Актуальность исследовательской деятельности:
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Поэтому при разработке данного проекта использовали метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в коллективной деятельности детей.
Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.
Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:
- на формирование у ребёнка практических умений и навыков;
- на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;
- на стремление к самостоятельной работе;
- на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы, видеть и понимать красоту окружающего мира, логически рассуждать, эмоционально переживать).
Цель проекта:
- развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности;
- получение результатов, их сравнение и формулирование выводов;
- работа в коллективе.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.
- Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.
- Формирование умения прогнозировать будущие изменения.
- Знакомить школьников с методами и приёмами простейших научных исследований.
- Учить работе с дополнительной литературой, наглядным материалом.
Развивающие:
- Развитие способности у детей младшего школьного возраста к исследовательской деятельности.
- Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.
- Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, эвристическую беседу.
- Развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость и т.д.
- Расширять и обогащать практический опыт детей.
Предполагаемый результат:
- доказательство того, что факторы неживой природы оказывают влияние на рост и развитие растения;
- формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
- воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
К концу исследования учащиеся должны знать:
- названия факторов, их влияние на рост и развитие растений;
- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
Должны уметь:
- выполнять наблюдения за ростом и развитием растения;
- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
Продукт исследовательской деятельности: Создание памятки «Факторы, влияющие на рост и развитие растений».
Ход занятия
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я ... (капуста)
- К какому царству вы отнесете капусту? (Растения)
- А что нужно, чтобы капуста дала хороший урожай?
- Сегодня мы проведем исследования, какие факторы влияют на развитие растений, составим памятку и сделаем рисунок по данной проблеме.
Урок пройдет в виде путешествия. Знакомый вам прием «Автобусная остановка» На каждой остановке вы будете знакомиться с новым фактором, влияющим на рост и развитие растения. Будете заполнять таблицу и в конце пути сделайте вывод.
1 остановка «Тепло»
Тепло является основным фактором жизни растений. Тепло в жизни растений влияет на скорость развития на каждой стадии роста. Недостаток тепла задерживает рост растений. При низких температурах, продолжающихся длительное время, большинство растений погибает.
При ранних осенних заморозках у невызревших побегов обмерзают почки, весной они не распускаются или сразу после распускания чернеют и опадают.
В разные периоды развития растения и к теплу предъявляют различные требования. Например, семена могут набухать при низкой положительной температуре, а прорастать - только при сравнительно высокой. Потребность в тепле может изменяться даже в течение суток.
2 остановка «Свет»
Свет необходим для жизни растений. Если света не хватает, растения вырастают слабыми и бледными. Свет нужен для нормального роста растений: у затенённого растения побеги поблекнут и станут длиннее и тоньше.
При постоянной нехватки света у растений появляются разные дефекты в процессе роста. У некоторых растений появляются молодые побеги, но листья на них растут бледные, мелкие. У цветущих растений цветов образуется мало, размером они мельче. Потом растение прекращает свой рост, а цветение не наступает вообще, нижние листья желтеют, засыхают, опадают. После этого растение погибает. Но чаще всего происходит, когда растение прекращает рост, новые побеги не образуются, а старые листья начинают понемногу отсыхать и отмирать.
3 остановка «Вода»
Всему живому необходима вода и растениям в том числе. Без воды невозможна жизнедеятельность растительного мира. Вода составляет до 95% массы растений, в ней или с ее использованием протекают все процессы жизнедеятельности. Поэтому вода необходимое условие для жизни организма. При недостатке воды у растения нарушается обмен веществ.
- Прорастание семян зависит от наличия воды;
- Водные растворы, наполняющие клетки, обеспечивают растению упругость, таким образом, растение сохраняет свою форму.
Если испарение воды растением превышает поступление воды, то у растения наблюдается увядание. Так нередко бывает днем, когда жарко. Растение обязательно должно поглощать воду. Иначе, рано или поздно, жизнь его прервется.
4 остановка «Почва»
Почва – это верхний плодородный слой земли. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер, бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной – самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы! Теперь всё серьёзнее задумываемся мы, что важно беречь почву! Только в плодородной почве, богатой перегноем, возможно получение большого урожая плодов. Почва нуждается в подкормке питательными веществами и минеральными удобрениями. Так же почве нужен – отдых, так как постоянные посадки на одно и тоже место истощают почву.
5 остановка «Воздух»
Из воздуха растения получают углекислый газ необходимый им для жизни – он является единственным источником углеродного питания. Обогащение воздуха углекислым газом идет в основном благодаря выделению его из почвы.
Во влажной атмосфере листья растений обладают большей поверхностью, и стебли отличаются большей сочностью и более сильным ростом, чем у растений, развивающихся в более сухом воздухе.
Вы прошли все этапы, заполнили свои путевые листы и сейчас можете подвести итог.
– Что нужно растениям для роста и развития?
Данные оформлены в таблице. Сдайте путевые листы.
Рефлексия.
Путевой лист
Название остановки | На что влияет |
В чем выражается отсутствие данного фактора |
Тепло |
|
|
Воздух |
|
|
Свет |
|
|
Почва |
|
|
Вода |
|
|
Рефлексия
красный | Мне было трудно |
желтый |
Мне было почти все понятно, но вопросы остались |
зеленый |
Сегодня я все понял и узнал много интересного |
Итог урока: так выглядят заполненные маршрутные листы, рисунок и рефлексия.
Работа в группах на «остановках»
Работа в группе на «остановке»
Выступление группы – защита проекта