Звуки вокруг. Неречевые звуки. Конспект занятия для детей 4–5 лет с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: Познакомить детей с неречевыми звуками.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием – не речевые звуки.
  • Закреплять знания о гласных звуках.
  • Развивать слуховое внимание и слуховую память.
  • Развивать общее понимание речи.
  • Закреплять навыки словообразования.
  • Развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

  • Записи звуков: детский голос, голоса взрослых, мужской голос, шум ветра, пение птиц, журчание ручейка;
  • колокольчик, пакет;
  •  игрушка ежик;
  • квадраты 25\25 красного, желтого, оранжевого и зеленого цветов по количеству детей, листики для яблок зеленые по количеству детей, клей 1 шт.

Ход занятия

1. Организационный момент

  • Фонетическая ритмика (пропевание гласных звуков)
  • Игры на звукоподражание (холодный ветер, теплый ветер, жук, комар)
  • Пальчиковая гимнастика (солнышко – тучка, домик ежика, ежик пыхтит).

2. Д/у «Звуки в тишине»

- Ребята, садитесь на ковер, закрывайте глаза и мы будем слушать разные звуки. Кто какой звук услышал?

3. Д/и "Узнай звук"

Логопед предлагает детям послушать разные звуки и подумать, что или кто может их издавать.

Включаются по очереди записи звуков: детский голос, шум ветра, пение птиц, голоса взрослых, журчание ручья,мужской голос; звон колокольчика, шорох пакета. Каждый звук обсуждается:

- «Шум ветра - ураган» - что может так звучать? Как мы назовем этот звук? Что делает ветер? Ветер воет.

- «Журчание ручья» - что может так звучать? Как мы назовем этот звук? Что делает ручей? Ручей журчит.

Ребята, скажите, мы с вами поняли, о чем шумел ветер или звенел колокольчик? Нет. А мы с вами, что делаем, чтобы понять друг друга? Шуршим или звеним? Мы разговариваем. Наш разговор называется речь. Мы с вами умеем произносить разные слова. А если мы будем шуршать или звенеть, то не сможем понять друг друга. А что мы сможем понять? Мы поймем какой предмет издает звук.

4. Физкультминутка

Маленькие птички,    - машем руками, как крылышками
Птички-невелички,
По лесу летают,
Песни распевают                       
Буйный ветер налетел,               - руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону
Птичек унести хотел.
Птички спрятались в дупло      - приседаем на корточки, закрываем голову руками
Там уютно и тепло.

5. Д/у "Яблоко для ежика"

- Ребята, послушайте, что это за шум? Это пыхтит ежик – пых-пых-пых. Какой хороший ежик. Что он держит в лапке? Яблоко. Ежик очень хочет есть. Давайте поможем ему и сделаем много яблок. Что же у нас есть? Посмотрите – цветная бумага! Давайте из нее сделаем яблоки. Мы будем сминать бумагу пальцами и ладошками – должен получиться шарик – это будет яблоко. Мнем бумагу - послушайте, как она шуршит.

По очереди к детям, которые сделали шарик из бумаги, подходит педагог и доделывают вместе яблоко – приклеивают листочек.

Затем относят яблоки ежику и рассказывают – это красное яблоко, это желтое яблоко и т.д.

6. Подведение итога занятия.

- Что мы сегодня слушали?

- Какие звуки вы запомнили?

- Какие звуки вам понравились?

- Кто приходил в гости?

- Что делали для ежика?

- Как звучит бумага?