1. Организационный момент
Цель: Обеспечить положительный настрой учащихся для дальнейшей работы на уроке.
Учитель:
В перемену отдохнули,
Прозвенел опять звонок.
Вы готовы, всё в порядке,
Начинается урок.
Ребята, я приготовила для вас на уроке много интересных заданий, но чтобы хорошо с ними справиться нам надо помассировать ушки, чтобы хорошо слышали (массаж ушей), сделать зарядку для глаз, чтобы хорошо видели (смотрим вверх, вниз, налево, направо, вокруг) потянулись, улыбнулись и послушали меня..
2. Введение в тему
Цель: Подготовить учащихся к восприятию темы урока.
Учитель: Нас окружает удивительный мир природы. Это деревья, кустарники, травы, цветы. Но среди этого многообразия можно найти много лесных жителей.
Как вы думаете, кого можно встретить в лесу, на лесной поляне, на лугу? Каких лесных жителей?
Это насекомые: мухи, комары, жуки. Животные: зайцы, лисы, волки, медведи.
Животные – живые существа. Они также как человек, дышат, питаются, передвигаются.
Спят, строят себе жильё, заботятся о своих детенышах.
Какие бывают животные?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим об одном известном лесном жителе.
Каждому из вас я приготовила по 3 карточки, на которой он есть. А найти его вам поможет загадка, которую вам предстоит отгадать.
Есть в лесах могучий зверь,
Спит зимой, ему встать лень.
Ест малину, любит мёд.
Сладкоежкою слывёт.
Ещё любит пореветь, а зовут его …. (медведь)
Учитель предлагает прослушать загадку, а затем найти и показать отгадку на одной из трёх карточек. (Рисунок 1)
Сегодня мы будем говорить о медведе. Узнаем где он живёт, чем питается, как себя ведёт в лесу.
Вывешивает изображение медведя на доске. (Рисунок 2)
3. Изучение нового материала
Цель: Познакомить с внешним видом медведя, его образом жизни.
* Упражнение
Цель: Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе выполнения упражнения «Найди медведя».
Найти и обвести фломастером медведя на картинке. (Рисунок 3)
*Информация о медведе, лесном жителе.
Цель: Познакомить с новым материалом.
Учитель. Мы привыкли говорить, что медведь неповоротливый, неуклюжий, косолапый зверь.
На самом деле это далеко не так. Он очень подвижный и быстрый.
Медведь – грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Медведь бывает очень большой. Выше человека.
Шерсть у медведя густая. Ему в такой шубе очень тепло зимой, не жарко летом.
А какого цвета шерсть у медведя? Коричневая, ещё говорят – бурая.
Поэтому его так и называют — бурый медведь.
У него большая голова, маленькие глазки, которые плохо видят, но зато нос очень хорошо все чует и круглые небольшие уши. Большое туловище. Медведь ходит на четырех лапах, на конце которых длинные острые когти, благодаря которым он умеет лазать по деревьям. Это очень страшный инструмент зверя. Ими он способен нанести сильные увечья, порой со смертельным исходом.
Внутренние подушечки лап очень мягкие, позволяют медведю подкрадываться неслышно, практически незаметно.
Хвостик у медведя очень маленький, почти незаметный.
Зимой медведь спит в берлоге. Он нагуливает очень много жира за лето, по снегу ему ходить тяжело. Устраивается на зимовку там, где ему удобно, где никто не ходит и не никто не тревожит.
Но когда-то очень давно медведь зимой бродил по лесу. И сейчас давайте споём весёлую песенку о том, почему медведь стал зимой спать.
IV. Динамическая пауза «Раз морозною зимой» (Инсценировка)
Цель: Повысить уровень работоспособности, снять напряжении.
V. Закрепление полученных знаний
Цель: Закрепить знания, полученные на уроке.
* Составление рассказа о медведе по опорным карточкам
Цель: Составить рассказ о медведе, расставив карточки в определённой последовательности: внешний вид, образ жизни.
(Карточки: Медведь. Чуткий нос. Живёт в лесу. Большая голова. Бурая шерсть. Маленький хвостик. Туловище. Маленькие глазки. Зимой спит. Любит мёд. Питается рыбой, корешками, ягодами, травой. Острые, страшные когти.)
* Упражнение «Собери картинку»
Цель: Коррекция и развитие пространственной ориентировки на основе выполнения.
Ученики собирают разрезанную на части картинку с изображением медведя. Каждый работает со своим комплектом. (Рисунок 4)
*Упражнение «Кто это?» Работа по собранной картинке
Цель: Выполнить упражнение на закрепление материала, ответив на вопросы.
- Кто перед вами?
- Где живёт медведь?
- Назовите мне части его тела.
- Что находится на голове?
- Как видят его глаза?
- Хорошо ли различает запахи нос?
- Какого цвета его шерсть?
- Как ходит медведь?
- Надо ли его бояться?
- Что делает медведь зимой?
*Просмотр видеоролика о жизни медведей
Цель: Закрепление полученных знаний на основе просмотра видеоролика о жизни медведя.
*Раскраска изображения медведя
Цель: Раскрасить готовое изображение медведя, подготовка к рефлексии.
Учащиеся раскрашивают готовый рисунок с изображением медведя (Рисунок 5)
VI. Итог урока
Цель: Выяснить на сколько учащиеся усвоили новый материал.
Вопросы:
- О ком мы сегодня говорили на уроке?
- Кто такой медведь?
- Где он проживает?
- Какого цвета его шерсть?
- Сколько лап у медведя?
- Для чего нужны лапы медведю?
- Надо ли их опасаться и почему?
- Как видят его глаза?
- Какой самый чуткий орган у медведя?
- Какого бывает роста?
- Есть ли у него хвост? Какой он?
- Что он больше всего любит?
- Надо ли его бояться?
VII. Оценки за урок
VIII. Рефлексия
Цель: Выяснить отношение учащихся к уроку.
Учащимся предлагается закрепить нарисованных медведей у бочки с мёдом, если им было интересно, и просто на траве, если им не понравилось на уроке. (Рисунок 6)