Единица содержания: знакомство с необычными музеями мира.
Цели занятия:
Обучающий аспект.
- познакомить учащихся с необычными музеями мира (познавательные универсальные учебные действия);
- применить знания при создании пригласительного билета в необычный музей (познавательные универсальные учебные действия).
Развивающий аспект.
- развивать мышление при сравнении разных типов музеев (познавательные универсальные учебные действия);
- развивать монологическую речь при ответах (коммуникативные универсальные учебные действия);
- развивать умение работы в группе (коммуникативные универсальные учебные действия);
- осуществлять учебную деятельность, контролировать и оценивать результаты своей работы (регулятивные универсальные учебные действия);
Воспитывающий аспект.
- воспитывать интерес к мировой культуре.
- формировать личностное восприятие эмоционального отношения к разнообразию музеев мира (личностные универсальные учебные действия).
- воспитывать культуру общения со сверстниками (коммуникативные универсальные учебные действия).
Тип занятия: Изучение новых знаний.
Этапы занятия:
- подготовка к активной учебно-познавательной деятельности (Пг);
- усвоение нового материала (Усв);
- первичная проверка усвоения (Пп);
- итог на рефлексивной основе (Ит).
Оборудование:
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- раздаточный материал с напечатанными заданиями;
- заготовки приглашений;
- канцелярские принадлежности.
Ход мероприятия
1. Организационный (1 мин.).
Задача: настроить на работу.
2. Мотивационный (3 мин.).
Задача: включение в деятельность на личностно значимом уровне.
Деятельность педагога: организует беседу.
Деятельность учащихся: вступают в диалог.
– Какие сказочные средства передвижения рассказывают нам о мечте человека заглянуть в другую страну, в другое время? (ответы детей)
– Правильно, ковер-самолет, машина времени.
– Существует ли «машина времени» в действительности? … Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Угадайте, что это за «машина» по следующему стихотворению:
Есть место, где всегда живет история,
Предметы, вещи и дела минувших лет.
И мы, входя на эту территорию,
Стараемся на все найти ответ.
Нам в этом месте каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
Экскурсовод спокойный, умный, строгий,
Увидеть вас здесь снова будет рад.
Там нам подарят много впечатлений
Научат нас прекрасное ценить,
Мы знаем – память многих поколений
Там будут бережно хранить!
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся…. в музей!
– Кто догадался, что это за «машина»? (Да, это музей.)
3. Актуализация знаний. (10 мин)
Задача: повторить понятие «музей».
- Давайте вспомним, в каких музеях мы с вами были?
- Битцевский парк;
- Музей народной игрушки;
- Дарвиновский музей;
- Музей декоративно-прикладного искусства;
- Школьный музей.
- Что вы узнали нового, посетив эти музеи? Что запомнили?....
- Кто ответит, что такое музей?
Музей (от греч. - храм музы) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
- Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших залах?»
Варианты ответов: одежда, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.
Музейные экспонаты – это предметы, дошедшие до нас из другого времени.
Много сотен лет назад люди начали собирать и хранить вещи, чем-то им дорогие и памятные. Туда могли входить разные интересные коллекции: оружия, книг, украшений, картин, посуды и т. д. Эти вещи хранились в соборах и монастырях. Но их могли увидеть не все желающие.
Одним из первых музеев принято считать Александрийский музей в Египте. Он был создан в III веке до н.э. В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. В Александрийском музее находилась самая крупная библиотека древности, которой пользовались многие ученые того времени. К сожалению, с конца IV века мы не имеем известий ни о музее, ни о знаменитой библиотеке.
В России царь Петр1 впервые стал собирать редкие и интересные вещи в помещении для общего обозрения, которое называлось Кунсткамера, она находится в г.Санкт-Петербурге.
- Какие бывают музеи? (Архитектурные, исторические, художественные, науки и техники, театральные, литературные, музыкальные, мемориальные, заповедники, краеведческие).
Музеи бывают разные. Например, музеи зоологические, в них собраны чучела животных разных стран, коллекции насекомых и бабочек.
Геологические, где собраны коллекции минералов и камней.
Музеи ботанические, театральные, музыкальные, литературные и т.д.
В краеведческом музее можно узнать об истории своего края, в историческом музее можно узнать не только, но и увидеть прошлое и настоящее своего народа.
Немало у нас музеев, которые посвящены выдающимся писателям, композиторам, ученым, артистам.
- Назовите музеи, которые вы знаете.
Во всем мире и в нашей стране существуют огромное количество музеев.
Мы с вами совершим необычное путешествие – находясь в классе, посетим сразу несколько музеев.
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МУЗЕИ МИРА
Государственный музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге (Россия)
Находится в Санкт-Петербурге. Основан в 1764году императрицей Екатериной II. Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира.
Государственная Третьяковская Галерея и Оружейная палата в России
Находится в Москве. Музей основан купцом Павлом Михайловичем Третьяковым в 1856 году. Он собирал коллекцию с 1856 по 1892 годы и в 1892году передал ее в дар Москве. Экспозиция музея насчитывает 150 тысяч экспонатов.
Оружейная палата Московского Кремля была построена в 1844-1851 г.г. на территории Кремля.
Из разных стран мира приезжают в нашу страну туристы, чтобы познакомиться с этими коллекциями.
Музей Прадо в Испании (Мадрид)
Один из крупнейших музеев, представляющий собрание живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, а также шедевры мастеров испанских, итальянских и других школ.
Музей Лувр в Париже (Франция)
Музей расположен в центре Парижа, на правом берегу Сены. Самые известные шедевры Лувра это Мона Лиза Леонардо да Винчи, древнегреческие скульптуры Венеры Милосской и Ники Самофракийской.
Музей восковых фигур Мадам Тюссо в Лондоне (Великобритания)
Фигуры в музее мадам Тюссо представлены не только историческими личностями. Здесь находятся экспонаты, отражающие изменения в окружающем нас мире. В музее можно сфотографироваться с восковыми фигурами легендарных певцов, музыкантов, политиков, комиков и ученых.
Галерея Уффици во Флоренции (Италия)
Это одна из самых прекрасных коллекций картин и скульптур на планете, с работами, относящимися к эпохе Возрождения, написанными такими мастерами, как да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт, Караваджо и многие другие. Одной из главных достопримечательностей здесь является Рождение Венеры Ботичелли.
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ МУЗЕИ
Существуют необыкновенные музеи. Например:
Музей картофеля (Бельгия)
Город Брюссель славится Музеем картофеля, в котором представлена богатая история этого бесценного продукта. Мы узнаем, как корнеплод попал в Европу, где поначалу был наречен “плодом дьявола”. В музее можно увидеть картину Ван Гога “Едоки картофеля”, а также послушать музыкальную пьесу Баха, написанную в честь картофеля.
Музей бананов (Калифорния, США)
В коллекции Кена Баннистера есть бананы на любой вкус. Игрушки, лампы, часы, стулья и масса других предметов в форме банана. Есть здесь и уникальные экспонаты, такие, как сделанная из банана курительная трубка или жемчужина коллекции – окаменелый банан.
Музей шпионажа
Самый большой из таких музеев находится в финском городе Тампере. Первое, что вы увидите в этом музее – себя на экране. Но найти скрытую камеру вам не удастся. Здесь есть множество прослушивающих, подсматривающих и передающих устройств. Но среди всех “шпионских” штучек внимание привлекает детектор лжи, причем любой желающий может проверить себя на этом аппарате.
Музей воды
Музей воды был открыт в 2003 году. Музей Вселенная воды находится в петербургской Водонапорной башне и занимает несколько этажей.
Музей кошки. В музее представлены разнообразные экспонаты с котами, а кроме выставок здесь проводят аукционы, показы кинолент, песенные конкурсы, показы мод для мохнатых модников и кошачьи шоу. В музее обитают два «оживших» экспоната – сибирский кот Бонифаций и кошка Массия, которые будут сопровождать вас на протяжении всей экскурсии.
Музей Чебурашки. Один из самых миниатюрных в Москве. Занимает две комнаты. Первая часть экспозиции фактически размещается в старинной телефонной будке. Собрание включает в себя многочисленные изображения известного героя: игрушки, открытки, значки, книги, посуда, одежда и т.д. Коллекция собрана из экспонатов, предоставленных поклонниками Чебурашки. Представлены изображения других героев сказки и мультфильма.
4. Физкультминутка. (1 мин)
Аист, Аист, длинноногий.
Покажи домой дорогу.
Топну правою ногой.
Топну левою ногой.
Снова правою ногой.
Снова левою ногой
И тогда приду домой.
5. Творческая работа. Работа в группах.(15 мин)
Задача: формировать умения работы в группе, умения обобщать и делать выводы.
- Мы с вами познакомимся еще с тремя необычными музеями, которые существуют. О каких музеях пойдет речь, вы расскажете друг другу сами.
Учащиеся класса делятся на три группы. Каждой группе дается задание, как представить название музея, чтобы другие группы учеников догадались, о каком музее пойдет речь.
1 группа. «Музей снежинок»
Задание: необходимо выбрать из предложенных загадок те, которые подходят к названию музея и загадать их участникам других групп.
- Я, как песчинка, мал и землю покрываю, я из воды рождён и сам её рождаю.
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает.
- Как пух, лежу я на полях и, как алмаз, блещу при солнечных лучах.
- Висит груша, нельзя скушать.
- Есть один такой цветок, не вплетёшь его в венок. На него подуй слегка - был цветок – и нет цветка.
Есть единственный музей в мире - музей снежинок. В Японии на острове Хоккайдо. Основатель музея снежинок - Накая Укитиро, учёный, чье имя и носит музей.
Музей создан прямо в пещерах. В залах представлены фотографии снежинок в самых разных формах. Первый человек, сумевший сфотографировать снежинки фермер из США Уилсон Бентли. Издал в 1931 г. альбом с этими уникальными снежинками (всего 2500 снимков).
Двух одинаковых снежинок не бывает. Но почти все они имеют шестиконечную форму. Снежинки с четырьмя, пятью или восемью лучами в природе не встречаются. А с тремя или двенадцатью лучами изредка встречаются. Форма снежинок зависит от температуры воздуха. Самые крупные в мире снежинки были зафиксированы в 1944 г. 30 апреля в Москве. Они закрывали собой ладонь и походили на страусиные перья.
2 группа. «Музей шоколада»
Задание: опорными словами описать шоколад. О чем пойдет речь. Например: сладкий, темный, белый, пористый, с начинкой и т.д.
Несколько музеев на нашей планете расскажут об истории любимого всеми продукта – шоколада. Самый первый Музей шоколада появился в германском городе Кельне.
В музее имеется миниатюрная шоколадная фабрика, где через окна можно увидеть, как производится шоколад.
Работает небольшой конвейер, из которого на глазах посетителей сыплются конфеты. Самый впечатляющий экспонат – это огромный шоколадный фонтан высотой 3 метра, в котором циркулирует около 200кг жидкого шоколада. Его может попробовать любой желающий.
Среди 7000 экспонатов – грампластинки, изготовленные из шоколада; детские игрушки, наполненные шоколадом; выросло даже шоколадное дерево.
3 группа. Музей живых бабочек «Тропический рай»
Задание: мимикой и жестами показать, о каком насекомом пойдет речь.
Музей живых бабочек «Тропический рай» находится в Санкт-Петербурге и состоит из трех уютных залов, в которых среди тропических растений порхают огромные живые бабочки из Америки, Азии и Африки.
Одновременно в музее можно наблюдать до 40 разновидностей тропических бабочек, а также полюбоваться тропическими растениями и садом камней-самоцветов.
Можно увидеть, как из куколок появляются бабочки, понаблюдать над первым полетом «новорожденных».
Как рождаются бабочки, чем питаются, где живет самая большая и самая маленькая на планете бабочка, можно узнать, посетив этот музей.
Индивидуальная работа. (7-10 мин.)
- В какой музей вы бы хотели пригласить наших гостей? Давайте нарисуем для них пригласительные билеты.
6. Рефлексивный. (5-7 мин.)
Подведение итогов: о чем сегодня шла речь? О каких музеях вы сегодня узнали?
Самооценка:
- Я узнал (-а)…
- Мне понравилось…
- Мне бы хотелось…
P.S. 18 мая музейные работники всего мира отмечают свой профессиональный праздник.