Цели:
Образовательные:
- Рассмотрев прямоугольный треугольник, исследовать и доказать его свойства.
- Формировать умения и навыки применять свойства прямоугольного треугольника при решении задач.
Развивающие:
- Продолжить обучению этапам исследовательской работы на уроках математики.
- Развивать логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, решать проблемные ситуации, делать выводы.
- Развивать самостоятельность, творческую и познавательную активность обучающихся.
Воспитательные:
- Формирование коммуникативных умений слушать и слышать другого, аргументировано выражать свою точку зрения.
- Формировать представление о математике как о необходимой для каждого человека составляющей общих знаний о мире и понимание значимости математических знаний для активного использования человеком в быту, в профессиональной деятельности.
- Развивать интерес обучающихся к предмету через использование исторического и познавательного материала.
Планируемые результаты обучения:
1) предметные: учащиеся научатся доказывать свойства прямоугольных треугольников и применять их на практике в решении текстовых задач, решать задачи по готовым чертежам.
2) метапредметные:
- регулятивные УУД: развивать умение ставить перед собой цель - целеполагание; планировать свою работу - планирование; уметь контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность своих товарищей;
- коммуникативные УУД: умение работать в парах и группе, обсуждать свойства прямоугольных треугольников;
- познавательные УУД: формировать навыки синтеза и анализа информации, формирование логического мышления, работать с информацией;
- личностные УУД: формирование мотивации.
План урока:
1. Мотивационный этап. Организационный момент. Актуализация знаний. Повторение теоретического материала.
2. Из истории математики
3. Этап постановки учебной задачи. Постановка целей и задач урока.
4. Этап решения учебной задачи – анализ условия задачи, моделирование выявленных отношений. Изучение нового материала. Исследование свойств прямоугольного треугольника и их доказательство (Работа в парах, в группах).
5. Этап решения учебной задачи – апробация сконструированной модели для решения конкретно-практических задач. Закрепление нового материала.
6. Этап решения частных задач.
7. Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание.
Оборудование: презентация, компьютер с выходом в интернет, карточки с готовыми чертежами и заданиями, карточки с заданиями теста, тест-шифровальщик.
1. Мотивационный этап (Актуализация знаний.)
Здравствуйте, ребята садитесь.
Перед вами оценочный лист. По этим этапам будете себя оценивать.
Слайд | Учитель |
Обучающиеся |
||
|
- Какие лишние фигуры вы видите на слайде? Почему? Мотивируйте? |
Треугольник. |
||
2. Из истории математики |
||||
|
- По этому реквизиту попытайтесь определить, когда впервые заговорили о треугольниках? |
|||
|
-Какая фигура называется треугольником? |
Треугольником называется фигура, которая состоит из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех отрезков, попарно соединяющих эти точки. Точки называются вершинами треугольника. |
||
|
- На слайде вы видите треугольники? Почему они разделены на эти группы? |
Остроугольные, тупоугольные, прямоугольные |
||
|
- Дайте определение равнобедренному треугольнику (слайд после ответа) |
Равнобедренный треугольник — треугольник, у которого две стороны равны. |
||
|
-Какими свойствами обладает равнобедренный треугольник? (слайд) |
Боковые стороны равны |
||
|
|
|
||
|
- Дайте определение равностороннему треугольнику (слайд после ответа) |
Треугольник, все стороны которого равны, называется равносторонним |
||
|
- Что можно сказать об углах равностороннего треугольника? Почему? (слайд после ответа) |
Углы равностороннего треугольника равны между собой. (Против равных сторон лежат равные углы) |
||
|
- Чему равна сумма углов треугольника? (слайд после ответа) |
Сумма углов треугольника равна 180º. |
||
3.Этап постановки учебной задачи. Постановка целей и задач урока. |
||||
|
- На какие виды делятся треугольники по углам? |
остроугольные, тупоугольные, прямоугольные |
||
|
- О свойствах каких треугольников мы знаем меньше всего? |
прямоугольных |
||
|
- Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (слайд) |
Свойства прямоугольного треугольника. |
||
|
- Откройте тетради. Запишите дату и тему урока. |
|||
|
Какие перед нами стоят цели? |
Выявить свойства прямоугольных треугольников, доказать их, научиться применять их на практике при решении задач. |
||
2. Из истории математики |
||||
|
Практическое задание. 12 узелков на равном расстоянии. Несмотря, на то, что веревки разной длины, принцип построения у всех одинаков: одна сторона содержит 3 отрезка, другая - 4, третья – 5. Получаем – прямоугольный треугольник. При строительстве пирамид в Египте именно так изготавливали прямоугольные треугольники. Наверное, поэтому прямоугольный треугольник со сторонами 3, 4, 5 и называют египетским треугольником. К следующему уроку самые любознательные постараются найти другие специальные названия прямоугольных треугольников. (Творческое задание) |
|||
|
- Дайте определение прямоугольного треугольника. |
|
||
|
- Что такое прямой угол? |
|
||
|
- Как называются стороны прямоугольного треугольника? |
|
||
|
- Как называется сторона, лежащая против прямого угла? - Какие углы (кроме прямого) могут быть в прямоугольном треугольнике? |
Термин «гипотенуза» происходит от греческого слова «hypoteinusa» (ипонейнуоза), обозначающее «тянущаяся над чем-либо», «стягивающая». Слово берет начало от образа древнеегипетских арф, на которых струны натягивались на концы двух взаимно перпендикулярных подставок. |
||
3. Этап решения учебной задачи – анализ условия задачи, моделирование выявленных отношений. Изучение нового материала. Исследование свойств прямоугольного треугольника и их доказательство (Работа в парах, в группах). Вы работаете в группе, поэтому на выполнение задание вам дается 5 минут. |
||||
|
Сегодня вы, исследуя прямоугольный треугольник, выдвинете гипотезы и постараетесь их либо доказать, либо опровергнуть. Работаем в парах. |
|||
|
- Выскажите гипотезу о том, чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника. |
- Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90о. |
||
|
Запишите в тетрадь «Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90о». Попробуйте доказать или опровергнуть вашу гипотезу. |
|
||
|
- Работаем в группах. Возьмите конверт желтого цвета, в нем лист с заданием. Проведите измерения длин гипотенузы и катета, лежащего против угла в 30о. Запишите данные в тетрадь. Вопрос для исследования: «Какова взаимосвязь между сторонами прямоугольного треугольника, у которого один из острых углов равен 30 градусов?» |
|||
|
- Выскажите гипотезу о длине катета, лежащего против угла в 30о. |
Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30о, равен половине гипотенузы. |
||
|
Запишите в тетрадь «Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла в 30о, равен половине гипотенузы». Попробуйте доказать или опровергнуть вашу гипотезу. В случае затруднения, дать подсказку (через 2-3 мин.) |
|
||
|
Существует обратная теорема: Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен 30о. Данное утверждение вы докажете дома. |
|||
4. Физкультминутка. |
||||
5. Этап решения учебной задачи – апробация сконструированной модели для решения конкретно-практических задач. Закрепление нового материала. |
||||
|
- Работаем индивидуально. |
|
||
|
Решение задач на применение свойств прямоугольных треугольников: №254 из учебника. |
|||
|
Какие свойства прямоугольного треугольника были использованы? |
|
||
|
Тест №2 - зашифровано слово (катафот). Возьмите конверт зеленого цвета. |
|
||
6. Этап решения частных задач. (устно, по слайдам или письменно в тетради с вызовом к доске) |
||||
|
256 |
|
||
7. Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание. |
||||
|
- Что нового вы узнали на уроке? |
|
||
|
Треугольники часто применяются в жизни. Свойство о сумме острых углов прямоугольного треугольника нашло широкое применение в транспортной, космической технике. Это свойство, например, лежит в основе конструкции простейшего уголкового отражателя – катафот. (устанавливается на заднем крыле велосипеда для того, чтобы «возвращать» свет автомобильных фар. Это дает возможность водителю автомобиля видеть в темное время суток идущий впереди велосипед (слайды) Прежде, чем садиться за руль велосипеда, необходимо установить уголковый отражатель в целях безопасности движения (слайд). Математика неисчерпаема и многозначна. Одних покоряет ее логическая стройность, другие ценят в ней точность, а третьи восхищаются ее красотой. |
До сегодняшнего дня вы не знали свойств прямоугольных треугольников, а сегодня вы сами исследовали их, выдвинули гипотезу и доказали ее справедливость.