Интегрированный урок "Сталинград–Волгоград", посвящённый 75-летию Сталинградской битве

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить учащихся с величайшим сражением Великой Отечественной войны – Сталинградской битвой; рассказать о героях Сталинградской битвы;
  • формирование у обучающихся гражданско-патриотических качеств, чувства причастности к истории и культуре своего народа.

Задачи:

  • развитие метапредметных компетенций обучающихся;
  • расширение кругозора и воспитания познавательных интересов и способностей.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, о чем мы будем говорить на уроке. (О Великой Отечественной войне)

2. Актуализация знаний.

 - Вспомним посещение музея Победы. О каких великих сражениях мы смотрели диорамы?

Ответы учащихся.

- Сегодня у нас будет разговор о Сталинградской битве и её героях.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. https://multiurok.ru/klasst/files/?act=addfile

3. Проблемная ситуация.

- Перед вами глобус, найдём Россию. Найдём город Сталинград на карте.

(Учащиеся изучают территорию России, читают названия городов, но Сталинграда – нет)

Поиск решения проблемы

- Посмотрите на часть слова "град". Что оно означает?

Ответы: город

- Кто-то может сказать, в честь кого так назван был город?

- Ответы: Сталин.

- Это был политик нашей страны. А раньше город имел другое название - Царицын, а затем его назвали Сталинград.

- Опять обратимся к глобусу. Найдем самую большую реку нашей страны – Волгу.

Несколько учеников показывают на глобусе реку Волгу и город Волгоград.

Ответы: Волга, Волгоград.

Вывод: Сталинград – Волгоград.

4. Рассказ учителя.

Кто-нибудь из вас, дети, был в Волгограде?

- Я была в этом замечательном городе, когда училась в школе, мы ездили туда на экскурсию. Прошло много лет, но я очень хорошо помню посещение музейного комплекса на Мамаевом кургане, мы бегали в универмаг, в подвале которого находился фашистский штаб под командованием Паулюса. Я забиралась на развалины Дома Павлова.

Перед вами возвышенность – Мамаев курган, на нём статуя Родина – мать.

- Как вы думаете, почему скульптор сделал её такой высокой?

- Почему у неё в руках меч?

Работа в группах

 Задание:

 - Слова, какого князя Руси вам вспоминаются? Запишите имя князя и его слова.

 Ответы: Александр Невский: "Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет".

- Сбылись его слова. Но какой ценой наши люди добыли свою свободу

Задание: запишите пословицы и поговорки о войне, соберите из слов, наклейте на лист бумаги и объясните смысл, посвящённый теме нашего урока

Учитель раздаёт слова, учащиеся собирают их по смыслу.

ЧТОБЫ, МНОГО, УСПЕШНО, МНОГО, ВОЕВАТЬ, ЗНАТЬ

Пословицы о войне для детей

  • Чтобы успешно воевать, надо много знать.
  • Воевать — Родину защищать.
  • Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.
  • Война народная имеет цели благородные.
  • Война трудна, да победа красна.
  • Без смелости не возьмешь крепости.
  • Дружно за мир стоять — войне не бывать.
  • Бой — святое дело, иди на врага смело.
  • За край свой насмерть стой.
  • Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит

5. Исследование. Работа в парах.

Какая картина вам знакома? Где вы её видели?

Ответы: в музее Победы. "Танцующие дети"

- Расскажите, что вы видите на этих изображениях?

Ответы детей.

Среди развалин, взывающих о мщении, в оцепенении города, раздавленного войной, в пламени и в дыму вдруг возникает детский хоровод. Взявшись за руки, дети танцуют. Это немыслимо, тот, кто видел это, вздрагивал ,будто глаза его поразила острая резкая боль. Но это каменный хоровод – чудом сохранившаяся, исцарапанная осколками, опаленная пожарищами скульптурная группа – дети танцуют. Всё, что осталось от площади.

7. Сталинградская битва

Посмотрите, что осталось от города после страшных боев.

- Вот таким был Сталинград после боев. Невозможно было собрать осколки, патроны, гильзы. Приходилось вместе с землёй выгребать всё, что осталось от боёв и вывозить из города.

Давайте посчитаем, сколько дней длилась Сталинградская битва?

Ответы:

  • 17- 31 июля – 15 дней
  • 31 день - август, октябрь, декабрь, январь
  • 30 дней – сентябрь, ноябрь
  • 1 день – февраль

200 дней!

Весь мир с огромным вниманием следил за ходом битвы на Волге. Слово «Сталинград» не сходило со страниц прессы, оно разносилось по всем континентам в эфире. Везде люди чувствовали и понимали, что в Сталинграде решается исход войны.

Сталинград особенно привлекал гитлеровцев. Это крупный промышленный центр нашей страны, где было много заводов, в том числе и производящих тяжёлые танки. Сталинград – это крупный транспортный узел, через него почти вся кавказская нефть направлялась в центр страны.

Гитлер не достиг своей цели. Героический город был удержан. Наши солдаты буквально своими телами закрывали город от врага.

Солдаты стояли насмерть. Страшным позором считался отход хоть на 1 м. Если же противник все-таки прорывался, то только там, где не оставалось в живых ни один советского война. Железным законом тогда было: каждый дом-крепость, а защищающее его подразделение – непобедимый гарнизон.

Ярким примером подобного действия является оборона Дома Павлова. Дом был разрушен, захвачен врагами. Четыре советских разведчика во главе с сержантом Яковым Павловым изгнали вражеских солдат и расположились в нём, оценив выгоды положения дома. Командир решил превратить его в опорный пункт и послал на помощь Павлову пулемётный взвод лейтенанта Афанасьева. Несчётное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошёл.

За мужество и героизм, проявленные в сражении, 37 соединениям и частям были присвоены почетные наименования «Сталинградские», «Донские». Более 120 советских солдат и офицеров удостоились звания Героя Советского Союза, еще порядка 760 тысяч участников Сталинградской битвы награждены медалью «За оборону Сталинграда». К 20-летию победы в Великой Отечественной войне город-герой Волгоград в 1965 году был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». 

Вечная память
Наши потери в этой битве 1 129 619 человек

Музей на Мамаевом кургане

 Зал Воинской славы

6. Литературная страница.

 - Чтобы поддержать дух солдат, часто выступали агитбригады, артисты.

- Послушаем наших артистов.

Cталинград

Владимир Марахин

Сталинград! Сталинград!
Бой и ночью, и днём,
Всюду дым, всюду гарь,
Полыхает огнём
Сорок третьего года январь!
Но ни шагу назад,
Повернём время вспять,
Дорогой Сталинград,
Будем насмерть стоять
За тебя, за тебя,
За тебя, Сталинград!

Ты наш друг, ты наш брат,
Город вечной победы святой Сталинград,
И сегодня мы навеки с тобой,
Город - памятник, город - герой!

Сталинград! Сталинград!
Смерть оделась в гранит,
Пули лижут сапог,
Но победу хранит
Под разрывами бомб с нами Бог!
Каждый камень живой,
Каждый камень горит,
Продолжается бой,
С домом дом говорит,
Защитим, защитим,
Защитим Сталинград!

Ты наш друг, ты наш брат,
Город вечной победы святой Сталинград,
И сегодня мы навеки с тобой,
Город - памятник, город - герой!

Наши чтецы превосходно прочитали стихотворение "Сталинград".

7. Наш класс у могилы Неизвестного солдата.

Учащиеся познакомились с памятником – Могилой неизвестного солдата. Самостоятельно прочитали стелы с городами- героями, отыскали город Сталинград.

8. Фоторепортаж.

9. Рефлексия.

- Какая была тема нашего урока?

- Что вам запомнилось?

- Что больше всего понравилось?

- Чему ты был удивлён?