Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Задачи:
- Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;
- Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.
- Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.
- Здоровьесберегающая: Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представлений о местоимении, как части речи;
- распознавать местоимения среди других частей речи;
- знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
- овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
- развитие самостоятельности;
- развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.
Методы обучения:
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)
На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
Виды контроля на уроке:
- ученик- ученик (при работе в парах)
- самоконтроль
- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)
Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).
1. Мотивационный этап.
- Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.Я, ты, он, она
Наша дружная семья.
Если хочешь говорить, то поднимаешь руку.
Если говорит товарищ, то слушаем.
Уважаем друг друга!.
2. Актуализация знаний.
а) Оформление тетрадей.
- Откройте тетради, запишите дату.
б) Словарная работа.
- Я показываю картинки, слова запишите в тетрадь.
- Ребята, какие слова вы записали?
- Как называются эти слова? (словарные )
- Почему эти слова называются словарные.
- В словах есть безударные гласные, которые нельзя проверить.
– Взаимопроверка. На основе записи на карточках проверьте друг у друга правильность выполнения работы.
Оцените работу.
- Оценка «5» - без ошибок,
- «4» - 1 ошибка,
- «3» - 2 ошибки,
- больше 2 ошибок - нужно будет повторить словарные слова.
3. Мотивация познавательной деятельности.
а) Какой части речи эти слова?
- Эти слова - им. существительное.
- Что мы знаем об этой части речи?
- По алгоритму выполним кластер.
Название |
Им сущ-ное |
Что обозначает |
Предмет |
На какие вопросы отвечает |
Кто? Что? |
Признаки |
Одуш/неодуш |
Роль в предложение |
Подлежащее, дополнение, обстоятельство |
б) Работая в парах.
- 1 задание: Составьте со словом «корова» простое распространённое предложение и запишите его. Подчеркните грамматическую основу.
- Корова паслась на лугу
- 2 задание: Замените слово «корова» - им. Существительное, другой частью речи так, что бы смысл предложения не изменился. Подчеркните грамматическую основу.
- Она паслась на лугу.
- Какой частью речи является это слово? Каким членом предложения является?
- Это слово – местоимение, подлежащее.
- Как вы думаете, о чём сегодня на уроке у нас пойдёт речь?
- О части речи - местоимении
- О происхождении этого слова расскажет Пушкин Алексей.
- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало. Сейчас в слове "местоимение" выделяется основа и окончание.
– Какое открытие для себя сделали?
- Местоимение – часть речи, которая заменяет имена. (слайд 1)
Оно о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается делу сполна:
Местоимение заменяет имена!
в) Работа с учебником.
- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?
- Местоимение
- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.
- Открываем с. 52, прочитайте тему урока.
- Роль местоимений в речи (открывается тема на доске).
- Сформулируем цели урока:
- Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи.
- Молодцы!
г) Работа в карточках №1.
- Прочитайте стих про себя. Выполните задание.
- Прочитайте вслух
- Я, ты, мы, вы, он, она, они
Очень дружная семья.
- Какие слова подчеркнули? (слайд 2)
- Местоимения – «Я, ты, мы, вы, он, она, они»
- Проверьте и оцените себя:
- «!» - выполнили все правильно,
- «+»- допустили 1 ошибку,
- «-» - допустили более 1 ошибки, нужна помощь учителя.
4. Организация познавательной деятельности.
а) Работа с правилом.
- Посмотрите внимательно на эти слова, на алгоритм и попробуйте сформулировать правило.
- Местоимение – часть речи, обозначает предмет, но не называет его. Отвечает на вопросы Кто? Что? Изменяется по числам.
- Молодцы. Проверим ответы, прочитав правило, которое приготовила нам в учебнике Сова на с 52.
Название | Местоимение |
Что обозначает |
Указывает на предмет, но не называет его |
На какие вопросы отвечает |
Кто? Что? |
Признаки |
Число, ? |
Роль в предложение |
Подлежащее, ? |
б) Работа в парах.
- Прочитайте правило друг другу и расскажите его.
- Как вы, думаете, почему данные местоимения называют "личными"?
- Они указывают на лицо или лица. Личное - значит принадлежащее лично кому-то.
Название | Местоимение |
Что обозначает |
Указывает на предмет, но не называет его |
На какие вопросы отвечает |
Кто? Что? |
Признаки |
Число, лицо |
Роль в предложение |
Подлежащее, ? |
в) Работа в группах.(задания на партах).
- Прочитайте местоимения.
- Какие это местоимения?
- Личные
Задания для 1 группы:
Выписать личные местоимения указывают на того или на тех, кто говорит? (Я, мы)
Задания для 2 группы:
Какие личные местоимения указывают на того или на тех, к кому обращена речь? (Ты, вы)
Задания для 3 группы:
Какие личные местоимения указывают на того или на тех, о ком говорят? (Он, она, оно, они)
г) Обобщение сведений о личных местоимениях.
Самостоятельная работа в карточках №2.
- Заполните таблицу.
- Давайте проверим (слайд 3)
д) Проблемная ситуация. (слайд 4)
- Одно из слов в каждой группе лишнее. Найдите его и объясните своё решение.
- в 1 ряду лишнее местоимение «Я» - 1 лицо ед.ч, во 2 ряду - «они» - 3 лицо, мн.ч, в 3 ряду - «но» - часть речи «предлог», в 4 ряду «ты», так как все остальные предлоги, в 5 ряду –«мне», так как все остальные слова – глагол.
5. Физминутка для глаз.
6. Продолжение организации познавательной деятельности.
а) Создание проблемной ситуации. (слайд 5)
- Прочитайте текст.
- Вам он понравился?
- А что в нём не так?
- Повторяется часто слово дятел
- Какой частью речи является слово дятел?
- Имя существительное
- Как это исправить?
- Заменить местоимениями
- Давайте прочитаем, что у нас получилось.
- Для чего существуют местоимения в речи?
- Местоимения заменяют существительные
- Какой вывод можно сделать?
Вывод. Они создают нам речевое удобство. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.
б) Работа по вариантам - карточка № 3.
- задание для первого варианта:
Настя выбежала на улицу. Там лил дождь. Настя забыла зонтик дома. Настя (она) побежала домой за зонтиком. Настин зонтик был очень красивый. Насте (ей) нравился этот зонт.
- задание для второго варианта:
Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка (она)любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами. Муркин хвост очень пушистый и длинный. Мурка (она) закрывает мордочку хвостом, когда спит.
- задание для третьего варианта:
У нас в доме был ежик. Ежик (он) был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик (он) прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика.
- Прочитайте текст про себя.
- Что вы заметили, какая ошибка допущена?
- Очень часто повторяются одни и те же слова
- Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями.
- Прочитайте, пожалуйста, текст, который у вас получился. Запишите каждый свой текст в тетрадь.
Дополнительно: подчеркнуть грамматическую основу в последнем предложении.
- Каким членом предложения является местоимение.
Название |
Местоимение |
Что обозначает |
Указывает на предмет, но не называет его |
На какие вопросы отвечает |
Кто? Что? |
Признаки |
Число, лицо |
Роль в предложение |
Подлежащее, дополнение |
- Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания, и употреблять местоимения в речи.
в) Работа в парах карточка № 4 «Интересная загадка! Какие местоимения употребить»
Задание:
1) Прочитайте текст.
2) Подумайте какие местоимения надо употребить?
3) Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Однажды …. шёл по лугу. Ко ….пристала ласточка. … кружилась около …. . Ласточка задевала …. за плечо, кричала жалобно, словно …. отнял у …. птенца, словно просила отдать …. обратно. …. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, и …. всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет …. в траве, а …. летает около человека и ловит …. на лету.
«Проверка» (Слайд 6)
Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо, кричала жалобно, словно я отнял у неё птенца, словно просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно. Я рассказал об этом деду, и он всё объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве, а сама летает около человека и ловит их на лету.
г) Самостоятельная работа
- Местоимение – часть речи загадочная, попробуйте проявить смекалку.
- Игра «Открой секрет». (Слайд 7)
- Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь.
- В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.
- Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
- Проверка
7. Диагностика достижения планируемых результатов.
а) Тест.
- Выполняем самостоятельно.
1. Местоимение:
а) это слово
б) часть речи
в) член предложения.
2. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных
б) глаголов
в) нельзя задать вопрос
3. Местоимение:
а) обозначает предмет
б) признак предмета
в) указывает на предмет
4. Укажите местоимение:
а) ель
б) ем
в) ты
5. Найдите слова, которые не являются местоимениями:
а) ты, мы
б) она, он
в) в, о
6. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.
а) Из леса доносилось пение птиц.
б) Ранним утром мы отправились на рыбалку.
в) К нам в гости пришли бабушка и дедушка.
- Взаимопроверка. Оцените работу своего товарища.
- Оценка «5» - без ошибок,
- «4» - 1-2 ошибки,
- «3»- 3 ошибки,
- если больше трех ошибок - нужна помощь: (Слайд 8)
1. б)
2. а)
3. в)
4. в)
5. в)
6. б)
8 Информация о домашнем задании.
Правило стр.52
- красная карточка: упр , списать, подчеркнуть местоимения и определить число, лицо. В четвёртом предложение – указать части речи.
- розова карточка: упр , подчеркнуть местоимения. В пятом предложение – подчеркнуть грамматическую основу.
- желтая карточка: упр , списать, подчеркнуть местоимения.
9. Рефлексия.
- Как называется часть речи, с которой мы познакомились?
- Местоимение
- Почему так называется эта часть речи?
- Заменяет имена
- Как отличить местоимение от других частей речи?
- Указывает на предмет, но не называет его
- Какова роль местоимения в нашей речи?
- Местоимение заменяет повторяющие слова и делает нашу речь разнообразной, помогает избежать повторы.
- Заполняют таблицу:
а) Самоанализ работы (достижения за урок)
Утверждения |
Поставь знак |
1) Тема урока мне понятна |
|
2) Я достиг цели урока |
|
3) Я умею верно использовать местоимения в речи |
|
4) Я знаю какие местоимения относятся к личным |
|
4) Мне необходимо поработать над темой |
|