Занятие по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Весна, весна, поди сюда! День весеннего равноденствия. Жаворонки»

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение, Патриотическое воспитание


Цель: воспитание интереса к народным обычаям и традициям.

Образовательные задачи

  • познакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны;
  • развитие речи детей, заучивая заклички, поговорки;
  • прививать любовь к народному слову с помощью малых форм устного народного творчества (загадки, потешки, попевки);
  • упражнять в умении лепить из теста символы весны – “жаворонки”, обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой;
  • закреплять разнообразные приемы, усвоенные ранее.

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа, воспитывать любовь и уважение к родной Земле;
  • закрепить знания о православных праздниках и приметах весеннего календаря.

Материал: иллюстрации о проведении обряда встречи весны, заклички, поговорки, приметы. Аудиозаписи детского альбома П.И.Чайковского «Жаворонок» и К.Сен-Санс «Карнавал животных. Финал».

Словарная работа: встреча весны, заклички, проводы зимы, поговорки, весна-красна.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о праздниках на Руси, заучивание закличек, примет, поговорок о весне.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей, в руках у нее испеченные из теста «жаворонки».

Воспитатель:

- Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями. Петушок сегодня рано встал, всем-всем о весне прокричал. А, я думаю, не рано ли? Зима еще царствует в наших краях, уступит ли она свой черед весне-красне? Как вы считаете?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Ребята, а скажите-ка мне, какие вы знаете приметы приближения весны? Посмотрите  на картины Игоря Эммануиловича Грабаря «Март» и «Весенняя капель?

Дети: Ослепительное солнце, чернота проталин, сосульки, звенящие капелью, веселое чириканье воробьев. Удлинился день, оживают насекомые, прилетают птицы из теплых краев.

Воспитатель: Какие вы молодцы!

Музыкальные приложения к занятию.

Звучит в записи капель, журчание ручьев.

Воспитатель: Всему свое время. И сколько зима не лютует, придет и весенняя пора. Давайте-ка, ребята, поаукаем весну, чтобы она быстрее к нам пришла. Я вас научу. Становитесь в хоровод и повторяйте за мной:

Хоровод «Ауканье Весны»

Весна, Весна, приди!
Три угодья принеси!
Первое угодье -
В реках половодье!
Другое угодье
- Солнце на подворье!
Третье угодье
- Зеленое раздолье.

Дети повторяют слова и садятся на стулья.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто нам возвещает о приходе  весны?

Дети: Птицы.

Воспитатель: Правильно, нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на Родину, домой. Сорок сороков птиц летят, весну несут.

Воспитатель: Ребята, а кто знает приметы весны, в которых говорится о птицах.

Дети: называют приметы весны, связанные с птицами.

  • Грач на проталину, скворец на прогалину:
  • Увидал скворца - знай, весна у крыльца
  • Грач на горе - весна во дворе

Показ картинок с изображение перелетных птиц. Загадки о птицах.

Воспитатель: Отгадайте-ка загадки. Отгадаете - отзовется птица своим голосом:

Черный, проворный, кричит, «Крак», червякам враг.

(Грач, аудиозапись);

Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет.
А все же голос свои имеет
(Скворец, аудиозапись);

Гнездо свое он в поле вьет
Где тянутся растения.
Его и песни и полет
Вошли в стихотворение
(Жаворонок)

Воспитатель: Ребята, послушайте, как передал в музыке композитор Петр Ильич Чайковский щебетание жаворонков и посмотрите на картину, созданную по этому произведению.

Звучит «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского и просмотри иллюстрации.

Воспитатель: 22 марта, когда день становится по длине равен ночи, в каждом доме лепили из теста жаворонков, пекли их, мазали медом. Этот день, также, называли «Сороки», «Сорочины», в народе говорили, что к этом дню «сорок сороков птиц прилетает из заморских стран». У кого не было теста, то лепили из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Часть свежеиспеченных птиц дети съедали, а часть использовали для приманивания настоящих птиц. Высоко подняв своих жаворонков над головой, дети бегали звать настоящих жаворонков, а с ними весну и тепло. Или выходили на улицу и разламывали этих «жаворонков» на кусочки, подкармливая прилетевших птиц, как бы задабривая весну и ее вестников-птиц. А ещё просто брали и подвешивали их на деревья, приманивая птичек. Дети и взрослые с «жаворонками» в руках, а пели заклички:

Жаворонки, прилетите
Красну-Весну принесите
Принесите на своем хвосту,
На сохе,на бороне, на овсяном снопе.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, немного отдохнем. Встаньте у своих стульчиков и повторяйте за мной.

Логоритмика «Жаворонок»

В небе жаворонок пел,
(дети выполняют маховые движения руками)
Колокольчиком звенел,
(вращение кистями поднятых рук)
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве,
(Опускают руки, приседают, руками обхватывают колени)
Тот, кто песенку найдет
(шагают на месте)
Будет весел целый год
(хлопают в ладоши)

В мастерской умельцев

Воспитатель: Отдохнули. А, сегодня, ребята, мы попробуем слепить жаворонков из теста.

Давайте вспомним из каких основных частей состоит тело птицы.

Дети: голова, туловище, хвост.

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь за столы. У вас на столах  кусочки теста, досточки, стеки. Приготовьте ваши ручки.

Пальчиковую гимнастику:

«Пой-ка, подпевай-ка!», И.Токмакова

Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей, 
Эта птичка – воробей, 
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель, 
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – жаворонушка, 
Серенькое перышко, 
Это зяблик, это стриж, 
Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!»

Воспитатель: А, теперь вспомним как надо работать, правила.

Чтобы что-то сотворить
И здоровье сохранить
Технику и правила
Нужно повторить.

(Дети вспоминают правила работы со стекой или ножом)

Практическое выполнение работы.

Воспитатель показывает приёмы лепки: из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут (колбаску). На одном конце делаем надрез для хвоста и крыла. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки, чечевицу или изюм – вот и глаза.

Пока дети работают играет музыка «Русские традиции».

Воспитатель: Молодцы, ребята, у всех жаворонки получились, как настоящие и теперь отправляются на выпечку, а потом вы возьмете их домой. Вытирайте влажными салфетками и платочками руки.

Закрепление.

Воспитатель: Ребята, а о каком празднике весны мы сегодня говорили?

Дети: Встреча весны, день весеннего равенства дня и ночи, Сороки.

Воспитатель: Какие птицы помогали нам в этом.

Дети: Жаворонки.

Воспитатель: Давайте, еще раз позовем весну.

Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло гнёздышко!

Воспитатель:

- А, теперь, скажем нашим гостям «До свидания! И отведаем угощение. (Все пробуют жаворонков из теста, приготовленное воспитателем заранее)