Урок по теме "Создание запросов на выборку в базе данных"

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (237 кБ)


Учебник: Л.Л. Босова, А.Я. Босова «Информатика 9».

Тип урока: урок открытия и обретения новых знаний, умений и навыков.

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями «запрос», «простое логическое выражение», «сложное логическое выражение» и показать практическое применение запросов, научить создавать запросы в базе данных, осуществлять сортировку данных в таблице.

Задачи урока:

  • Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями, научить создавать простые и сложные запросы на выборку в базе данных, сортировку данных.
  • Развивающие: продолжить развитие внимания и мышления; формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, самоконтроля и интереса к предмету.
  • Воспитательные: продолжить воспитывать информационную культуру, навыки учебного труда и ответственного отношения к предмету.

Оборудование, ресурсное обеспечение урока

Используемые на уроке средства ИКТ:

  • персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;
  • персональные компьютеры учащихся с установленной программой Open Office.org Base.

Электронные образовательные ресурсы

  • презентация

Дополнительные ресурсы:

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проводит проверку готовности к уроку, способствует формированию положительного эмоционального фона. Учащиеся приветствуют учителя, занимают свои рабочие места.

2. Актуализация опорных знаний

(слайд 2) Учитель задает вопросы по изученному на предыдущих уроках материалу. Проверяет знание основных понятий базы данных, элементов базы данных, функций базы данных, понятий запись и поле в базе данных, типов полей. Учащиеся отвечают на вопросы учителя
(в презентации, по щелчку мыши на поставленный вопрос, появляется верный ответ).

вопрос

ответ

Что такое СУБД?

Система управления базами данных (СУБД) - программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации.

Приведите пример известных Вам СУБД

Open Office Base, Microsoft Access и другие

С какой системой управления данных вы работаете на уроках?

Open Office Base

С чего начинается работа с базой данных? (основные этапы работы с БД)

  • создание новой БД
  • регистрация БД - указать пути и имени файла
  • описание структуры таблицы – необходимо указать имена и типы полей
  • ввод данных - ввод в таблицу или ввод в форму

Какие основные объекты СУБД Вам известны?

  • таблица
  • форма
  • запрос
  • отчёт

Какие основные функции они выполняют?

 

Что такое таблица?

Таблица - главный тип объектов. В таблице хранятся данные.

Что такое форма?

Форма - это вспомогательный объект. Объект для удобной работы с данными в таблицах

Что такое запрос?

Запрос - это команды обращения пользователя к СУБД

Что такое отчет?

Отчёт - документ, созданный на основе таблиц

Что такое РБД?

Реляционной база данных (РБД) - это реляционная модель данных, основанная на представлении данных в виде таблиц.

Что такое запись?

Запись содержит всю информацию об одном объекте, описываемом в базе данных.
Запись - это строка таблицы.

Что такое поле?

Поле - это одна из характеристик объекта.
Поле - это столбец таблицы.

Основные характеристики поля?

Поле базы данных имеет имя, тип и длину.

Перечислите основные типы полей. Приведите пример на каждый вид поля

  • Числовой
  • Текстовый
  • Логический
  • Дата

3. Этап получения новых знаний

(слайд 3) Учитель предлагает пример базы данных «10 самых больших стран мира по населению» и предлагает учащимся найти варианты ее использования, тем самым определяется тема и цель урока.

10 самых больших стран мира по населению
(данные на 01.07. 2017)

Страна

Население

% мирового населения

1

Китай

1 384 160 000

18,4%

2

Индия

1 318 270 000

17,5%

3

США

325 375 000

4,33%

4

Индонезия

261 600 000

3,48%

5

Бразилия

207 709 000

2,76%

6

Пакистан

197 750 000

2,63%

7

Нигерия

188 500 000

2,51%

8

Бангладеш

162 752 000

2,17%

9

Россия

146 400 000

1,95%

10

Мексика

129 100 000

1,69%

Как можно использовать данную базу данных?

Возможный вариант ответа: Базу данных можно использовать как справочную систему, сортировать данные в нужном порядке, выбирать нужные данные по одному или нескольким признакам, добавлять, удалять или редактировать данные.

(слайд 4-12) Учитель вводит формулирует и поясняет новые понятия:

  • манипулирование данных,
  • запрос и справка,
  • логическое выражение, простые и сложные логические выражения.

Основные определения:

Манипулирование данных – это действия, выполняемые над информацией, хранящейся в базе данных.

К манипулированию данных относится:

  • выборка данных по определенным критериям,
  • сортировка данных,
  • обновление данных,
  • удаление данных,
  • добавление данных.

Запрос – это средство извлечения информации из базы данных, отвечающей некоторым условиям.

Справка – это таблица, содержащая интересующие пользователя сведения, извлечённые из базы данных.

Логическое выражение – это высказывание, которые принимает значение Истина или Ложь.

Простые логические выражения – это выражения, которые содержат только операции отношения или поле логического типа.

Сложные логические выражения – это выражения, содержащие логические операции.

Учитель приводит примеры запросов, правила сравнения числовых, текстовых полей и полей типа «дата».

Учащиеся делают записи в тетрадях, приводят свои примеры запросов, решают задачи, представленные на слайдах по сравнению числовых, текстовых полей и полей типа «дата».

Сравнение числовых величин

Производится по математическим правилам

Пример. Какие знаки отношений нужно вставить, чтобы полученные высказывания были истинными?

5

*

7

7 500 000

*

7 500

132 567 789

*

133 567 789

Сравнение текстовых величин

Сравнение построено по лексикографическому принципу.

Меньшим считается то слово у которого первая отличающаяся буква от другого слова идет раньше.

Пробел меньше любой буквы.

Пример. Какие знаки отношений нужно вставить, чтобы полученные высказывания были истинными?

символы

*

данные

ученик

*

ученица

11а

*

*

1 а

Сравнение полей типа «дата»

Сравниваются в соответствии с календарной последовательностью.

Дата, относящаяся к более раннему времени, считается меньше более поздней.

Пример. Какие знаки отношений нужно вставить, чтобы полученные высказывания были истинными?

3.07.2001

*

3.07.2002

12.09.1998

*

1.01.1999

1.02.2017

*

3.02.2017

4. Этап первичного закрепления материала

(слайд 13-23) Учитель предлагает учащимся решить задачи по составлению простых и сложных запросов на примере база данных «Подписка», нахождение значений «истина» или «ложь» для данных таблицы. При решении задач определяет правильность и осознанность изученного материала, корректирует выявленные пробелы, при изучении темы, закрепляет действия необходимые для самостоятельной работы по изученному материалу.

Задание: Дана база данных «Подписка».

Фамилия

Имя

Отчество

Адрес

Тип

Название

Дата подписки

Срок

Получение на почте

1

Сидорова

Ирина

Сергеевна

пр. Ленина 3-42

газета

КомПик

01.07.17

3

2

Гуляева

Нелли

Ивановна

ул. Строителей 4-5

журнал

Мир ПК

01.04.17

6

3

Орлов

Никита

Андреевич

ул. Строителей 8-5

журнал

Хакер

01.01.17

3

4

Ермолаев

Антон

Вадимович

пр. Парковый 4-16

газета

КомПик

01.01.17

12

5

Агафонов

Антон

Иванович

ул. Ленина 3-24

журнал

Мир ПК

01.07.17

12

6

Фомин

Сергей

Андреевич

ул. Строителей 8-1

журнал

Железо

01.04.17

6

Нужно сформулировать запрос к базе данным по заданному высказыванию и указать какое значение (истина/ложь) для номера записи в БД.
Высказывания, сформулированные на естественном языке к БД:

простые запросы:

  • срок подписки не превышает полгода
  • все, подписавшиеся на журнал
  • все подписчики с именем Антон
  • все, кто не подписался на Мир ПК
  • все, кто получает издания на почте
  • все, кто подписался со второго полугодия 2017 года

сложные запросы:

  • срок подписки не превышает полгода и издания получают на почте
  • все, подписавшиеся на журнал с апреля 2017 года
  • все подписчики с именем Антон и датой подписки 01.01.2017
  • все, кто подписался на Мир ПК или Железо

5. Динамическая пауза

(слайд 24-26) Проводится динамическая пауза с учащихся, которая состоит из трех групп упражнений гимнастики для глаз, снятия напряжения и утомления по методике Э.С.Аветисова.

6. Этап закрепления изученного материала с последующей самопроверкой

(слайд 27-28) Учитель проводит с учащимся практическую работу по работе с готовой базой данных «Города миллионеры РФ» по составлению запросов и сортировке данных.

Практическая работа

Дана база данных Города миллионеры РФ. Она содержит сведения о городах российской Федерации с населением более 1 млн жителей по данным на 1 января 2017 года. Состоит из следующих полей: № города по порядку, название города, данные на 1 января 2017 и 1 января 2016 года, динамика роста населения в числовой и процентном отношении, название субъекта РФ, в состав которого входит город.

Город

Население на 1.01.17

Население на 1.01.16

Динамика

Процент

Субъект РФ, в состав которого входит город

1

Москва

12 380 664

12 330 126

50 538

0,41

г. Москва

2

Санкт-Петербург

5 281 579

5 225 690

55 889

1,07

г. Санкт-Петербург

3

Новосибирск

1 602 915

1 584 138

18 777

1,19

Новосибирская область

4

Екатеринбург

1 455 514

1 444 439

11 075

0,77

Свердловская область

5

Нижний Новгород

1 261 666

1 266 871

-5 205

-0,41

Нижегородская область

6

Казань

1 231 878

1 216 965

14 913

1,23

Республика Татарстан

7

Челябинск

1 198 858

1 191 994

6 864

0,58

Челябинская область

8

Омск

1 178 391

1 178 079

312

0,03

Омская область

9

Самара

1 169 719

1 170 910

-1 191

-0,10

Самарская область

10

Ростов-на-Дону

1 125 299

1 119 875

5 424

0,48

Ростовская область

11

Уфа

1 115 560

1 110 976

4 584

0,41

Респ. Башкортостан

12

Красноярск

1 082 933

1 066 934

15 999

1,50

Красноярский край

13

Пермь

1 048 005

1 041 876

6 129

0,59

Пермский край

14

Воронеж

1 039 801

1 032 382

7 419

0,72

Воронежская область

15

Волгоград

1 015 586

1 016 137

-551

-0,05

Волгоградская область

Необходимо, пользуясь инструкцией к заданию, выполнить задания по поиску и сортировке данных в данной таблице. На практическую работу отводится 15 минут. После выполнения работы, проводится проверка результатов работы, и ученики ставят себе оценку за урок.
Учитель контролирует ход выполнения работы учащихся, помогает учащимся, у которых не получается самостоятельно выполнить задание.

(слайд 29-31)

Учащиеся под руководством учителя проверяют результаты выполнения практической работы, анализируют полученные ответы, определяются с оценкой результатов работы.

Оценивание практической работы

Количество верных ответов

Оценка

10

5

7-9

4

3-6

3

7. Подведение итогов урока, рефлексия урока, постановка домашнего задания

Учитель задает домашнее задание, при необходимости комментирует его.

Домашнее задание

  1. Выучить лекционный материал
  2. Учебник Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9» параграф 1.6.4
  3. Рабочая тетрадь Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9» № 61

Учитель с учениками подводит итог урока, выставляет оценки и благодарит за урок, предлагает учащимся заполнить лист рефлексии урока.

Ответьте выборочно на 2-3 из предложенных вопросов:

  • сегодня я узнал
  • у меня получилось
  • у меня возникли трудности
  • я выполнял задания
  • я научился
  • теперь я могу

Используемые ресурсы:

  1. Л. Л. Босова, А. Я. Босова «Информатика 9».
  2. И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова «Информатика и ИКТ 9».
  3. «Информатика и ИКТ», задачник-практикум том 2 под редакцией И. Семакина, Е. Хеннера.
  4. Сайт о странах, городах, статистике населения и др. URL: http://www.statdata.ru/goroda-millionniki-rossii-po-naseleniu.