Осеннее развлечение для детей подготовительных групп "Осенняя ярмарка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развивать интерес к русскому и татарскому культурному наследию, воспитывать уважение к традициям родного края.

Задачи:

  • расширить знания о ярмарке, познакомить детей с историей возникновения ярмарочных гуляний;
  • способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;
  • воспитывать эстетический вкус детей, культуру общения.

Действующие лица:

Взрослые: Скоморохи-2, Медведь.

Дети: Купцы -3, Девочки с ложками, Цыган, Цыганка, Старик, Паренёк, 2 Покупателя, девочка-Осень, девочки-колоски – 4.

Атрибуты: ДМИ, лотки с выпечкой (бутафория), игрушками, ложками; балалайка, гармошка, бубен; корова, кошелёк; карусель; колоски, каравай, угощение.

Звучит музыка в зал входят двое детей

Ребёнок-зазывала 1: Осенняя ярмарка – огневая, яркая!

Ребёнок-зазывала 2: Осенняя ярмарка – плясовая, жаркая!

Ребёнок-зазывала 1: Глянешь налево- лавки с товаром!

Ребёнок зазывала 2: Глянешь направо- веселье даром!

Вместе: Солнышко осеннее встает, спешит на ярмарку народ!

Под музыку «Ярмарка»дети друг за другом входят в зал в руках у них музыкальные инструменты. Дети выполняют перестроение и выстраиваются в шахматном порядке.

Дети исполняют танцевальную композицию «Ярмарка».

Реб 1: А на ярмарку народ собирается! А на ярмарке веселье начинается!

Реб 2: Золотая пора настаёт – Осень щедрая идет!

Реб 3: Все на ярмарку спешите и друзей своих зовите!

Реб 4: Песни, пляски заводите – Осень славьте, веселите!

 Дети исполняют песню с ДМИ «Осень наступила»

По окончании дети складывают музыкальные инструменты на стол и подходят к своим стульям, группа детей выходят из зала. Под русскую народную мелодию «Коробейники» с разных концов выбегают два скомороха-зазывалы (они же ведущие праздника – взрослые).

 1-й скоморох.

Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!

2-й скоморох.

На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости - давно вас ждут, друзья!

1-й скоморох.

Что душа твоя желает - все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает, без покупки не уйдешь!

2-й скоморох.

Эй, не стойте у дверей, заходите к нам скорей!
Народ собирается -наша ярмарка открывается!

Звучит музыка. С разных дверей в зал входят купцы. На груди у них лотки с товарами.

1 купец:

Кому пирожки? Горячие пирожки!
С пылу с жару гривенник за пару!
Пряники печатные, ароматные.
Баранки, крендельки, карамельки, петушки!
Налетай, покупай, весь товар разбирай.

2 купец:

К нам скорее подходите, на игрушки посмотрите:
Игрушки наши славные, веселые, забавные …
Покупайте за гроши, будут рады малыши!

1-й скоморох: Проходите, примечайте, все, что нужно покупайте.

3 купец:

Наши ложки знает целый мир! Наши ложки – русский сувенир!
Деревянные ложки - постучи-ка немножко!
Хочешь вальс играй. А хочешь щи хлебай!
Подходи, налетай, наши ложки разбирай!

(Девочки подходят к купцу, выбирают ложки, отходят и встают в одну линию по центру).

2-й скоморох: Эй, девчата, где вы были, что на ярмарке купили?

1 дев: Мы по ярмарке ходили, ложек много прикупили,

2 дев: Хохломские

3 дев: Псковские

4 дев: Тульские

5 дев: Ростовские

6 дев: Вятские

7 дев: Смоленские

Все девочки: Ложки деревенские

8 дев: Каблучком и ложкой бьём – и станцуем и споем!

9 дев: Ложки, ложки, ну, дружней – зазывайте всех гостей!

Исполняется народная песня «Я на ярмарку ходила»

1-й скоморох: Ярмарка шумит, поёт. Слышу, кто-то к нам идёт! 

(Звучит цыганская мелодия.)

2-й скоморох:

Глазам не верю! Неужели, идут цыгане?... В самом деле! 
Покрепче кошельки держите, да кольца, серьги берегите! 
Сейчас начнут гадать и за рукав тянуть, 
Любого смогут обхитрить и обмануть!

Заходит Цыганка (девочка)

Цыганка:

Ай, ай, ай! Как не стыдно пугать цыганами! 
Не живём мы давно обманами. 
Мы поём, на гитаре играем, мы в театре «Ромэн» выступаем!

Под музыку в зал входит Цыган (мальчик) он ведёт за собой взрослого Медведя

Цыган:

Расступись, народ честной, идет медведюшка со мной!
Много знает он потех, будет шутка, будет смех!

(Медведь кланяется публике.)

Цыганка: Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девушки в детский сад собираются?

(Медведь красит губы, вертится, прихорашивается.)

Цыган: А какие в нашей группе мальчики?

(Медведь дерется, рычит.)

Цыганка: А как Ваня проспал, в сад опоздал?

(Медведь «спит», вскакивает, бежит.)

Цыган: А как наш воспитатель по группе ходит?

(Медведь важно ходит по сцене.)

Цыганка: А как Дуняша пляшет?

(Медведь выставляет ногу.)

Цыган: Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя!

(Медведь крутит задом.)

Цыганка: Молодец! А теперь поклонись да под музыку пройдись! (Медведь кланяется и уходит. Дети –цыгане проходят на свои места)

2 Скоморох: Вот потеха, так потеха! Люди падают от смеха! 

1-й скоморох: Да, чудаков на свете много, вот и на нашей ярмарке их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки!

На середину выходят мальчик и девочка.

Мальчик:

Я послал на базар чудаков, дал чудакам пятаков.
Один пятак - на кушак, другой пятак - на колпак,
А третий пятак - так. 
По пути на базар чудаки перепутали все пятаки. 
Который пятак - на кушак? Который пятак - на колпак? 
А который пятак - так? 
Вот ведь глупые чудаки, перепутали все пятаки!

Девочка:

А Иванушка-то, простота, купил лошадь без хвоста, 
Поехал жениться, привязал корытце, 
Корытце мотается, невеста улыбается.
Корытце упало ….невеста пропала!

1 скоморох:

Добры молодцы гуляли, красных девиц выбирали.
Красных девиц выбирали, друг за дружкой все вставали.

Мальчики приглашают девочек и встают полукругом, исполняется песня «Русский перепляс»

Ребенок:

Мы – веселые ребята, мы – ребята просто класс!
Пусть же музыка играет, спляшем мы «Кадриль» сейчас!

«Русская кадриль»

1 скоморох: Наша ярмарка шумит, стоять на месте не велит!

(Инсценировка сказки «Как мужик корову продавал» С.Михалкова)

(Звучит музыка. Выходит старик (мальчик), ведет за собой корову.)

2 скоморох:

Смотрите, корову старик продает, никто за корову цены не дает.
Хоть многим была коровенка нужна, 
Но видно, не нравилась людям она.

Покупатель 1: Хозяин, продашь мне корову свою?

Старик: (мальчик) Продам. Я с утра с ней на рынке стою.

Покупатель 1: А много ли просишь, старик, за нее?

Старик: (мальчик) Да где наживаться! Вернуть бы свое!

Покупатель 1: Уж больно твоя коровенка худа!

Старик: (мальчик) Болеет проклятая, прямо беда!

Покупатель 1: А много ль корова дает молока?

Старик: (мальчик) Да мы молока не видали пока…

1 скоморох:

Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика.

Паренек:

Папаша, рука у тебя нелегка! 
Я возле коровы твоей постою, авось продадим мы скотину твою.

2 скоморох:

Идет покупатель с тугим кошельком, 
И вот уж торгуется он с пареньком.

Покупатель 2: Корову продашь?

Паренек: Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!

Покупатель 2: Да так ли? Уж выглядит больно худой!

Паренек: Не очень жирна, но хороший удой.

Покупатель 2: А много ль корова дает молока?

Паренек: Не выдоишь за день – устанет рука.

1 скоморох: Старик посмотрел на корову свою.

Старик:

Зачем я, Буренка, тебя продаю? 
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!

Общий поклон

2-й скоморох:

Подходи честной народ, карусель давно вас ждет,
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.

Проводится подвижная игра «Карусель»

1 скоморох:

А на ярмарке народ прибавляется,
А на ярмарке веселье продолжается.

На середину выходит девочка-осень, в окружении девочек-колосков

Осень:

В Россию осень пришла, сколько ярких красок с собой принесла!
Будет мать – Россия хлебушком полна – Осень засыпает плодами закрома.

Колоски и дети в кругу, присаживаются на корточки, произносят вместе

Дети:

Поднимается росток, зеленеет стебелёк. Скоро будет колосок
Станет поле щедрой нивой: сильной, рослой, златогривой.

Девочки-колоски вырастают

Девочка 1:

Каравай земли и неба на твоём столе -
Ничего сильнее хлеба – нету на земле.

Девочка 2:

В каждом маленьком кусочке хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.

Девочка 3:

В малом зернышке пшеницы летом и зимой
Сила зёрнышка хранится и земли родной.

Девочка 4:

И растёт под небом светлым - строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.

НРК песня «Алтын Коз»

Девочки-колоски выносят на рушнике каравай

Девочка 1:

Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.

(Передаёт каравай девочке 2)

Девочка 2:

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.

(Передаёт каравай девочке 3)

Девочка 3:

У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова».
Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.

(Передаёт каравай девочке 4)

Девочка 4:

Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рождённому нашей страной.
Труд - его имя. Мир - его отчество.

Дети. И для народа он самый родной!

Дети образуют круг и исполняют хоровод «Ак калач»

Дети: (поют)

Как на ярмарке на нашей испекли мы каравай.
Вот такой низины, вот такой вышины,
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай! Угощенья принимай!

1 скоморох: Тары-бары-растобары, раскупили все товары.

2 скоморох: Плясали, пели, да чайку попить захотели. 

1 скоморох: У нас угощение, всем на удивление! 

Скоморохи выносят короб с угощением

2 скоморох: Ярмарку мы закрываем и на чай с душистым караваем всех вас приглашаем!

Воспитатель:

Мы славно гуляли на празднике нашем,
Нигде не найдете вы праздника краше.
Так будьте ж здоровы, живите богато
А мы уезжаем до дома, до хаты.

Под русскую плясовую дети выходят из зала