Разработка урока по русскому языку по теме "Единственное и множественное число глаголов". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цели: знакомство с единственным и множественным числом глаголов, их отличительными признаками и ролью в речи; развивать речь, коммуникативные навыки.

Планируемые результаты:

  • личностные: учащиеся научаться воспитывать аккуратность, уважение к другим людям, прививать соблюдение гигиенических норм.
  • предметные: учащиеся научатся определять число глаголов; анализировать, делать выводы, сравнивать; учиться самооценке, формировать умение самоконтроля.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Познавательные УУД:

  • Извлекать информацию из текста;
  • Выявлять сущность особенности объекта;
  • На основе анализа объекта делать выводы.

Регулятивные УУД:

  • Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
  • Умение прогнозировать предстоящую работу (планирование);
  • Умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

  1. Слушать и понимать других;
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  3. Оформлять свои мысли в устной форме;
  4. Работать в коллективе

Тип урока: урок открытие нового знания.

Формы работы учащихся: работа в парах, работа в группах, фронтальная.

Оборудование:

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация,
  • учебник «Школы России», Русский язык, 2 класс, 2 часть
  • карточки для работы в группах.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Итак, друзья, внимание!  (Слайд 1)
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее.
- Начнем скорей урок!
Психологический настрой.
Если у вас хорошее настроение – потопайте ногами.
Если у вас есть друзья – погладьте себя по голове.
Если вы любите свою школу – похлопайте в ладоши.
А теперь улыбнитесь и тихонечко садитесь. Проверьте свои рабочие места.
Записываем число, классная работа.

 

 

 

Выполняют требования учителя.

2

Актуализация знаний

Разгадывание кроссворда (повторение словарных слов).

1. Не деревня, ни село,
И людей полным-полно,
Много там народа,
Все в делах, в заботах! ГОРОД

2. Чтоб зимой пойти гулять,
Надо долго надевать:
Сапоги, носочки,
Варежки, платочки.
А ещё надену что?
Да, конечно же, ..!  ПАЛЬТО

3. По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком. ЗАЯЦ

4. Голова на ножке,
в голове горошки. ГОРОХ

5. Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Эту песенку детей
Учит серый … ВОРОБЕЙ

6. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. МАЛИНА

- Проверим, как вы записали словарные слова в кроссвордах.
Дети проверяют каждое слово, получив  ключевое слово ГЛАГОЛ. (Слайд 2)

Взаимопроверка (Светофорики)

- Кто написал без ошибок?
- Закрасьте зелёным цветом кружок.
- Кто допустил одну ошибку?
- Закрасьте красным цветом кружок.
- Кто допустил 2-3 ошибки  –
- Закрасьте жёлтым цветом кружок.
-Что такое глагол?
- Ребята, напомните мне, пожалуйста, что вы знаете о глаголе. (Слайд 3)

 

 

Дети разгадывают кроссворд
(ПУУД, КУУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят взаимопроверку. (ЛУУД)

 

 

3

Формулировка темы и целеполагание

- Перед вами слова, к какой части речи вы их отнесете? Почему?
(Слайд  4 – 5) Записаны слова: читает, поют, играют, пишет, рисует, убирают.

Задание:
Разделите слова на группы
Читает                             поют
Пишет                             играют
Рисует                             убирают
- По какому признаку разделили слова?
- На какой вопрос отвечают глаголы 1-го столбика?
- На какой вопрос отвечают глаголы 2-го столбика?

- Кто догадался, по какой теме будем работать на уроке?

(Единственное и множественное число глаголов) (Слайд 6)
- Поставим задачи урока. (Слайд 7)
* Учиться задавать вопросы и определять число глаголов.
*Учиться употреблять глаголы в речи.

 

Работа в парах. (ПУУД, РУУД, КУУД)

 

 

Проверка (ПУУД, КУУД)

 

Формулируют тему и задачи урока.
«Глаголы в единственном и во множественном числе». (ПУУД, РУУД, КУУД)

4

Работа по теме урока

Исследование (работа в группах) (Слайд 8)
План работы:
1. Прочитайте предложения.
2. В скобках запишите вопрос к глаголу.
3. Определите, сколько человек выполняют действие.
4. Запишите вывод.

Рабочий лист первой группы

1. Дети ( ) играют все вместе.

Вывод: действие выполняют _________

2. Только Толик ( ) прячет от всех свои игрушки.

Вывод: действие выполняет__________
Рабочий лист второй группы

3. Таня ( ) болеет.

Вывод: действие выполняет____________

4. Ребята ( ) идут навестить её.

- Можно ли назвать детей дружными? Почему?
- На какие вопросы отвечают глаголы в ваших предложениях?
- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делает?
- Сколько человек выполняет действие, если глагол отвечает на вопрос что делают?

Дети работают в группах (ПУУД, КУУД)

Вывод: Глаголы изменяются по числам.

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.
Глагол  во множественном числе обозначает действие двух или более предметов.

Делают вывод об изменении глаголов по числам (ПУУД, КУУД)
Работа с учебником с. 74 упр. 128 Во время работы с упр. Уч-ся работают со словарём в учебнике с.136 (ПУУД, КУУД)
Вывод: с. 74 - правило Читают правило

5.

Физминутка

Учитель называет глаголы в единственном числе, уч-ся стоят, глаголы во множественном числе – прыгают.

(КУУД)

6.

Работа по учебнику. Закрепление изученного материала

Упражнение № 129, стр.75
- Прочитайте.
Измените число глаголов. Запишите пары слов и укажите над ними число. На какой вопрос отвечают глаголы в ед.числе? во мн. числе?

Коллективная работа у доски и в тетради (поочерёдно выходят учащиеся к доске) (РУУД, КУУД)

7.

Проверочная работа

(Слайд 9)
- Девочки выписывают глаголы в единственном числе, мальчики – во множественном числе.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол.
Валя испугалась и выбежала из комнаты.
Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух.
Ребята прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
Самоконтроль (Слайд 10)

Выполняют задание  (ПУУД, РУУД)

 

 

Самопроверка (ЛУУД)

8

Рефлексия

Игра “Угадай действие” (Слайд  11)
К доске вызываются ученики, которые должны показать  действие глагола, записанного на карточке.
 Остальные ребята угадывают глагол, в единственном числе,  изменяют его  на множественное число глагола 
ПЛАЧЕТ- ПЛАЧУТ
СКАЧЕТ - СКАЧУТ
ПОЕТ - ПОЮТ
БЕЖИТ - БЕГУТ.
(Слайд 12)
- С какой частью речи мы сегодня работали?
- Что такое глагол?
- От чего зависит число глагола?
- Приведите примеры глаголов в ед. числе.
- Приведите примеры глаголов во мн. числе.

Угадывают глагол, в единственном числе и изменяют во множественном (РУУД, КУУД)

Оценивание.
- Возьмите светофоры, которые лежат у вас на партах и оцените себя.
Если вы хорошо работали и у вас всё получалось отметьте на светофоре – красный цвет,
Если вы допускали ошибки или вам иногда помогали – жёлтый цвет,
А если вам постоянно приходилось обращаться к помощи – зелёный цвет.
Оценивание
(ЛУУД)

 

Домашнее задание

(Слайд 13) С.74–75, упр. 130–131 (на выбор учащихся)

(РУУД, КУУД)