Задачи:
- Формировать экологически культурное поведение детей.
- Ответственность за сохранение природы.
- Сформировывать нормы правильного поведения в природе.
- Развивать потребность в общении с природой.
- Воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющих вред природе.
Материал:
- Плакат из серии «Берегите лес».
- Ватман со стволами дуба, берёзы, клёна, рябины и вырезанные из бумаги листья этих деревьев по
количеству детей.
- Картинки с изображением деревьев хвойного и лиственного леса.
- Презентация «Берегите леса!».
Предварительная работа:
- Экскурсия на прогулке вокруг ДО, рассматривание деревьев и их листьев.
- Беседа с детьми на тему «Лес - наше богатство».
- Чтение и заучивание стихов о лесе.
- Совместное с родителями рисование знаков «Правила поведения в лесу».
Ход интегрированной НОД
Организационный этап
Фея Леса (учитель-логопед): Здравствуйте, ребята! Угадайте мою загадку, и вы узнаете, откуда я пришла.
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно - комаров.
Там всегда полно чудес
Ялюблю прогулки в ... (лес)!
Фея Леса: Правильно, лес! Я фея Леса! Сегодня мы поговорим о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о бережном отношении к нему.
Основной этап
Воспитатель: Нет на свете человека, чья бы жизнь не была связана с лесом. Однако с каждым днём леса всё больше нуждаются в защите. Для того чтобы ему помочь мы отправимся в путешествие.
Фея Леса: Артикуляционная гимнастика. Поедем сначала на машине (моторчик). Пересядем на лошадку. (цоканье) Остановим лошадку (тпрр)...
Появляется слайд с записью «Шум леса». Что же мы увидим лесу? Отгадайте загадки:
После каждого правильного ответа на слайдах появляется картинка.
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это... (клен)Падают с ветки
Золотые монетки. (Листья)Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков — иголки.
Назови деревья. (Елки)Деревца в лесу стоят,
Даже в тихий день дрожат.
Вдоль извилистой тропинки
Шелестят листвой... (осинки)Белый низ, зеленый верх —
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши... (березки)В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это... (дуб)Ветви в воду опустила
И о чем-то загрустила.
Посмотрите, как красиво
Над рекой склонилась... (ива)Над ее густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным медом лечит... (липа)Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это... (тополь)
Фея Леса: Молодцы! Загадки отгадали, а теперь помогите моим знакомым деревьям найти их листья! Дети под музыку поднимают листья и украшают деревья. Затем садятся на стульчики.
Воспитатель: А теперь я вам загадаю загадки про животных, и посмотрю, сумеете ли вы их отгадать.
После каждого правильного ответа на слайдах появляется картинка.
Живет в дупле, прыгает и летает по деревьям, но не птица. (Белка)
Есть на речках лесорубы в серебристо-бурых шубах, из деревьев, веток, глины строят прочные плотины. (Бобры)
За деревьями, кустами промелькнуло быстро пламя. Промелькнуло-пробежало - нет ни дыма ни пожара. (Лиса)
Живу в лесу и на лугу, я порчу в огороде грядки, и удираю без оглядки. (Заяц)
Серый, страшный и зубастый.
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят
тех... (Волк)Бурый, косолапый по лесу бредёт.
Любит "одолжить" он у лесных пчёл мёд. (Медведь)Лежала под елками подушка с иголками.
Лежала, лежала да вдруг побежала. (Еж).
Фея Леса: Отлично и эти загадки отгаданы! Для чего мы с лесом дружим и зачем он людям нужен? - узнаем из стихотворения С.Маршака.
Что мы сажаем, сажая леса? 1 ребёнок.___________
Мачты и реи - держать паруса. 2 ребёнок __________
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь....Что мы сажаем, сажая леса? 1 ребёнок.
Чащу, где бродят барсук и лиса. 3 ребёнок. __________
Лист, на который ложится роса.
Свежесть лесную.И влагу и тень – вот что сажаем в сегодняшний день!
Воспитатель: Да, лес выполняет важные задачи для всего живого на земле. Деревья поглощают из воздуха углекислый газ. и выделяют кислород. Лесной покров защищает поверхностный слой почвы от размывания и выветривания. Предохраняет реки и озера от обмеления. Листья, цветки, плоды и семена деревьев служат кормом для насекомых, птиц, мелких млекопитающих. Лес многое дает и людям. Он является основным источником энергии (сжигании древесины). Лесные плоды, ягоды, орехи используются в кулинарии, в медицине.
Фея Леса:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм
С лесами тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Воспитатель: Мы в лесу гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения. Эти простые правила расскажут вам ребята.
Дети выходят со своими рисунками и рассказывают:
- Не разжигай костер в лесу.______________________________________
Самый страшный враг леса - это пожар.
Причины возникновения пожаров в лесу — костры.
Из одного дерева можно сделать 1000000 спичек, а одной - сжечь 1000000 деревьев.
- Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев.__________________________
- Не оставляй мусор в лесу. ____________________________________________
- Не разоряй птичьи гнёзда. ____________________________________________
- Не разоряй муравейники. ____________________________________________
- Не рви много цветов.________________________________________________
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты,
Если все сорвём цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
- Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву._______________________
Один человек оставляет в лесу след. Сотня - тропу. Тысяча - пустыню.
- Не шумите в лесу.___________________________________________________
- Не ловите насекомых.________________________________________________
10. Не вырывай грибы и кустарники с корнем,________________________________
Стихотворение «Уголок» Автор: Г.Сатир
Осторожней, не порвите
Эти шёлковые нити.
Дело в том, что я знаком
С этим быстрым пауком.
Свой сачок оставьте дома;
Мотылёк - он мой знакомый.
А сердитый этот жук -
Мой надёжный старый друг.
В речке тоже не удите.
Вон плывёт она, глядите,
С острым красным плавником..
Я прекрасно с ней знаком.
Барабанит гулко дятел.
Этот дятел -
Мой приятель.
И щебечет часто-часто
Мне синица:
"Здравствуй, здравствуй!"
И берёза мне знакома,
И трава,
И облака.
И другого
Никакого
Мне не надо уголка.
Воспитатель: Чтобы сохранить лес, надо на месте каждого срубленного дерева обязательно посадить два новых! Не зря говорят:
Много леса - не губи!
Мало леса - береги!
Нет леса - посади!
Помните об этих правилах и не нарушайте их никогда!
Заключительный этап
Фея Леса: Ребята, чтобы узнать, как вы запомнили правила поведения в лесу, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Можно - нельзя».
Я вам буду задавать вопрос, а вы дружно будете отвечать, можно это делать или нельзя. Можно – хлопаем, а нельзя – топаем.
- Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя – топают.)
- Сажать деревья в лесу? (Можно – хлопают.)
- Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя – топают.)
- Ходить по тропинкам? (Можно – хлопают.)
- Рвать большие букеты цветов? (Нельзя – топают.)
- Любоваться цветами? (Можно – хлопают.)
- Оставлять в лесу мусор? (Нельзя – топают.)
- Разжигать костер в лесу? (Нельзя – топают.)
- Беречь лес от пожара? (Можно – хлопают.)
- Разорять птичьи гнезда (Нельзя – топают.)
Фея Леса: Молодцы, ребята! Мне очень понравилось у вас в гостях. Теперь я уверена, вы будете настоящими защитниками леса. И на память о нашей встрече я хочу вас наградить специальными медалями «Защитник леса».
До свидания, ребята!
Берегите русский лес
Он источник всех чудес!