Форма проведения: подгрупповое.
Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Продолжать учить отгадывать загадки, развивать образное мышление ребенка. Использовать полисенсорный принцип в коррекционной работе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить представление детей о геометрических фигурах
- продолжать учить оперировать пространственными представлениями (справа, слева, внизу, вверху…)
- уточнять и расширять словарный запас по теме
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное восприятие при составлении картинки из геометрических фигур
- развивать осязательную и мелкую моторику
- развивать полисенсорную систему и тактильное восприятие
- развивать зрительное внимание, память и мышление
- развивать активную связную речь детей, правильно употреблять в речи пространственные термины: справа, слева
- учить рисовать на манке (манкография)
Коррекционно-воспитательные:
- учить детей внимательно слушать речь педагога и других детей
- воспитывать усидчивость и познавательный интерес к занятию
- развивать простейшие навыки самоконтроля
- выражать эмоции от полученных впечатлений
Оборудование и материалы:
- Демонстрационный материал: магнитная доска, геометрические фигуры объемные и плоские (магнитные), «волшебный мешочек», картинки предметов.
- Раздаточный материал: геометрические фигуры плоские и объемные, картинки предметов, коробочки с манкой, магнитные дощечки, треугольники для составления квадрата.
Продолжительность занятия - 20 минут.
Методические приемы:
- Словесные: объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, беседа, художественное слово, вопросы.
- Наглядные: показ картинок с геометрическими фигурами.
- Практические: манкография – рисование на манке, физ. минутка, гимнастика для глаз.
- Игровые: создание игровой ситуации - помочь Весне сложить картинку.
I. Организационный момент
Ребята послушайте загадку:
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?...(Весной)
Что же весной светит и греет? …(Солнце)
А давайте найдем фигуру похожую на солнце… (шар)
1. Игра Чудесный мешочек
Дети на ощупь называют объемные геометрические фигуры (Шар, куб, цилиндр, конус, эллипсоид, параллелепипед).
2. Игра «Фигуры и предметы»
Какие предметы похожи по форме:
- шар – колобок, мяч, солнце, глобус, апельсин, яблоко, арбуз, луна…;
- куб – тумбочка, телевизор, торт, кубик…;
- цилиндр – пенек, катушка ниток, барабан, стакан, батарейка…;
- конус – морковка, ёлка, колокольчик, пирамидка, мороженое рожок…;
- эллипсоид – яйцо, шарик, дыня…;
- параллелепипед - сундук, чемодан, фотоаппарат, книга, шкаф…
II. Манкография
Дефектолог: Послушайте загадки, а отгадки нарисуйте пальчиком на манке (перед детьми на столах коробочки с манкой)
Как тарелка, как венок,
Как веселый колобок,
Как колеса, как колечки,
Как пирог из теплой печки!...
Дети рисуют отгадку на манке (круг), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - круг
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг….
Дети рисуют отгадку на манке (овал), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - овал
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны одинаковой длины,
Вам представиться я рад, а зовут меня…
Дети рисуют отгадку на манке (квадрат), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - квадрат
Растянули мы квадрат
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…
Дети рисуют отгадку на манке (прямоугольник), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - прямоугольник
На фигуру посмотри
И на манке начерти
Три угла, три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый…
Дети рисуют отгадку на манке (треугольник), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - треугольник
Чуть приплюснутый квадрат
Приглашает опознать:
Острый угол и тупой
Вечно связаны судьбой.
Догадались дело в чем?
Как фигуру назовем? …
Дети рисуют отгадку на манке (ромб), сверяем ответы-рисунки и на доску выставляем фигуру - ромб
На магнитной доске геометрические фигуры: квадрат-прямоугольник-ромб-треугольник-круг-овал
Как мы можем назвать одним словом эти фигуры?... (плоские геометрические фигуры)
III. Гимнастика для глаз
1. Исходное положение (и. п.) — сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, выдох. Повторить 5—6 раз.
2. И. п. — сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть веки. Повторить 4 раза.
3. И. п. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.
4. И. п. — сидя, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
IV. Игра «4 лишний»
- квадрат-прямоугольник-ромб-треугольник (по форме)
- красный круг-желтый круг-зеленый кружок-синий круг (по размеру)
- желтый квадрат-красный квадрат-желтый квадрат-желтый квадрат (по цвету)
V. Игра «Составь квадрат» (из треугольников)
На столах у детей лежат геометрические фигуры (треугольники), из которых ребята составляют квадраты
Физкультминутка (расскажи стихи руками)
«Весна» Г.Ладонщикова
Отшумела злая вьюга, - круговые движения рук, согнутых в локтях,
Стала ночь короче дня – руки в стороны, затем постепенно соединяются
Теплый ветер дует с юга, - взмахи ладонями около лица
Капли падают, звеня. – взмахи ладонями сверху-вниз
Солнце, землю нагревая, - руки поднять вверх
Гонит с нашей горки лед. – взмахи рук слева-направо
Тает баба снеговая – поднять руки вверх, соединив их над головой, постепенно приседая
И ручьями слезы льет. - взмахи рук к лицу, затем вниз
VI. Коллективная работа
Дефектолог: Ребята, давайте сделаем Весне подарок – составим из геометрических фигур картинку. Составление на магнитной доске картинки о весне из геометрических фигур по инструкции:
- сложить из геометрических фигур СОЛНЫШКО в левом верхнем углу (первому ребенку);
- сложить из геометрических фигур ЦВЕТОК в правом нижнем углу (второму ребенку);
- выложить слева направо прямую линию - в виде РУЧЕЙКА (третьему ребенку);
- сложить из геометрических фигур КОРАБЛИК в центре доски (четвертому ребенку);
Дети самостоятельно выбирают цвет и форму геометрических фигур для нужной картинки (солнышко, цветок, ручеёк, кораблик).