22 мая – Международный день биологического разнообразия

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Пресс-конференция разработана с целью содействия формированию экологической культуры учащихся 13–16 лет. В процессе реализации данного мероприятия расширяется кругозор учащихся о праздновании Международного дня биологического разнообразия, развиваются умения решать проблемные ситуации в  природе, воспитывается бережное отношение к окружающей среде. Материал пресс-конференции  может быть использован на уроках экологии, во внеклассной работе.

Тема занятия: Шишки хвойных  растений.

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель занятия: продолжение формирования понятия о хвойных деревьях  - ели и сосны, познакомить с разновидностями шишек хвойных растений.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с отличительными признаками сосны и ели, шишками хвойных растений.
  • Научить распознавать ель и сосну по внешним признакам.
  • Учить составлять рассказ по картинкам.
  • Активизировать пассивный словарь.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении внешних особенностей хвойных деревьев,
  • Развивать мелкую моторику с помощью заданий по собиранию пазлов.
  • Совершенствовать устную речь, путем ответа на вопросы учителя и составления предложений по предложенным словам.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края.
  • Воспитывать любознательность и интерес к окружающему нас миру.
  • Формировать эстетические представления у детей.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы обучения: наглядные, словесные, практические.

Средства обучения: карточки, ветви ели и сосны, шишки ели и сосны, репродукции картин художников, иллюстрации предметов: мебель, бумага, корабль.

Ожидаемый результат: учащиеся различают сосну и ель, умеют составить ответ на вопрос, рассказ по плану.

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечания

Организационно-подготовительный

Приветствие, красиво сели, проверили правильную посадку за партой.

Руки? вместе, ноги?
Вместе, локти?
У края, спинка? Прямая.

Здороваются.
Садятся за парты.

На каждой парте приготовлены ветви и шишки сосны и ели, карточки с вопросами.

Основной

Ребята, что бы  узнать, какая у нас будет тема на уроке, нужно отгадать 2 загадки.

Её всегда в лесу найдём,
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придёт под Новый год –
Ребята будут рады.
Хлопот весёлых полон рот,
Готовы ей наряды. (Ель)

Вывешиваю на доску картинку ели.
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна)

Вывешиваю на доску картинку сосны.

Объявляю цель занятия: сегодня на занятии нам с вами нужно будет познакомиться с деревьями сосна и ель и научится находить сходство и различие между ними, с шишками хвойных растений.

Ребята, давайте вспомним, какие части есть у дерева? (На доску вывешиваю картинку дерева)
Посмотрите на эту картинку, кто сможет показать части деревьев.
Давайте посмотрим на сосну и ель. Найдите такие же части у этих деревьев. А чем же отличаются эти деревья?
Чтобы ответить на вопрос, мы выполним с вами одно задание.
Но прежде я прочитаю стихотворение.

Я у мальчиков спросила:
- Это что за деревце?
Говорят они: «Осина»,
Только мне не верится…
Даже елки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки,
Значит это елочки.
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели, 
Оказалась, что она
Не такая, как сосна. (А.Барто)

Отвечают, ель, сосна.
Отвечают корень, ствол, ветви и листья.
Выходят к доске по очереди и показывают на картинках части дерева.

 

Основной. Изучение нового материала

Раз торчат иголочки,
Значит это елочки.
А когда на ветку ели
Мы получше поглядели, 
Оказалась, что она
Не такая, как сосна. (А.Барто)

Итак, у вас на столах лежат ветви и шишки. Вам нужно внимательно рассмотреть их и ответить на вопросы, которые записаны на карточке. (5-7 мин)

Подводим итог, отвечаем на вопросы, которые читают дети.

На карточках:

- Как называется растение?
- Найдите иголки. Какого они цвета?
- Какие они по размеру ?
- Какие они на ощупь? Как они пахнут?
- Как крепятся к ветке?
- Как называются зеленые иголки?
- Рассмотрите шишки. Какой они формы?
- Чем отличаются шишки?

Подводим итог работы в парах.

Я задаю вопросы, дети отвечают.
Мы уже сказали, что иголки у этих деревьев называются хвоя, значит эти деревья хвойные.

Вывешиваю картину пейзаж зимой. Мы с вами ходили на экскурсию. Скажите какие деревья стоят зимой? А все ли деревья стоят голыми. Деревья, которые не сбрасывают листья на зиму, называются вечнозеленые.
На доску вывешиваю слова: хвойные, вечнозеленые.

Физкультминутка.

Во дворе стоит сосна
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней.
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад-вперед,
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать-
1,2,3,4,5.
Мы размялись от души,
И за парты поспешим.

Давайте продолжим сравнивать сосну и ель.
А сейчас послушайте еще про эти деревья.
Мы с вами посмотрели, чем ветки ели и сосны отличаются друг от друга, но и сами деревья то же имеют отличия.
Посмотрите как расположены ветви у этих деревьев?
Сосна это высокое стройное дерево. Сосна растет в борах или на открытых участках, там, где сухо, например, на опушке леса, на полянках, а ель любит тенистые сырые места.  Корни у сосны и ели тоже располагаются под землей по - разному, у сосны они уходят глубоко в землю, а у ели неглубоко.
(Показываю рисунки. Предлагается детям  угадать, какие корни какому дереву принадлежат.) Вывешиваю на доску корневые системы  деревьев.
Сосна растет быстрее, чем ель. Доживают и сосна и ель до 350 лет.
Значение: из сосны наши предки строили корабли, сейчас из сосны делают мебель, а из ели делают бумагу, в сосновых борах растут грибы и ягоды, а ещё мы все любим, когда елочка приходит к нам в дом на Новый год. (рассказ сопровождается показом иллюстраций)
Ребята, вам нравится, когда у вас дома стоит елка? А если каждый год, мы будем вырубать много елок, то скоро их не будет совсем, потому, что елки растут очень медленно, и чтобы выросла большая, красивая ель требуется почти 50 лет. Поэтому в новый год лучше использовать искусственную елочку, которую можно купить в магазине.
Ель и сосна привлекали внимание художников, про эти деревья написаны картины. Вывешиваю картины: Шишкин «Сосновый бор» и «Еловый лес». Ребята, скажите, какая картина вам понравилась больше? Да, ребята, в сосновом бору всегда светло.

Закрепление материала.
А сейчас немного поиграем.
Детям  предлагается собрать тематические пазлы с изображением сосны и ели.

Ребята работают в парах.
Отвечают на вопросы, указанные в карточках
(сосна, ель)
(зеленые)
(у ели короткие, у сосны длинные)
(колючие, гладкие, приятно)
(у ели одиночные, у сосны по две)
(хвоя)
(у ели продолговатые, у сосны округлые)
Дети по очереди выходят к доске и на доску вывешивают отличительные признаки под картинки сосны и ели.
Дети отвечают - голые.
Отвечают - нет, сосна, и ель зеленые.
Дети повторяют движения за мной.
Дети слушают рассказ и отвечают на задаваемые вопросы.
Ветви у сосны располагаются на стволе и подняты вверх, растут на самой макушке, а у ели наклонены вниз, (распластаны) растут от земли.
Дети отвечают на рисунке 1 - сосна, на рисунке 2 - ель.
Отвечают - нравится.
Отвечают - «Сосновый бор», она светлая.

Собирают пазлы.

На каждую парту выдается одна карточка.
На отдельных карточках предварительно напечатаны признаки хвойных растений (короткие иголки, длинные иголки, продолговатые шишки, округлые шишки, хвойные растения, вечнозеленые)
Рассказ сопровождается показом на картинках
Рисунки корневой системы сосны и ели.
Иллюстрации с изображением корабля, мебели, бумаги.
Предварительно подготовлены тематические пазлы с изображением хвойных растений, шишек сосны и ели для каждого ученика.

Заключительный этап

Рефлексия. Дети вынимают из мешочка по киндер-сюрпризу, в которых находятся задания. (Составить предложения из слов в разбивку, притяжательные прилагательные придумать, - шишка ели – еловая шишка и т.д., вставить в предложение пропущенное слово).
Подведение итогов и оценивание работы учащихся.

Дети вытаскивают по одному киндер-сюрпризу и выполняют задания. Отвечают вслух, каждый своё задание.