Цели урока (планируемые результаты обучения):
Личностные:
- развитие у учащихся самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений приконструировании и изготовлении физических поделок
Метапредметные: развитие у учащихся умений:
- формулировать гипотезы и оценивать их верность с точки зрения информации, полученной в ходе исследования;
- проводить экспериментальные исследования и обобщать их результаты;
- на основании результатов экспериментов формулировать выводы
- развивать коммуникативные навыки при организации работы.
Предметные:
- продолжение формирования у учащихся представления об условии плавания тел, изучение устройства судов, воздушных шаров;
- совершенствование умения характеризовать поведение тел в жидкости и газе.
Материалы:
- учебник физики;
- компьютерная презентация «Плавание судов. Воздухоплавание»;
Оборудование:
- ареометр;
- сосуд с водой;
- картезианский водолаз;
- пластилин;
- презентация к уроку;
- компьютер, проектор.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Актуализация темы (постановка учебной проблемы) |
Проблемный вопрос: как заставить плавать кусок пластилина? Ответьте на вопрос, используя оборудование на ваших столах. |
Выдвигают гипотезы, включаются в экспериментальную работу |
Изучение нового материала
|
1. Плавание судов. Наблюдает за работой учащихся |
Учащиеся делают вывод: кусок пластилина тонет, лодочка, сделанная из него, плавает |
2. Сообщения учащихся |
Учащиеся слушают и записывают в тетрадь главное, задают вопросы докладчикам. | |
3. Воздухоплавание. 4. Демонстрация физических поделок учащихся (ареометр, картезианский водолаз) |
Работа с учебником |
|
Закрепление нового материала (решение качественных и расчетных задач) |
Задачи на доске |
Отвечают на вопросы, обсуждают, доказывают |
Итог. Рефлексия |
Выставление оценок. Благодарность учащимся за работу. |
Анализируют свою деятельность на уроке |
Организация работы дома |
Д/з: §51,52. Нарисуйте рекламный плакат на тему «Плавание судов» №657 |
Записывают домашнее задание |
Ход урока
I. Актуализация темы (постановка учебной проблемы).
Учащиеся отвечают на вопросы.
- Что происходит с телами, погруженными в жидкость или газ?
- Каково происхождение силы, выталкивающей тело из жидкости?
- Как ее рассчитать?
- Какие положения может занимать тело в жидкости?
Нам известно о действии жидкости и газа на погруженное в них тело. Мы изучали условия плавания тел. Чему же будет посвящен сегодняшний урок, мы узнаем, отвечая на проблемный вопрос.
II. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: как заставить плавать кусок пластилина?
1. Плавание судов.
Может ли плавать тело, если плотность материала, из которого оно сделано, больше плотности жидкости?
Кусок пластилина опускаем в воду, он тонет. Как заставить его плавать? (учащиеся выполняют экспериментальное задание, делают вывод).
Вывод: лодочка вытесняет гораздо больший объем жидкости, и архимедова сила оказывается большей, чем архимедова сила, действующая на кусок пластилина.
В нашем случае лодочка – модель судна. В настоящее время строятся речные и морские, пассажирские и транспортные корабли из материалов, плотность которых значительно превышает плотность пресной и морской воды. Но везде выполняется основное условие: вес воды, вытесненной погруженной частью судна, равен весу судна с его грузом, пассажирами, топливом и другим оборудованием.
Чтобы судно могло плавать устойчиво и безопасно, его корпус должен погружаться в воду лишь до определенной глубины.
Вспомним основные термины и их определения.
Осадка судна – глубина его погружения.
Ватерлиния – линия, отмечающая наибольшую допустимую осадку (отмечается на корпусе красной линией).
Когда судно погружается до ватерлинии, оно вытесняет такое количество воды, что ее вес соответствует весу судна со всем грузом и называется водоизмещением. Оно измеряется в единицах силы. Однако довольно часто под водоизмещением понимают не вес, а массу вытесненной воды и измеряют в тоннах.
Грузоподъемность – это вес судна, принятого на судно при погружении его до ватерлинии, у первого парохода, построенного американским изобретателем Фултоном, водоизмещение составляло всего 1,6 ·105 Н или 16 т. В настоящее время водоизмещение танкеров-гигантов составляет 6,4·109Н и больше, т.е. более 640000 т.
2. Сообщения учащихся.
2.1. Из истории плавания судов.
Вопрос: - кто первым построил пароход? (американский изобретатель Фултон)
2.2. Подводная лодка.
Вопрос: что нужно сделать, чтобы подводная лодка всплыла? Погрузилась в воду?
2.3.Российский морской флот.
2.4. Исследование морских глубин.
Вопрос: - как рыбы перемещаются в толще воды?
2.5.Из истории воздухоплавания.
3. Воздухоплавание
(Работа с учебником Стр. 126) Человек стремился создать средства для плавания не только в воде, но и в воздушном океане. Для этого он конструировал и строил летательные аппараты – воздушные шары, аэростаты, дирижабли.
Вопросы:
- Из чего состоит воздушный шар? (оболочки, подвесной системы (строп), гондолы и балласта)
- Чем воздушный шар отличается от дирижабля? (Воздушные шары перемещаются вместе с воздушными массами и поэтому неуправляемы. В отличие от них дирижабль является управляемым летательным аппаратом, поскольку у него имеются пропеллеры, приводимые во вращение двигателем. Недостатки дирижаблей – их небольшая маневренность и скорость полета. Важнейшее достоинство – большая грузоподъемность и дешевизна перевозок.)
- Какими газами наполнены аэростаты? (Воздушные шары раньше наполняли теплым воздухом, сейчас наполняют газом – водородом или гелием, т.е. газами, плотность которых меньше плотности окружающего нас воздуха.)
- Что такое подъемная сила? (Подъемная сила Fп = FA – FT)
- Как регулировать подъемную силу? (Для регулировки подъемной силы, а, следовательно, подъема или спуска воздушного шара, воздухоплаватели используют различные приемы. Чтобы подняться выше, они выбрасывают часть груза – балласта из гондолы, а чтобы опуститься вниз, выпускают часть газа из оболочки или прекращают нагрев воздуха, находящегося в оболочке. Воздухоплаватели также должны учитывать, что по мере поднятия шара вверх, архимедова сила, действующая на него, уменьшается, т.к. разреженный воздух верхних слоев атмосферы, вытесненный шаром, весит меньше, чем у поверхности Земли.)
Сравним подъемную силу воздушных шаров, наполняемых разными газами.
Таблица
1 м3водорода весит при нормальном давлении всего 0,9 Н, гелия – 1,8 Н, тогда как 1 м3 воздуха весит 12,9 Н. Отсюда следует, что шар объемом 1 м3, наполненный водородом, способен поднять в воздух груз весом 12,9Н – 0,9Н =12 Н. Сюда входит и вес оболочки, из которой сделан шар, поэтому ее нужно сделать по возможности легче. Подъемная сила водорода больше подъемной силы гелия, но водород взрывоопасен, он горит, а гелий в 40-50 раз дороже водорода.
Демонстрация физических поделок учащихся (самодельный ареометр, картезианский водолаз).
III. Закрепление
Задача: Какая подъемная сила действует на шар-зонд на высоте 10 км, где плотность воздуха равна 0,41 кг/м3? Сила тяжести, действующая на шар равна 20Н. Объем шара 20м3. (82-20=62Н)
IV. Рефлексия. Подведение итогов.
- Что изучали на уроке?
- Что вас удивило?
- Что больше всего понравилось?
- Какое открытие вы сегодня сделали?
Выставление оценок. Благодарность учащимся за работу.
V. Домашнее задание. §51,52. Нарисуйте рекламный плакат на тему «Плавание судов» №657
Список литературы и источников.
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват.учеб.заведенй. – М.: Дрофа, 2010.
- Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. – М.: Триада-Литера, 1994.
- Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
- Открытая физика. 1.1. Полный интерактивный курс физики. ООО «Физикон».
- http://class-fizika.narod.ru/
Из истории плавания судов
Первое средство передвижения людей по воде – обломки деревьев, потом появились плоты, челны – бревна с выдолбленным углублением, в котором помещался человек.
с созданием больших лодок начинается собственно судостроение. Первые деревянные суда появились в Египте во времена Древнего царства (примерно 3000 лет до н.э.). По форме они были похожи на апельсиновую корку с поднятыми концами. Конструкция таких судов была слишком хрупкая, поэтому весь корпус по длине обхватывался тросом. Такие суда имели каркас и обшивку, на них укреплялся четырехугольный, высокий, узкий парус.
Во времена Древней Греции появляются значительные различия между торговыми и военными судами. В это время строятся знаменитые греческие триеры и римские кинкеры.
В 8-11-х вв. в северных морях господствуют смелые и воинственные викинги. Ладья викингов не изменяла свою форму на протяжении многих веков.
Вплоть до 19 в. корабли были парусными. В начале 19 в. самые быстроходные парусники (3-х и 4-х мачтовые клиперы) перевозили чай из Китая и шерсть из Австралии в Европу и Америку со скоростью 30 км/ч. Рекорд скорости показало судно «Катти Сарк», оно шло со скоростью 39 км/ч. Этот рекорд не побит до сих пор ни одним из парусных судов.
В 19 в в судостроении происходят значительные изменения: дерево заменяется железом, парус– паровой машиной. Первый речной пароход «Клермонт» построен в США в 1807 г. по проекту Роберта Фултона, а первый морской появился в России в 1815 г. Судовой паровой котел топили дровами. В 1903 г. на Волге построили первое в мире дизельное судно – танкер «Вандал». В 20 в. появились корабли с двигателями, работающими от пара, созданного при участии ядерного реактора. Первое гражданское судно такого типа – атомный ледокол «Ленин». Он начал работать в Арктике в 1959 г. Сейчас судно – это сложное инженерное сооружение, способное передвигаться по воде (суда), под водой (подводные суда) и над водой (суда на подводных крыльях и на воздушной подушке).
Из истории воздухоплавания
Тысячи лет прошли с тех пор, как человек начал мечтать о полете. Об этом свидетельствуют сказки о ковре-самолете, о крылатом коне, о смельчаках, поднявшихся к небу на крыльях, склеенных воском. Но сила тяжести прочно привязывала человека к земле. Впервые ее удалось преодолеть с помощью теплого воздуха. Человек издавна наблюдал, как поднимается вверх дым. Вероятно, это наблюдение подтолкнуло его на мысль о полете вверх с помощью дыма. Первый воздушный шар был изготовлен во Франции в 1873 г. братьями Монгольфье. Шар наполнили теплым воздухом и назвали монгольфьером по имени его изобретателей. Оболочка была выполнена из прорезиненного шелка. Первыми воздухоплавателями были баран, петух и утка. После приземления шара, оказалось, что петух повредил крыло. Этого было достаточно, чтобы между учеными разгорелся спор о возможности жизни на больших высотах.
Монгольфьеры имели один недостаток: они быстро опускались, т.к. воздух в них остывал. Их использовали, главным образом, для развлекательных полетов. Для военных и научных целей использовали воздушные шары, наполненные водородом и гелием. Эксперимент с воздушным шаром, наполненным водородом впервые произвел французский профессор физики Шарль. Он же изобрел веревочную сеть, охватывающую шар и передающую на него весовые нагрузки, изобрел клапан, воздушный якорь и первый применил песок в качестве балласта, сконструировал барометр. Поэтому создателем современного аэростата следует признать Шарля. Аэростатами сейчас называют аппараты легче воздуха.
Вести о полетах на воздушных шарах очень занимали наших соотечественников. Русские совершили много полетов и производили при этом научные наблюдения. Так в 1887 г. для наблюдения солнечного затмения на таком шаре совершил полет Д.И.Менделеев. Менделеев много сделал для развития воздухоплавания, однако он считал, что будущее принадлежит летательным аппаратам тяжелее воздуха.
В 30-е годы прошлого столетия было построено несколько аэростатов для исследования верхних слоев атмосферы – их назвали стратостатами. Гондола стратостата делалась герметичной, чтобы люди на большой высоте не страдали от недостатка кислорода. Стратостатами достигали высоты свыше 20 км. Первый в мире стратостат был создан швейцарским ученым Августом Пикаром. Недостаток стратостата – он летит туда, куда его гонит поток воздуха.
На смену неуправляемым аэростатам пришли управляемые аппараты-дирижабли. Во время первой и второй мировых войн в армиях многих стран использовались аэростаты, связанные с земной поверхностью прочным стальным тросом. Они играли роль подвижных наблюдательных пунктов, подвесок радиоантенн, воздушных заграждений, мешающих полету авиации противника.
Американские заводы выпускали учебные, учебно-патрульные и боевые дирижабли, оснащенные пушками и бомбами. Самые крупные из них имели объем 18400 м3. В 50-х годах прошлого столетия были спроектированы и построены воздушные корабли объемом 43000 м3.
Наиболее известные дирижабли – «Норвегия» и «Италия», построенные итальянцем Умберто Нобиле, полет последнего к Северному полюсу закончился трагически. В годы первой мировой войны наибольшую известность имели так называемые цеппелины, создателем которых был граф Фердинанд фон Цеппелин.
Современные воздушные шары используются в рекламных целях, дирижабли – для аэрофотосъемок.