Форма лютни за последнее время не изменилась. Создавали ее из древесины, а её дека, состоящая в основном из ели, имела овальную форму. Корпус лютни собирался из отдельных рёбер твёрдого дерева (клён, вишня, чёрное дерево, палисандр и др.). В отличие от большинства современных струнных инструментов гриф лютни монтировался на одном уровне с декой и не нависал над ней. Шейка лютни как правило изготавливалась из лёгкого дерева с покрытием из чёрного дерева.
Средневековые лютни имели четыре или пять парных струн. Звукоизвлечение осуществлялось с помощью плектра. Размер лютней варьировался: существует документальное подтверждение того, что к концу эпохи ренессанса насчитывалось до семи размеров (включаю басовую лютню). По-видимому, в средние века лютня в основном использовалась для аккомпанемента. Количество сохранившихся до наших дней партитур музыки, написанной до начала XVI века, которую с большой долей уверенности можно отнести к сочинённой специально для лютни, — чрезвычайно мало. Скорее всего, это объясняется тем, что в средние века и в начале эпохи ренессанса лютневый аккомпанемент носил не требующий нотной записи импровизационный характер.
К концу Возрождения количество парных струн выросло до десяти, а в эпоху барокко достигло четырнадцати (иногда доходя до девятнадцати). Инструменты, насчитывавшие до 26-35 струн, потребовали изменения самой структуры лютни.
В эпоху барокко функции лютни были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо, и постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостаси клавишными инструментами. Начиная с XIX века, лютня практически вышла из употребления, но несколько её разновидностей продолжали существовать в Германии, Швеции и на Украине.
Клавесин – клавишный струнный музыкальный инструмент. Музыкант, исполняющий музыкальные произведения как на клавесине называется клавесинистом. Как солирующий инструмент клавесин сохранялся до конца XVIII века. Большинство сохранившихся клавесинов XVI века были изготовлены в Италии, где главным центром их производства была Венеция. Они отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Атака (при исполнении) на этих клавесинах была отчетливее, а звук — более отрывистым, чем у позднейших фламандских инструментов. Создавался такой инструмент большое количество времени, так как механизм, который требовал отдельную струну на каждую клавишу, должен был быть качественно выполнен. Переключатели позволяли постоянно изменять регистры звучания инструмента, можно было даже одновременно использовать несколько регистров.
В таком случае клавесин мог выступать как самостоятельный инструмент. По одному регистру использовалось при аккомпаниации в пении с ансамблями и хоровыми коллективами. Каждая клавиша оснащена толкачиком, его иногда еще называют прыгуном, на его верхнем конце закрепляется язычок. Звук у клавесина извлекается при помощи щипка. При нажатии на клавишу приводятся в движение упругие язычки, изготовленные из птичьих перьев, в более современных моделях уже использовались пластмассовые. Они цепляют тугую струну, и из-за этого возникает характерный звук щипка.