Класс: 2. Учебник (УМК): «Русский язык». 2 класс, авт. Канакина В.П., Горецкий; УМК «Школа России».
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты УУД |
I. Организационно-
мотивационный этап.
2 мин |
Здравствуйте, ребята! Вот опять звенит звонок, начинается урок.
Лиля, ты нас хочешь настроить на урок? (Лиля подняла руку) |
В некотором царстве, в дружном школьном государстве жил да был 2 класс.
Слышите ребята, я про вас!
Хорошо ли в царстве жить?
Кто с работой дружен, нам сегодня нужен? …
Нужен!
Кто с учебой дружен, нам сегодня нужен?...
Нужен!
С русским языком кто дружен, нам сегодня нужен?
Нужен!
Таким ребятам хвала и честь, такие ребята в классе есть? Есть! |
Личностные УУД:
самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
Познавательные УУД: самостоятельное
выделение правил. |
II. Мобилизующий этап. Актуализация знаний. Формирование
обучающимися
темы и цели урока.
3 мин |
Запишите число, классная работа. Пропишите букву, которая у вас записана в тетради. Что за буква? Что вы о ней знаете? Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?
Прочитайте девиз нашего урока
«Учен..е – пут.. к умен..ю!»
- Что интересного заметили?
- Как вы понимаете пословицу?
- Какую роль играет ь в словах?
-Сформулируйте тему урока?
- Поставьте перед собой цель урока.
1.Узнать, когда пишется разд. ь знак?
2.Научиться без ошибок писать слова с разд.ь. |
- Она не обозначает звука
- между согласными, на конце слова
- Ь знак - указывает на мягкость согласного звука.
Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согл. звука.
Ответы детей.
Объяснение смысла пословицы.
Совместная работа с учителем при составлении схемы.
Прогнозирование целей урока.
Формулируют тему урока. |
Личностные УУД:
сохранение мотивации к получению знаний
Познавательные УУД:
представление информации в виде схемы; развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; умение определять и формулировать цель урока |
1. Создание проблемной ситуации.
3 мин |
Прочитайте слова. Что вы можете сказать об этих словах? (во всех словах в середине пишется ь)
- разделите данные слова на две группы и объясните по какому принципу вы разделили слова на группы?
День, вьюга, коньки, медведь, листья, пеньки, воробьи, соловьи.
В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.
А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!
2) Постановка проблемного вопроса.
Значит в чём затруднение?
(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разделительным ь) Сформулируйте проблему ?
(не знаем правило правописания слов с разделительным ь.) |
Групповая работа
Дети оценивают свою работу.
Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости. Ь пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости
А во втором…? Слова с разд. ь знаком.
не можем объяснить, почему эти слова пишутся с разделительным ь. |
ЛичностныеУУД:
умение проводить самооценку
ПознавательныеУУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний.
КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия. |
2. Закрепление знаний в знакомой ситуации.
12 мин |
1). 1 гр - запиши слово, чтобы обозначало много предметов. Сук-сучья.
2 гр – образуй имена по образцу. Оля-Ольга.
3 гр – образуй слово –признак. Шубка белки-беличья шубка.
Проверка (на доске)
Друг - друзья Наташа - Наталья рога оленя - оленьи рога
Дерево - деревья Даша - Дарья лапы зайца - заячьи лапы
Брат - братья Таня - Татьяна шубка белки - беличья шубка
Сук - сучья София - Софья следы волка - волчьи следы
2) - Составь пословицу из слов: Без, ученья, уменья, нет. (Без ученья нет уменья.)
Как вы ее понимаете? Запишите.
Объясняют и записывают самостоятельно
3) - Выполним задание на листках в паре. Прочитаем задание.
коньки шитьё пальто счастье
пеньки деревья пальцы вьюга
1 гр.- Распределите слова по группам, обозначьте орфограмму. (Сильным детям)
2 гр.- Запишите в столбик слова с Ь – показателем мягкости,
3 гр.в столбик с Ь - разделительным.
Подумайте сейчас и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.
Перед вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило.
- Давайте найдем ответ на нашу проблему: Когда же пишется разделительный ь? |
Карточки
В каждой группе есть ученики-консультанты, которые справившись первыми с заданием, проверяют остальных и помогают. |
ЛичностныеУУД:
умение проводить самооценку; ориентирование на понимание причин успеха в учёбе.
ПознавательныеУУД:
умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной и письменной форме.
КоммуникативныеУУД: умение оформлять свои мысли в письменной форме; формулирование собственного мнения, контролирование действия товарищей.
Регулятивные УУД: сохранение учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия |
3. Физкультминутка.
3 мин |
- Ребята, встаньте.
Игра «Будьте внимательны»
Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.
Листья, семья, пень, день, сучья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, лень,.
- Молодцы, вы были внимательны. |
Выполняют задание
|
|
4. Закрепление материала в новой ситуации.
10 мин |
Индивидуальная по учебнику Упр.51,стр.33.
- Прочитайте задание. Что нужно сделать? Назовите алгоритм действий.
- Приступим к работе.
- Проверим записанные предложения. Взаимопроверка в парах.
Оцените друг друга смайликом. |
. Чтение текста упражнения и задания к нему.
Составление алгоритма выполнения.
Самостоятельная работа. |
Личностные УУД: умение проводить самооценку, самоконтроль.
Познавательные УУД: развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания; умение сравнивать.
Регулятивные УУД: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий. |
5. Контроль
усвоения,
обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция.
3 мин |
Проверим, что же мы усвоили.
Тестирование (работа по карточкам)
Выберите правильный ответ.
1. Разделительный мягкий знак пишется:
А) в середине слова между согласными;
Б) в конце слова;
В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.
2. Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:
А) коньки;
Б) вьюн;
В) воробьи..
3. Укажи слово с разделительным ь:
А) солов…и;
Б) печ…ка;
В) пис…ма.
4. Укажи слово с правильным переносом:
А) вь-юга;
Б) крыль-я;
В) маль-чик.
5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:
А) семья;
Б) стуля;
В) очки. |
Чтение текста упражнения и задания к нему.
Составление алгоритма выполнения.
Самостоятельная работа.
Взаимопроверка и оценивание: на листочках рисуем квадратики 3 цветов. |
Регулятивные УУД:
осуществляют самоконтроль.
Познавательные УУД
умеют применять правило. |
III. Итог урока. Рефлексия.
3 мин |
Схема- памятка (Составление кластера)
-В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?
-Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?
-Приведите свои примеры.
- Проанализируйте свою работу на уроке.
Покажите смайлик, цвет которого соответствует вашим знаниям:
- С каким настроением вы уходите с этого урока?
- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей. |
Разделительный ь знак - после согласных, перед гласными е, ё, и, ю, я.
Учащиеся отвечают и оценивают свою работу на уроке. |
Личностные УУД: умение оценивать результат своей работы.
Познавательные УУД: прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний.
Коммуникативные УУД:
формирование собственного мнения и позиции в высказываниях.
Регулятивные УУД:
осуществление познавательной и личностной рефлексии. |
IV. Домашнее задание.
1 мин |
Домашнее задание: (На доске)
1. Сложный уровень
- Кто считает, что хорошо справился со всеми заданиями на уроке, тот может сочинить сказку о путешествии разделительного мягкого знака.
2. Средний уровень
- Кто не сможет сочинить сказку, тот должен записать 10 слов с разделительным ь.
3. Базисный уровень
- Всем остальным выполнить упр.55, стр.33. |
|
Личностные УУД:
сохранение мотивации.
Познавательные УУД:
осуществление поиска информации; умение ориентироваться в своей системе знаний.
Коммуникативные УУД:
умение работать с информацией.
Регулятивные УУД:
планирование своих действий. |