Образовательная цель: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом.
Развивающая цель: развивать воображение, устную речь средствами художественного текста.
Воспитательная цель: воспитывать гуманное отношение к людям.
Предметные (знания, умения, представления):
- осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
- понимать смысл заглавия произведения;
- находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части;
- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
- размышлять о характере и поступках героя.
Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД):
Познавательные:
- ориентироваться в тексте;
- находить ответы на вопросы в тексте;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные:
- оформлять свои мысли в устной речи;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- конструктивно взаимодействовать с партнёром в паре.
Регулятивные:
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом.
Личностные (личностные УУД):
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.
Педагогические технологии: технология продуктивного чтения.
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Приветствие. Я хочу, чтобы сегодня на занятии вы были думающими, открытыми, мыслящими, отзывчивыми, умными. А какой должна быть я? |
Приветствие Ответы-пожелания детей |
Работа с текстом до чтения |
1. Дополните фразу, эти слова сказал кто-то из великих людей: |
Дополняют фразу словом или словами учителю на ушко. |
2. – Евгений Пермяк – знакомо ли вам имя писателя? - Посмотрите на портрет, что можете сказать об этом человеке? Знакомство с некоторыми фактами из жизни писателя. (Приложение 1) |
Рассматривают портрет. Слушают информацию о писателе. |
|
3. – Прочитайте название рассказа. Предположите, о чем или о ком пойдет речь. - Чтобы проверить наши предположения, прочитаем рассказ. |
Читают название рассказа. Высказывают свои предположения. | |
Работа с текстом во время чтения | 1. – Прочитайте 1 часть (Приложение 3) Беседа по содержанию: |
Самостоятельно читают 1 часть рассказа. Отвечают на вопросы учителя. |
- Найдите в тексте ключевые слова (бил, стрелял, рожи строил, на хвост наступал, усы выдергивал, под шкаф загонял, грубил) - Каким вы представляете Вову? - А хотели бы вы иметь такого друга? Почему? - Прочитайте последнее предложение. Предположите, что может дальше произойти. |
Находят в тексте ключевые слова. Описывают словами мальчика.Читают предложение, высказывают предположение. |
|
2. Прочитайте 2 часть - Как поступили мальчики и девочки? - Как отнеслись к нему собака Пушок, кот Мурзей, ёжик? - Прочитайте про бабушку. - Назовите ключевые слова. Обобщающий вопрос: - Случилось ли уже самое страшное? |
Самостоятельно читают 2 часть. Отвечают на вопросы. Находят в тексте ключевые слова. Отвечают на обобщающий вопрос. |
|
3. Прочитаем 3 часть - Так к чему привело такое поведение Вовы? - Вспомните, как называется рассказ. Что оказалось для Вовы самым страшным? - Чьи предположения о содержании рассказа оказались верными? |
Читают 3 часть. Отвечают на вопрос. Вспоминают свои предположения, делают вывод. |
|
- Вспомните фразу, которую мы «домысливали». Подходит ли она к нашему рассказу. - Какова главная мысль рассказа? |
Вспоминают фразу. Отвечают на вопросы. Работают в паре на карточках, придумывают и записывают советы. (Приложение 2) Читают советы. Отвечают на вопросы. |
|
- Закончите фразу: - Я понял(а), что… - Урок дал мне для жизни …. - Я почувствовал(а), что… |
Выбирают и заканчивают фразу. Смотрят фрагмент мультфильма. Высказывают своё мнение. |
|
Физминутка Работа с текстом после чтения Подведение итога. Рефлексия. Сюрприз учителя |
В заключение нашего занятия предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. (Фрагмент мультфильма «Крошка Енот») - Почему именно этот фрагмент я выбрала для нашего занятия?
|
|
Приложение 1
Знакомство с некоторыми фактами из жизни писателя
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк.
Отец умер, когда мальчику было всего 3 года, воспитывала его мама, помогали ей бабушка, дед. Евгений окончил школу, гимназию, где освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное.
В 30 лет переехал в Москву. Именно в это время написал две пьесы "Лес шумит" и "Перекат", которые шли практически во всех театрах страны. Ему не нужно было выдумывать героев. Его книги населены живыми людьми, выхваченными из самой жизни. Они прошли через сердце писателя, наделены его радостями и болями, живут в труде и борьбе, не кичатся подвигом и не ищут легкой доли.
Евгений Пермяк поклонялся величию труда и воспевал его в своих романах, повестях и сказках. Всю свою жизнь Евгений Пермяк посвятил поискам "тайны цены" человеческого труда. Почти все книги писателя - о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, творческом поиске, духовном богатстве. И всегда во всех произведениях Евгения Пермяка "поет" живое народное слово.
Приложение 2
Советы Вове | |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
Приложение 3
Текст рассказа распечатан (каждая часть отдельно) и находится у каждого ученика.
Самое страшное
1 часть
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
2 часть
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Часть 3
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один-одинёшенек!