Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Получить представление о дисперсных системах в природе, производственных процессах и в быту;
- Рассмотреть классификацию дисперсных систем;
- Подчеркнуть значение дисперсных систем.
Развивающие:
- Создать условия для развития воображения, речи, внимания, логического мышления;
- Анализировать и систематизировать информацию, делать выводы.
- Формировать научное мировоззрение.
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- Развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности;
- Формирование бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Межпредметные связи: биология, история, ОБЖ.
Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, образцы дисперсных систем (молоко, косметические и лекарственные средства, минералы, нефть, вода из аквариума, мармелад), микроскоп.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие класса и гостей урока.
2. Актуализация знаний.
С чего начинается ваше обычное утро?
Зубная паста, мыло, гели ля умывания, кофе, чай, каши, хлеб – все это и много другое является частными примерами темы нашего урока.
Объявление темы, целей и задач урока.
3. Объяснение нового материала (с последовательной демонстрацией наглядного материала).
Дисперсные системы – это системы, в которых одно вещество распределено (диспергировано) в виде очень мелких частиц в другом.
Дисперсная фаза – это вещество, которое в меньшем количестве распределено в объеме другого.
Дисперсионная среда – это вещество представлено в большем количестве, в объеме которого распределена дисперсная фаза.
Эмульсии — дисперсные системы, состоящие из двух взаимно нерастворимых жидкостей, одна из которых распределена в другой в виде капелек, иногда различимых только в микроскоп.
Вы держите в руках бутылку молока. Как, не пробуя его на вкус, приблизительно определить степень свежести молока в бутылке?
Суспензия — это грубодисперсная система с твёрдой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой. Обычно частицы дисперсной фазы настолько велики что оседают под действием силы тяжести. В концентрированных суспензиях легко возникают дисперсные структуры.
Почему обычную белую краску, использующуюся для внутренних работ, перед употреблением необходимо тщательно перемешивать?
Пе́на — дисперсная система с газовой дисперсной фазой и жидкой или твердой дисперсионной средой.
Почему пена, образующаяся при открытии бутылки газированной воды, быстро исчезает?
Аэрозоли - дисперсные системы с газовой дисперсионной средой и твердой или жидкой дисперсной фазой.
На основе известных вам производств приведите примеры аэрозолей, которые образуются в процессе производства и загрязняют воздух. В связи с этим, какие меры должны приниматься для охраны окружающей среды?
Коллоидные растворы представляют собой дисперсные системы, частицы которых, как правило, невозможно наблюдать с помощью обыкновенного микроскопа - они видны через световой микроскоп в виде точек, находящихся в беспрерывном движении. Коллоидные растворы легко проходят через обычные фильтры и почти полностью усваиваются организмом. К коллоидным растворам относятся все внутренние среды организма (кровь, лимфа, внутри- и внеклеточная жидкости).
Ге́ли (от лат. gelo — «застываю») — структурированные системы, состоящие из высокомолекулярных и низкомолекулярных веществ.
О подтверждении значимости дисперсных систем учащиеся готовили мини-сообщения.
4. Закрепление.
Необходимо исправить в таблице ошибки допущенные в примерах.
Дисперсионная среда | Дисперсная фаза |
Примеры природных и бытовых дисперсных систем |
Газ |
Газ |
Газированная вода, губка, смог |
Жидкость |
Молоко, раствор цемента, бетон |
|
Твердое вещество |
Мармелад, жемчуг, рубиновое стекло |
|
Жидкость |
Газ |
Нервная ткань, взбитые сливки, нефть |
Жидкость |
Тело медузы, агат, почва |
|
Твердое вещество |
Пемза, опал, строительная пена |
|
Твердое вещество |
Газ |
Дым, желе, кофе |
Жидкость |
Морской ил, холодец, майонез |
|
Твердое вещество |
Туман, зубная паста, пастила |
Учитель демонстрирует в колбе дисперсную систему и предлагает ученикам предположить, что это? (Вода из аквариума)
Дисперсионная среда – жидкость, дисперсная фаза – одноклеточные организмы. В подтверждении этого – наблюдение в микроскоп.
5. Домашнее задание и итог урока. Оценивание учащихся планируется на следующий урок, после проверки исправленных таблиц.
- Составить кроссворд, используя в нем слова-примеры дисперсных систем;
- П. 11
6. Рефлексия.
- Что нового узнали?
- Понравился ли урок?