Введение
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий… кто понятлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив!
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. В последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей.
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Раннее детство и дошкольный возраст - самым сенситивным периодом для развития. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого проявляются особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов и родителей.
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
2.1. Актуальность темы
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.
Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
2.2. Основание для разработки Программы
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Конвенция о правах ребенка;
- Семейный кодекс РФ;
- Конституция РФ.
2.4. Цель программы
Выявление, формирование и развитие максимальной реализации способностей одаренных детей на основе создания технологии организации работы с одаренными детьми в детском саду.
2.5. Задачи программы
- Поиск и систематизация методов диагностики форм работы с одаренными детьми по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей;
- Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;
- Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
- Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;
- Организация объединений педагогов по реализации технологий работы с одаренными детьми;
- Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада;
- Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города;
Показатели эффективности реализации программы «Работа с одаренными детьми».
2.6. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:
– принцип учета возрастных возможностей;
– принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
3. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
Задачи |
Мероприятия |
Сроки |
Ответст |
Итог (результат) |
|||
1. Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми |
Методический совет |
сентябрь |
Старший воспитатель |
Положение о методическом совете |
|||
2. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов |
Семинары, педсоветы, |
постоянно |
Старший воспитатель |
Повышение инновационного потенциала педагогов |
|||
3. Ознакомление педагогического коллектива ОУ с программой «Программа работы с одаренными детьми», с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми |
Консультативная работа |
В начале учебного года |
Директор |
«Программа работы с детьми имеющими признаки одаренности» |
|||
4. Корректировка и апробация программы ОУ |
Корректировка с педагогами и специалистами ОУ |
В течение года |
Директор |
Программа ОУ |
|||
Организация и содержание |
|||||||
1. Проведение родительских собраний в группах ОУ для родителей |
Консультативная помощь |
В течение года |
Педагог-психолог |
Родительское собрание |
|||
2. Проведение практических занятий с педагогами ОУ |
Организационный методический час |
В течение года |
Педагог-психолог |
Размещение материалов, фотоматериалов на сайте ОУ |
|||
3. Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей |
Материалы по итогам мониторинга |
В течение года |
Педагог-психолог |
Анализ педагогами ОУ |
|||
4. Проектирование в ОУ индивидуального образовательного маршрута ребенка |
Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника |
В течение года |
Воспитатели |
Создание индивидуальной карты развития личности ребенка. |
|||
5. Отслеживание занятости детей в кружках. |
Создание банка данных |
В течение года |
Воспитатели ОУ |
Создание банка данных |
|||
6.Использование условий ОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии |
Совместная работа со специалистами дополнительного образования, воспитателями и специалистами ОУ (кружки в ОУ, мастер-классы, тематические недели, конкурсы) |
В течение года |
Старший воспитатель |
Создание плана работы на учебный год. |
|||
7.Участие детей, родителей и педагогов в конкурсном движении |
Муниципальные, республиканские конкурсы, интернет конкурсы |
В течение года |
|
Положения о конкурсах |
|||
8. Привлечение педагогов, родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне ОУ |
«Знай-ка» |
2 раз в год |
Педагог-психолог |
Положение о конкурсе, сценарий викторины, |
|||
9. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства |
Открытые мероприятия в ОУ |
В течение года |
Старший воспитатель |
Создание плана работы с воспитанниками на учебный год |
|||
10. Создание методической копилки детского сада |
Тесты, игровые развивающие задания, консультативный материал, конспекты открытых мероприятий по работе с одаренными детьми |
В течение года |
Старший воспитатель |
Размещение материалов на сайте МБОУ «Прогимназия №1» |
|||
11. Оформление |
Изучение обобщения опыта работы воспитателей, родителей |
В течение года |
Педагог-психолог |
Создание |
|||
12. Совместная работа начальных классов и дошкольного звена |
Семинары школа + детский сад |
В течение года |
Специалисты |
Совместный план работы |
|||
13. Итоги работы за год |
Круглый стол |
В конце учебного года |
директор старший воспитатель, зам. УВР |
Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети» Удовлетворенность родителей |
Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения талантливых детей
№ |
Мероприятие |
Время проведения |
Ответственный |
1 |
Подбор и апробация пакета диагностических методик. |
август |
Педагог-психолог |
2 |
Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников |
сентябрь |
Педагог-психолог, |
3 |
Изучение личности педагога |
сентябрь |
Педагог-психолог, |
4 |
Консультирование педагогов и родителей |
октябрь |
Педагог-психолог |
5 |
Выступление на родительском собрании по теме «Реализация особых способностей индивидуального развития вашего ребенка»! |
ноябрь |
Педагог-психолог, |
6 |
Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей» |
декабрь |
Педагог-психолог, |
7 |
Подготовка материала для «Уголка психолога» по теме «Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком» |
январь |
Педагог-психолог |
8 |
Подготовка материала для «Групповых уголков» по теме «Как поддержать спортивно одаренного ребенка», «Спорт вместе с мамой и папой» |
февраль |
Физ. инструктор |
9 |
Подготовка материала для «Групповых уголков» по теме «Как поддержать музыкально одаренного ребенка» |
февраль |
Муз. руководитель |
10 |
Подготовка детей для участия в интеллектуальной конкурс-игре «Знай-ка?» |
март |
Педагог-психолог |
11 |
Подготовка детей для участия в творческом конкурс «Мы ищем таланты!» |
март |
Муз. руководитель |
12 |
Подготовка детей для участия в физкультурно-познавательном конкурсе-игре «Раскрываем спортивные таланты» |
апрель |
Физ. инструктор |
13 |
Мониторинг эффективности работы. |
май |
Специалисты, педагоги ОУ |
4. Основные этапы реализации программы
1 этап — диагностико-организационный (сентябрь–октябрь)
Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.
Задачи:
- Изучение нормативной базы;
- Разработка программы работы с одаренными детьми;
- Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Планируемые мероприятия:
- Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на выпуске в школу;
- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий: интеллектуальные викторины, конкурсы, праздники.
- Изучение и проведение воспитателями работы по заполнению « Паспорта готовности к школе» с детьми на выпуске в школу.
- Создание рабочей группы воспитателей в ДОУ по созданию программы.
- Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов по работе с одаренными детьми.
- Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне района.
2 этап — реализационный (ноябрь–апрель)
Цель: Апробация системы работы с одаренными воспитанниками.
Задачи:
- Диагностика склонностей воспитанников.
- Формирование методической копилки детского сада по работе с одаренными детьми.
- Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.
- Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей школы( СОШ №2) и специалистов ДОУ.
- Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии.
- Создание индивидуальной карты развития личности ребенка в ДОУ.
Планируемые мероприятия:
- Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).
- Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ.
- Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
- Дополнительное образование(кружковая работа).
3 этап – аналитический (апрель–май)
Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.
Задачи:
- Анализ итогов реализации программы.
- Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.
- Оказание помощи педагогам, имеющим затруднения в реализации программы.
- Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.
Планируемые мероприятия:
- Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
- Изменения и уточнение программы.
- Дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.
- Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.
5. Ожидаемый результат
- Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.
- Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.
- Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
- Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
- Повышение качественных показателей воспитательно-образовательного процесса воспитанников.
- Осуществление преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.
6. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
- Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
- Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности.
- Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности.
- Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
- Уровень социальной успешности воспитанников.
7. Мониторинг достижения запланированных результатов
- Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.
- Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.
- Анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы детского сада.
- Диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной работой в ДОУ по работе с воспитанниками детского сада по выявлению одаренных детей.
8. Показатели эффективности реализации программы
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.
- Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
- Создание « Портфолио одаренного ребенка» в ОУ;
- Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития; Создание Карты развития ребенка-дошкольника;
- Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
- Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
- Сохранение уникальности каждого ребёнка.
- Создание благоприятных условий для самовыражения.
- Максимальная реализация потенциальных возможностей каждого ребёнка.
В связи с этим реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения.
Строится она следующим образом:
Выявление одаренных и талантливых детей:
- анализ особых успехов и достижений ребенка;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
- преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:
- создание для ребенка ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;
- разработка индивидуальной траектории развития;
- формирование и развитие дополнительного образования на базе детского сада;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, тематических выставках.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных дошкольников:
- тематический контроль развития одаренного ребенка;
- контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах и выставках разного уровня.
Поощрение одаренных детей:
- дипломы участия;
- персональные выставки;
- стенд «Наши звёздочки», «Шаги успеха», «Наши спортивные достижения»;
- презентации успеха талантливых и одаренных детей.
Работа с родителями одаренных детей:
- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
Работа с педагогами:
- обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в детском саду», «Обеспечение эмоционального положительного фона развития»;
- повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;
- создание индивидуальной траектории развития творческого потенциала талантливого ребенка.
Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.
Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования.
Наше дошкольное учреждение предлагает следующие дополнительные услуги:
- Кружок физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча».
- Кружок физкультурно-спортивной, оздоровительной направленности «Фитбол–гимнасика».
- Кружок физкультурно-спортивной, оздоровительной направленности «Фитбол–гимнасика».
- «Игровая ритмическая гимнастика».
- Изостудия «Юный художник», «Изонить».
- Кружок английского языка «Веселый английский».
- «Шахматы».
- Вокал.
- Логоритмика.
- Психогимнастика.
Наши дети принимают участие в мероприятиях различного уровня, конкурсах, выставках, где занимают призовые места, становятся победителями.
Все дети рождаются быть успешными.
Единственное, в чем они нуждаются.
В развитии своих талантов.
Вера двигает горы…
Вера в детей может поднять их на такие высоты, которые
нам трудно даже представить.
Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.
9. Список литературы
- Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы / З.Н. Бекетова // Завуч. – 2004. – № 7. – С. 83-87.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.,1998.
- Насибуллина А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования: учебно-методическое пособие / А.Д. Насибуллина. – М.: Компания Спутник+, 2007. – 96 с.
- Панютина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2008. – 204 с.
- Бабаева Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб.: Акцидент, 1995.
- ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
- Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.