Аннотация проекта
Совместная проектная деятельность учителя-логопеда и воспитателя в рамках экологического проекта «Наши каштаны» направлена на формирование экологической культуры детей и взрослых. Данный вид деятельности предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими тяжёлые нарушения речи, в условиях детского сада.
Вид проекта: творческо-исследовательский, интегрированный, групповой, долгосрочный. Так как основная цель проекта – это исследовательская деятельность и воспитание начальной экологической культуры у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, то мы посчитали необходимым реализовывать данный проект совместно двум педагогам (учитель-логопед, воспитатель).
В ходе решения задач, которые мы поставили вместе с детьми, им потребуется высказывать догадки и предположения. Это уже мыслительные операции анализа и синтеза, которые должны перерабатываться в речевое высказывание. Для наших детей с ТНР необходимо параллельно исследовательской деятельности вести логопедическую работу по расширению и активизации словаря, развитию лексико-грамматических категорий, формированию умения строить эвристические рассуждения.
Для того, чтобы дети смогли составить экологический паспорт каштана, необходимо было не только провести наблюдения, но и провести работу по развитию умения составлять описательный рассказ о каштане. Также мы включили в занятия по обучению грамоте составление звуко-буквенных схем слов, необходимых для описания каштана. В результате дети смогли самостоятельно вносить данные в экологический паспорт дерева.
Введение
Мы так привыкли к нашему соседству с деревьями, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья – это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять и преумножать то, что нам дает природа. У детей с тяжёлыми нарушениями речи очень важно параллельно с формированием экологической культуры, умений вести наблюдения за объектами природы развивать все компоненты речи, чтобы они смогли впоследствии искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения.
Актуальность и социально-экономическая значимость
Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья – прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Анализ ситуации
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Постановка проблемы
Каштаны – деревья, которые растут на участке нашей группы. Плоды каштанов давно привлекают внимание детей.
Дети захотели узнать, как появляется каштан из семени и как вырастить это дерево. Возникла проблемная ситуация: «Сможем ли мы вырастить каштан сами»?
Данный проект позволяет изучить вместе с детьми историю каштанов, провести исследования, составить паспорт дерева, вырастить каштан из семени и окружить его вниманием и заботой.
Цели и задачи проекта
Цель: Исследовательская деятельность по изучению жизни дерева каштан во взаимосвязи с его экосистемой.
Задачи:
- Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
- Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность. Расширять представления о дереве каштан, о значении его в природе и в жизни человека.
- Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях и опытах.
- Воспитывать основы экологического сознания, гуманно–ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.
- Формировать у детей лексико-грамматические навыки в рамках темы проекта.
- Развивать связную речь детей, умение самостоятельно с опорой на схемы составлять рассказы об объектах природы.
- Формировать умение строить эвристические рассуждения по содержанию прочитанной познавательной литературы.
- Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
- Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана.
- Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
- Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Оценка результатов проекта
Предполагаемые продукты проекта:
– Выращенные каштаны для посадки весной на территории детского сада.
– Фотовыставка «Самое красивое дерево нашего участка».
– Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).
– Выставка творческих работ.
Итоговые мероприятия:
– Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.
– Защита и представление детьми экологического проекта «Наши каштаны».
Критерии и показатели эффективности проекта
Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам
– Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.
– Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.
– Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.
– Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
– Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
Предполагаемые результаты
Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая каштаны, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта
Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.
При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен ими при переходе на школьную ступень. Дети могут «взять шефство» над посаженным деревом, а также продолжить экологическую исследовательскую деятельность в школе.