Нет ничего более естественного для ребенка, чем игра. С рождения мы играем с детьми. По мере взросления ребенка, простые игры переходят в более сложные. Ребенок познает мир через игру. Поэтому логично использовать этот естественный процесс и в обучении детей. Игровая технология как никакая другая должна использоваться при обучении детей 5-7 годов жизни.
В игровой деятельности формируется мотивационная сфера ребенка, сознательное желание учиться. Также игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу.
Что же такое игра? Это сложный социокультурный феномен, которому посвящено множество философско-культурологических, психологических и методических исследований.
Wikipedia [1] определяет игру, как вид культурной человеческой деятельности
Толковый словарь Ожегова [2] определяет игру, как Занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования.
Но нас интересует педагогическая игра, использование игры в учебных целях. Об обучающей функции игры известно уже давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. Еще Платон говорил «Я говорю и утверждаю, что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться… Например, кто хочет стать хорошим земледельцем или домостроителем, должен ещё в играх либо обрабатывать землю, либо возводить какие-либо детские сооружения».
Существует ряд концепций игры в педагогике. Некоторые из них:
- теория Гросса - («теория инстинктивности»), исходящая из развивающей роли игры. Играя, ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и расширяет жизненный опыт;
- теория Льва Выготского основана на том, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль. Он считает игру элементом развития [3];
- теория Дмитрия Узнадзе, который особенно интересовался мотивацией игры, игра удовлетворяет функциональную потребность использовать развивающиеся функции, ещё не подключенные к реальной деятельности; это же определяет и содержание игры. [4]
Каковы же признаки игры?
Основные компоненты игры — воображаемая ситуация, роль и реализующие её игровые действия, а также роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, то есть замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими [5].
Но что же отличает обучающие игры от других видов игр? Прежде всего, обучающая игра характеризуется содержательной основой. Во-вторых, в обучающих играх игроки достигают заранее намеченный результат, а не практический как, например, в игровой деятельности.
Говоря о классификации игр необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Среди отечественных психологов и педагогов внимания заслуживают такие авторы, как Н. П. Аникеева, М. Ф. Стронин, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и Д. Б. Эльконин.
Если говорить об играх и игровых технологиях в дошкольном образовании, то стоит отметить, что специалисты считают их одним из самых продуктивных методов развития детей. Благодаря им, дети получают не только знания, но и происходит их воспитание, что влияет на физическое, умственное, интеллектуальное и гармоничное развитие учащегося.
Также одной из основных задач образования по стандартам второго поколения является развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: саморегуляция, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Поэтому важным является использование активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на развитие интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности через игру.
Игровые формы работы способствуют созданию на уроке благоприятного психологического климата и активизируют деятельность учащихся. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
На уроках/занятиях английского языка – игра – незаменимый помощник учителя. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.
Игры на уроках иностранного языка можно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.
М.Ф. Стронин [6], в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:
- лексические игры;
- грамматические игры;
- фонетические игры;
- орфографические игры;
- творческие игры;
В своей практике я постоянно использую игровые технологии и считаю, что они особенно актуальны среди дошкольников. В данной статье я бы хотела подробно остановиться на обучающих играх, которые использую на уроках английского языка в рамках кружковой деятельности в детском саду. Эти игры больше всего нравятся детям и дают положительный результат в достижении поставленных целей.
Также важен такой момент, как доступность игры для слабых учеников. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
В начале урока обычно отмечается иноязычно-речевая скованность детей. Учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт c как можно большим числом учащихся, то есть осуществить речевую подготовку. Для этого использую такие игры, как «Знакомство», «Привет!»
Для закрепления языкового материала использую следующие игры:
Лексические
Цели:
- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
- развивать речевую реакцию учащихся.
Это такие игры, как
- «Point, point – укажи, на картинке что, скажи»
- Съедобное – Несъедобное
- Так или не так
- «Дай мне…»
- Собери картинку
- Цветик-cемицветик
Грамматические
Цели:
- научить учащихся употреблению речевых образцов;
- создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
- «Я люблю»
- «Я могу»
- «Зарядка»
Алфавитные
Цели: Знакомство с английским алфавитом
Фонетические
Цель: тренировать учащихся в произнесении английских звуков.
- Незнайка
- Краткие и долгие гласные
Также нельзя обойти вниманием сюжетно-ролевые игры. Они очень популярны среди учеников, позволяют ребятам свободнее и творчески говорить на иностранном языке.
- «Интервью»;
- «За столом»,
- «В магазине»,
Настольные игры очень часто и эффективно используются мною на уроках.
Основная игра - лото, очень эффективная игра для закрепления новой лексики. Я готовлю карточки лото практически по всем основным темам: «Алфавит», «Цифры», «Животные», «Цвета», «Глаголы действия», «Продукты» и пр.
Важный фактор в обучении детей – дошкольников – это метод TPR (Total Physical Response) – полное физическое реагирование. Этот метод позволяет усвоить ребенку материал через основные каналы восприятия информации: зрительный, слуховой, кинестический. Так, например, изучая глаголы движения учитель озвучивает глагол, показывает само действие. Дети повторяют. Запоминается информация намного быстрее, чем через показ, например, флэшкарт и т.п.
В заключение хочу сказать, что мы знаем, без игры немыслимо детство. Ибо для ребёнка игра – не развлечение, а сама жизнь.
Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю не только добиться поставленных дидактических задач, но и глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.
Список использованной литературы:
- Wikipedia https://ru.wikipedia.org
- Толковый словарь Ожегова https://slovarozhegova.ru/
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы присхологии. - №6
- Узнадзе Д.Н. Игра. Теория функциональной тенденции
- Азаров Ю.П. Искусство любить детей. // М., 1987
- М.Ф. Стронин – «Обучающие игры на уроке английского языка»// М., «Просвещение», 1981
- Астафьева М.Д. Игры для детей изучающих английский язык. - Москва: Мозайка-Синтез, 2006.
- Дружинина М.В. Весёлый английский. – ООО «Альт-Канц», 2007.
- Кириллова Ю.В. Английский для дошкольников. – Ростов-на-Дону, 2007.
Приложение
Краткое содержание вышеупомянутых игр:
Лексические
Знакомство
Игра для раскрепощения детей в начале занятия.
Сначала учитель задает детям вопросы “How are you?”, “What’s your name?”, “How old are you?”
Затем ребята спрашивают друг у друга. Также можно придумывать себе имена и возраст.
Привет Hello!
Ребята становятся в круг. Учитель дает задание: «Say Hello ручками». Ребята здороваются за руку. Затем по просьбе учителя здороваются локтями, спинками, пятками. Дети веселятся, раскрепощаются.
«Point, point – укажи, на картинке что, скажи»
Учитель показывает картинки животных (посуду, игрушки, одежду, обувь и др.) Ребенок должен сказать название животного на английском языке: What is this? (кто это?) - It’s a fox. (это лиса) Etc.
Съедобное – Несъедобное
Игра с мячом. Дети стоят в одну линию Учитель или ведущий бросает мяч и говорит название продуктов и любые другие слова в рамках изученной лексики. Если это съедобное, то ребенок должен поймать мяч. Если нет, не ловит мяч.
«Так или не так»
Учитель показывает картинку с изображением природного явления или объекта и спрашивает, например, «Is this a dog?» - Это собака? Если на картинке изображена собака, то дети отвечают: «Yes, it is» - Это так! Если изображено другое животное, то ребенок должен ответить: «No, it is not» - Нет, это не так.
«Дай мне…»
На столе разложены картинки по изучаемой теме, например, «Продукты». Дети разделены на 2 команды. Ребята каждой команды стоят друг за другом. Учитель дает задание ребятам, стоящим первыми в каждой команде “Give me….a pie!” одному и “Give me….butter!” другому , ребята подбегают к столу с картинками, находят заданные учителем, отдают их учителю, бегут и становятся в конец своей команды. Затем бегут следующие и т.д. В процессе игры можно и нужно подсказывать, если ребенок забыл слово.
Собери картинку
1 вариант. Учитель выкладывает на стол картинки домашних животных, разрезанные на несколько (4-5) частей. Детям предлагается собрать из частей целую картинку того или иного животного и назвать его на английском языке.
2 вариант. Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see … This is … He has got… .…She has got …. It is blue (grey, etc.)
Цветик-семицветик
Оборудование: ромашки со съемными разноцветными лепестками.
Класс делится на три команды. Школьники друг за другом по цепочке называют цвет лепестка. Если ученик ошибся, все лепестки возвращаются на место и игра начинается сначала.
P1 : This is a blue leaf.
P2 : This is a red leaf., etc.
Также можно на лепестках нарисовать предметы по изучаемой теме (мебель, животных и пр.)
Грамматические игры
«Я люблю»
Игра направлена на отработку структуры I like…/I don’t like.
Каждому ребенку дана карточка по изучаемой теме. В зависимости от предпочтений он говорит “I like…..milk”, “I don’t like milk”
«Я могу»
Игра направлена на отработку структуры I can…/I can’t.
Каждому ребенку дана карточка c изучаемым глаголом. В зависимости от предпочтений он говорит “I can/can’t… swim”
«Зарядка»
Учитель, а потом ребята дают команды “Swim, please” и т.п. остальные выполняют (пантомима).
Фонетические
Незнайка
В класс пришел Незнайка. Он будет изучать английский язык. Теперь ребята не просто повторяют звуки, они стараются научить Незнайку правильному произношению. Незнайка показывает детям буквы английского алфавита и называет звуки, которые дают эти буквы, а ребята хором называют их. А чтобы проверить, как ребята запомнили эти звуки, Незнайка начинает делать ошибки. Если звук произнесен правильно, дети молчат, а если неправильно, они дружно хлопают в ладоши.
Краткие и долгие гласные
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: преподаватель называет слова. Обучаемые поднимают руку / хлопают в ладоши, если звук долгий. Если гласный произносится кратко, руку поднимать нельзя/ хлопать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.