Правописание слов с разделительным мягким знаком. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Класс: 2. Учебник (УМК): «Русский язык». 2 класс, авт. Канакина В.П.,  Горецкий; УМК «Школа России».

Тип урока: Открытие новых знаний.

Цель: Создание проблемной ситуации и ее разрешение.

Задачи:

  • Провести исследовательскую работу по теме «Разделительный мягкий знак».
  • Развивать умение употреблять в словах разделительный мягкий знак, обозначать звук [й'] после согласных перед гласными с помощью ь, определять его функцию и писать слова с разделительным ь.
  • Воспитывать интерес к изучению русского языка, к исследовательской работе.
    • предметные – умение писать слова с разделительным мягким знаком, знание алгоритма правописания;
    • личностные – понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
    • метапредметные – стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки с заданиями, смайлики.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты УУД

I. Организационно-
мотивационный этап.

2 мин

Здравствуйте, ребята! Вот опять звенит звонок, начинается урок.
Лиля, ты нас хочешь настроить на урок? (Лиля подняла руку)

В некотором царстве, в дружном  школьном государстве жил да был 2 класс.
Слышите ребята, я про вас!
Хорошо ли в царстве жить?
Кто с работой дружен, нам сегодня нужен? …
Нужен!
Кто с учебой дружен, нам сегодня нужен?...
Нужен!
С русским языком кто дружен, нам сегодня нужен?
Нужен!
Таким ребятам хвала и честь, такие ребята в классе есть? Есть!

Личностные УУД:
самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
Познавательные УУД: самостоятельное
выделение правил.

II. Мобилизующий этап. Актуализация знаний. Формирование
обучающимися
темы и цели урока.

3 мин

Запишите  число, классная работа. Пропишите букву, которая у вас записана в тетради. Что за буква? Что вы о ней знаете? Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?

Прочитайте девиз нашего урока
«Учен..е – пут..  к умен..ю!»
- Что интересного заметили?
- Как вы  понимаете  пословицу?
- Какую роль   играет ь  в словах?
-Сформулируйте тему урока?

- Поставьте перед собой цель урока.
1.Узнать, когда пишется разд. ь знак?
2.Научиться без ошибок писать слова с разд.ь.

- Она не обозначает звука
- между согласными, на конце слова
- Ь знак - указывает на мягкость согласного звука.

Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согл. звука.

Ответы детей.
Объяснение смысла пословицы.

Совместная работа с учителем при составлении схемы.

Прогнозирование целей урока.
Формулируют тему урока.

Личностные УУД:
сохранение мотивации к  получению знаний
Познавательные УУД:
представление информации в виде схемы; развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; умение определять и формулировать цель урока

1. Создание проблемной ситуации.

3 мин

 Прочитайте слова. Что вы можете сказать об этих словах? (во всех словах в середине пишется ь)
- разделите данные слова на две группы и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы?
День, вьюга, коньки, медведь, листья, пеньки, воробьи, соловьи.
В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.
А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!
2) Постановка проблемного вопроса.
Значит в чём затруднение?
(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разделительным ь) Сформулируйте проблему ?
(не знаем правило правописания слов с разделительным ь.)

Групповая работа
Дети  оценивают свою работу.
Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости. Ь пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости
А во втором…? Слова с разд. ь знаком.
не можем объяснить,  почему эти слова пишутся с разделительным ь.

ЛичностныеУУД:
умение проводить самооценку
ПознавательныеУУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний.
КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные УУД: сохранение  учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия.

2. Закрепление знаний в знакомой ситуации.

12 мин

1). 1 гр - запиши слово, чтобы обозначало много предметов. Сук-сучья.
2 гр – образуй имена по образцу. Оля-Ольга.
3 гр – образуй слово –признак. Шубка белки-беличья шубка.
Проверка (на доске)
Друг - друзья          Наташа -   Наталья     рога оленя -  оленьи рога
Дерево - деревья    Даша -    Дарья                лапы зайца - заячьи лапы
Брат - братья        Таня -   Татьяна              шубка белки -  беличья шубка
Сук - сучья                София -   Софья                    следы волка - волчьи следы
2) - Составь пословицу из слов:  Без, ученья, уменья, нет.  (Без ученья нет уменья.)
Как вы ее понимаете? Запишите.
Объясняют и записывают самостоятельно
3) - Выполним задание на листках  в паре. Прочитаем задание.
коньки шитьё  пальто счастье
пеньки деревья  пальцы вьюга
1 гр.- Распределите слова по группам, обозначьте орфограмму.  (Сильным детям)
2 гр.- Запишите в  столбик слова с Ь – показателем  мягкости,
3 гр.в столбик  с Ь - разделительным. 
Подумайте сейчас и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.
Перед вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило.
- Давайте найдем ответ на нашу проблему: Когда же пишется разделительный ь?

Карточки
В каждой группе есть ученики-консультанты, которые справившись первыми с заданием, проверяют остальных и помогают.

ЛичностныеУУД:
умение проводить самооценку; ориентирование на понимание причин успеха в учёбе.
ПознавательныеУУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной и письменной форме.
КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме; формулирование собственного мнения, контролирование  действия товарищей.
Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия

3. Физкультминутка.

3 мин

- Ребята, встаньте.
Игра «Будьте внимательны»
Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.
Листья, семья, пень, день, сучья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, лень,.
- Молодцы, вы были внимательны.

Выполняют задание

 

 

4. Закрепление материала в новой ситуации.
10 мин

Индивидуальная по учебнику Упр.51,стр.33.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? Назовите алгоритм действий.
- Приступим к работе.
- Проверим записанные предложения. Взаимопроверка в парах.
Оцените друг друга смайликом.

. Чтение текста упражнения и задания к нему.
Составление алгоритма выполнения.
Самостоятельная работа.

Личностные УУД: умение проводить самооценку, самоконтроль.
Познавательные УУД: развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания; умение сравнивать.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий.

5. Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция.

3 мин

Проверим, что же мы усвоили.
Тестирование (работа по карточкам)
Выберите правильный ответ.
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2.  Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) коньки;
Б) вьюн;
В) воробьи..
3. Укажи слово с разделительным ь:
А) солов…и;
Б) печ…ка;
В) пис…ма.
4. Укажи слово с правильным переносом:
А) вь-юга;
Б) крыль-я;
В) маль-чик.
5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) семья;
Б) стуля;
В) очки.

Чтение текста упражнения и задания к нему.
Составление алгоритма выполнения.
Самостоятельная работа.

Взаимопроверка и оценивание: на листочках рисуем квадратики 3 цветов.

Регулятивные УУД:
осуществляют самоконтроль.
Познавательные УУД
умеют применять правило.

III. Итог урока. Рефлексия.

3 мин

Схема- памятка (Составление кластера)
-В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
-Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
-Приведите свои примеры.
- Проанализируйте свою работу на уроке.
Покажите смайлик, цвет которого соответствует вашим знаниям:
- С каким настроением вы уходите с этого урока?
- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей.

Разделительный ь знак - после согласных, перед гласными е, ё, и, ю, я.

 Учащиеся отвечают и оценивают свою работу на уроке.

Личностные УУД: умение оценивать результат своей работы.
Познавательные УУД: прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний.
Коммуникативные УУД:
формирование собственного мнения  и позиции в высказываниях.
Регулятивные УУД:
осуществление познавательной и личностной рефлексии.

IV. Домашнее задание.

1 мин

Домашнее задание: (На доске)
1. Сложный уровень
- Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке, тот может  сочинить сказку о путешествии разделительного мягкого знака.
2. Средний уровень
- Кто не сможет сочинить сказку, тот должен записать 10 слов с разделительным ь.
3. Базисный уровень
- Всем остальным  выполнить  упр.55, стр.33.

 

Личностные УУД:
сохранение мотивации.
Познавательные УУД:
осуществление поиска информации; умение ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД:
умение работать с информацией.
Регулятивные УУД:
планирование своих действий.