Цель: Познакомить детей с неречевыми звуками.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием – не речевые звуки.
- Закреплять знания о гласных звуках.
- Развивать слуховое внимание и слуховую память.
- Развивать общее понимание речи.
- Закреплять навыки словообразования.
- Развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Оборудование:
- Записи звуков: детский голос, голоса взрослых, мужской голос, шум ветра, пение птиц, журчание ручейка;
- колокольчик, пакет;
- игрушка ежик;
- квадраты 25\25 красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов по количеству детей, листики для яблок зеленые по количеству детей, клей 1 шт.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Фонетическая ритмика (пропевание гласных звуков)
- Игры на звукоподражание (холодный ветер, теплый ветер, жук, комар)
- Пальчиковая гимнастика (солнышко – тучка, домик ежика, ежик пыхтит).
2. Д/у «Звуки в тишине»
- Ребята, садитесь на ковер, закрывайте глаза и мы будем слушать разные звуки. Кто какой звук услышал?
3. Д/и "Узнай звук"
Логопед предлагает детям послушать разные звуки и подумать, что или кто может их издавать.
Включаются по очереди записи звуков: детский голос, шум ветра, пение птиц, голоса взрослых, журчание ручья,мужской голос; звон колокольчика, шорох пакета. Каждый звук обсуждается:
- «Шум ветра - ураган» - что может так звучать? Как мы назовем этот звук? Что делает ветер? Ветер воет.
- «Журчание ручья» - что может так звучать? Как мы назовем этот звук? Что делает ручей? Ручей журчит.
Ребята, скажите, мы с вами поняли, о чем шумел ветер или звенел колокольчик? Нет. А мы с вами, что делаем, чтобы понять друг друга? Шуршим или звеним? Мы разговариваем. Наш разговор называется речь. Мы с вами умеем произносить разные слова. А если мы будем шуршать или звенеть, то не сможем понять друг друга. А что мы сможем понять? Мы поймем какой предмет издает звук.
4. Физкультминутка
Маленькие птички, - машем руками, как крылышками
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают
Буйный ветер налетел, - руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло - приседаем на корточки, закрываем голову руками
Там уютно и тепло.
5. Д/у "Яблоко для ежика"
- Ребята, послушайте, что это за шум? Это пыхтит ежик – пых-пых-пых. Какой хороший ежик. Что он держит в лапке? Яблоко. Ежик очень хочет есть. Давайте поможем ему и сделаем много яблок. Что же у нас есть? Посмотрите – цветная бумага! Давайте из нее сделаем яблоки. Мы будем сминать бумагу пальцами и ладошками – должен получиться шарик – это будет яблоко. Мнем бумагу - послушайте, как она шуршит.
По очереди к детям, которые сделали шарик из бумаги, подходит педагог и доделывают вместе яблоко – приклеивают листочек.
Затем относят яблоки ежику и рассказывают – это красное яблоко, это желтое яблоко и т.д.
6. Подведение итога занятия.
- Что мы сегодня слушали?
- Какие звуки вы запомнили?
- Какие звуки вам понравились?
- Кто приходил в гости?
- Что делали для ежика?
- Как звучит бумага?