Правописание падежных окончаний имен прилагательных. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.

Цели урока:

  • развивать умения определять падеж имен прилагательных;
  • правильно писать падежные окончания имен прилагательных;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • развивать умения конструировать предложения;
  • развивать самостоятельность учащихся, используя творческие задания;
  • воспитывать у учащихся чувство позитивной оценки и самооценки;
  • воспитание интереса к изучению русского языка.

Формы урока: групповая, работа в парах.

Педагогические технологии: элементы игровой технологии, элементы здоровьесберегающей технологии (физкультминутка), элементы педагогики сотрудничества (работа в парах).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы работаем в группах. Повернитесь к своему соседу по плечу, улыбнитесь и скажите: «Доброе утро! Как хорошо, что ты сегодня работаешь со мной в группе».

2. Актуализация знаний.

- У каждого из вас на столе листок. Подпишите его.

А) - Ваша задача – записать 5 вопросов по теме «Имя прилагательное». Даю вам 2 минуты.

Б) Следующее задание: посмотрите на соседа по плечу. В своей группе номера №1 и №3 задают свои вопросы по теме «Имя прилагательное» номерам №2 и №4, а те – отвечают. У вас 30 секунд.

В) – Поменялись ролями: теперь номера №2 и №4 задают свои вопросы, а номера №1 и №3 – отвечают на них.

- Каждый поставит отметку своему товарищу на листок с вопросами.

- Молодцы, хорошо поработали.

3. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите на доску. Что вы видите?

Зима.

Земля покрылась белым снежным ковром. Ранняя утром я и мой товарищ Андрей отправились в зимний лес. Ночью вьюга занесла все дорожки и тропинки. Мы скользили на быстрых лыжах по лесным полянам.

Вокруг стояли красивые деревья в зимнее убранстве. Стройные березы и тонкие осины покрыты пушистым снегом. С еловая ветки летит на шапки мягкий снежок.

Мы подъехали к избушке лесника. Она стоит на опушке большая сосновой рощи.

- Запишите на свой листок три слова, три возможных ответа. (Варианты ответов: текст, рассказ, предложения)

- Поделитесь своими идеями. Что видит Марина?  Диана?

- Что вы об этом думаете? (Варианты ответов: окончания прилагательных в некоторых предложениях не соответствуют логике)

- О чем это заставляет вас задуматься? (Варианты ответов: неправильные окончания в прилагательных)

- Сделайте вывод.  (Варианты ответов: нужно уметь правильно писать падежные окончания имен прилагательных)

- Сформулируйте задачи урока. (Варианты ответов: поупражняться в правописании падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных)

4. Работа по теме урока.

- В рабочих тетрадях запишите число, классная работа. Выполним упражнение № 79.

- Столы №2 и №4 пишут первый абзац текста, столы №1 и №3 пишут второй абзац, стол №5 – последний абзац.

- Задание: выполняем упражнение самостоятельно, выделяя окончания прилагательных, определяя падеж прилагательных. На выполнение этого задания даю 5 минут.

- Прошу обменяться с соседом по плечу тетрадью, проверяем написанное, ставим отметку.

- Если у вашего товарища одна или две ошибки – ставим «4», если три или четыре ошибки – ставим «3».

5. Физкультминутка.

На зарядку 4 класс!
Мы присядем все сейчас.
Высоко поднимем руки.
Будем жить всегда без скуки.
Повернемся вправо, влево.
Вновь работать будем смело.

6. Творческое задание.

- Первый шаг.

- У вас на столе у каждого три квадратных листочка. Вам нужно придумать три слова: имя существительное, имя прилагательное и глагол. Запишите на каждом листке по одной части речи. У вас 30 секунд.

- Второй шаг.

- Сложите все листочки вместе, перемешайте. А теперь, не выбирая, положите 9 квадратов, любых, в определенном порядке – три квадрата по вертикали и три квадрата по горизонтали.

- Третий шаг.

- Составьте их трех слов предложение, можно добавить одно-два слова, и запишите его.

Номера №1 и №3 – составляют из слов по вертикали, а номера №2 и №4 – по горизонтали.

- Что получилось у стола №3? У стола №5?

- Первоначально, какое было прилагательное?

- А что с ним стало в предложении?

- Что изменилось? Почему?

- Какой можно сделать вывод?

- Молодцы, справились.

7. Рефлексия.

- Составьте и запишите словосочетания по схемам:

1) Существительное + прилагательное ж.р. в П.п.;

2) Существительное + прилагательное ср.р. в В.п.;

3) Существительное + прилагательное м.р. в Д.п.

- Давайте сделаем взаимопроверку. Молодцы!

- Оцените свою работу на уроке.

8. Подведение итогов урока.

- Что мы закрепляли сегодня на уроке?

- С какими заданиями вы легко справились?

- Что пока еще не очень хорошо получается?

9. Домашнее задание.

- Дома вы выполняете упражнение №80 по заданию.