляющей город Ярославль. При ознакомлении с историей города Ярославль дети «бродили» «По страницам истории города Ярославля». Что позволило нам, как педагогам, познакомить детей с историческим прошлым города, символикой (в серебряном щите изображен, стоящий на задних лапах, медведь, держащий золотую секиру). Для закрепления знаний о символике города Ярославль детям было предложено изобразить герб города с помощью различных круп.
На одной из сторон денежной купюры номиналом тысяча рублей изображен памятник Ярославу Мудрому. Для начала было решено познакомить детей с самим Ярославом Мудрым, как «Князем Руси – Ярославом Мудрым – создателем первых библиотек», что позволило расширить знания детей об истории книг, бережного к ним отношения. Так как, памятник Ярославу Мудрому изображен на фоне часовни, было принято решение в исполнении коллективной аппликации из пайеток «Купола прекрасного собора».
На оборотной стороне купюры изображен храм Иоанна Крестителя. Детям было предложено ознакомиться в деятельности с тем, кто есть Иоанн Креститель, что позволило привитию детям чувства любви, уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. По завершению ознакомления, детям были предложены задания «Мастерская монетного двора», где дети самостоятельно при помощи карандаша, бумаги, фольги «чеканили» собственные монеты, которые затем вырезали и использовали в играх.
На шестом этапе знакомили детей с денежной купюрой номиналом пять тысяч рублей, представляющую город Хабаровск. Для начала провели деятельность по ознакомлению с историей города Хабаровска «Хабаровском город зовется…», что позволило детям получить доступные их восприятию сведения об истории города, его символике (медведь и тигр, держащие в лапах исторический герб Хабаровска).
После, была проведена викторина Знатоков Хабаровска, где дети закрепили имеющиеся знания о городе Хабаровске, стимулировали свое чувство патриотизма и коллективизма.
На одной из сторон денежной купюры пять тысяч рублей изображен памятник Муравьеву-Амурскому. Детям было предложено подробно рассмотреть памятник Муравьеву-Амурскому (Муравьев-Амурский вернул Амур, уступленный Китаю), что позволило расширить кругозор детей.
На оборотной стороне денежной купюры номиналом пять тысяч рублей изображён мост через реку Амур. Так как с мостами дети были ознакомлены еще при знакомстве с городом Красноярск, изображённом на купюре десять рублей, было проведено итоговое мероприятие «Какие бывают мосты», на котором детям было предложено самостоятельно в ходе конструктивно-модельной деятельности построить мост, соответственно чертежам и схемам, из предложенного строительного материала.
После завершения шестого этапа следовал заключительный этап нашего проекта, который носил название «Создадим денежную купюру с изображением родного города Черногорска». Так как в 2016 году исполнилось 80 лет с момента присвоения поселку «Черногорские Копи» названия «город Черногорск», совместно с детьми было решено изготовить купюру номиналом 80 рублей. И после выдвинутого решения приступили к изготовлению. Сначала создавали дизайн. Было принято решению создавать купюру в сиреневом цвете.
Достопримечательностями, которые будут изображены на купюре, стали: памятник основательнице города Вере Баландиной и Арка Славы. Изготовление заняло несколько дней. Вместе с детьми педагоги расчерчивали макет, рисовали фон, вырезали элементы декорирования, располагали их на плоскости, затем приклеивали.
По итогам проекта планируется провести итоговую деятельность с участием родителей - КВН «Денежные купюры и города, изображенные на них», которая позволит оценить уровень знания детей в данном направлении.
Таким образом, работа в данном направлении оказалась очень увлекательной, информационной и занимательной. Деятельность, направленная на становление патриотических ценностей у детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления с городами Российской Федерации, изображенными на денежных купюрах Банка России, стала очень интересным видом деятельности, и потому работа в данном направлении было решено продолжить в будущем.