Цель:
- Развитие умения осознанно употреблять глаголы в речи; уточнение представлений о структуре текста и употребления красной строки.
- Корригировать внимание, память, мышление, мелкую моторику руки; Воспитывать познавательный интерес, аккуратность, самоконтроль.
Ход урока
1. Психологический настрой. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
2. Проверка домашнего задания.
- Какое задание было на дом? (Запомнить написание слов яблоко и ягода. Составить с ними предложения).
- Сколько предложений вы написали? Докажите, что написали 4 предложения. Какие предложения вы составили со словом яблоко? (Ребята собрали хороший урожай яблок) (За школой ребята посадили яблони.) и т.д.
- Какие предложения вы составили со словом ягода? (В саду растёт много разных ягод.) (Земляника – самая вкусная ягода русского леса). (Слайд. Картинки)
3. Упражнение в распознавании слов, отвечающих на вопрос кто? слов, отвечающих на вопрос что?
Подберите слова, которые являются названием деревьев. (Слайд. Картинки). На какой вопрос отвечают слова? Запишите несколько слов. И с этими словами составьте предложения.
Но прежде давайте сделаем пальчиковую гимнастику. «Замок»
На двери висит замок — Кто его открыть бы смог? (Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули… (Тянем кисти в стороны.)
Покрутили… (Волнообразные движения.)
Постучали… (Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли! (Пальцы расцепились.)
Как на письме обозначаются начало и конец предложения? Как пишется первое слово в предложении?
Итак, запишем предложения: На яблоне появились почки.
Растут в лесу кудрявые берёзы.
Ветер теребил золотые листья клёна.
Найдите слова, отвечающие на вопрос что?
Аналогично учащиеся подбирают слова, обозначающие птиц. Учащиеся записывают несколько слов, устно с некоторыми словами составляют предложения. (На лесную поляну прилетели снегири, синички. Стучит дятел, стрекочет сорока). Назовите слова, отвечающие на вопрос кто?
4. Физкультминутка
А в лесу растёт черника, земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать, надо глубже приседать. (Приседания.)
Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
5. Сообщение цели урока.
Наблюдение над словами, обозначающими действия предметов.
(Текст написан на слайде с пропуском глаголов). Учащиеся коллективно подбирают подходящие по смыслу глаголы, учитывая особенности цветов и особенности насекомых.
На лесной полянке …(кланяются) лиловые колокольчики, …(вьётся) цепкий горошек, … (качаются) одуванчики и …(белеют) высокие ромашки.
…(Ползают) по былинкам жучки – коровки, … (бегают) муравьи, …(порхают) над цветами бабочки. Деловито … (звенят) над поляной пчёлы. (По И. Соколову – Микитову).
Учитель знакомит детей с теми глаголами, которые употребил автор. Выясняет, почему они наиболее удачны. ( на слайде рисунки). Вписывает пропущенные глаголы.
- Что обозначают пропущенные слова?
- На какие вопросы они отвечают?
Спишите первое или второе предложение (по выбору).
6>. Упражнение в нахождении в тексте слов, отвечающих на вопрос что делает? Наблюдение над смысловым значением. (Текст из книги Я.Коласа «Песня о весне»): (на слайде)
Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей.
И с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.
Он лучистый, серебристый, он сверкает и дрожит.
А другой, такой же чистый, рядом весело бежит.
Прочитайте слова, отвечающие на вопрос что делает?
Как вы понимаете смысл слов «солнце смеётся»? (Солнце весной свети так ярко, радостно, что как будто оно смеётся, радуется вместе с нами.)
- Спишите предложение, в котором говорится о солнце. Подчеркните слово солнце одной чертой, а слова, которые отвечают на вопрос что делает? - двумя чертами.
Допишите, используя слова из стихотворения: Ручей (что делает?) льётся, … - Какие ещё слова, обозначающие действие предмета, вы могли бы добавить? (Например, журчит).
7. Дыхательная гимнастика. Охота.
Дети закрывают глаза. Охотники по запаху должны определить, что за предмет перед ними (апельсин, духи и т.д.) Отдохнули?
8. Игра «Не подведи свой ряд».
Учитель вызывает двух учеников. Один называет слово, отвечающее на вопрос кто? или что?. Второй подбирает к нему подходящее по смыслу слово, отвечающее на вопрос что делает?
9. Итог урока. - Чему учились на уроке? - Что понравилось на уроке?
10. Домашнее задание. Написать шесть слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
11. Релаксация. Вот и кончился урок. Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело.