Цель: развивать интерес к русскому и татарскому культурному наследию, воспитывать уважение к традициям родного края.
Задачи:
- расширить знания о ярмарке, познакомить детей с историей возникновения ярмарочных гуляний;
- способствовать развитию мышления, памяти, реализации творческих способностей;
- воспитывать эстетический вкус детей, культуру общения.
Действующие лица:
Взрослые: Скоморохи-2, Медведь.
Дети: Купцы -3, Девочки с ложками, Цыган, Цыганка, Старик, Паренёк, 2 Покупателя, девочка-Осень, девочки-колоски – 4.
Атрибуты: ДМИ, лотки с выпечкой (бутафория), игрушками, ложками; балалайка, гармошка, бубен; корова, кошелёк; карусель; колоски, каравай, угощение.
Звучит музыка в зал входят двое детей
Ребёнок-зазывала 1: Осенняя ярмарка – огневая, яркая!
Ребёнок-зазывала 2: Осенняя ярмарка – плясовая, жаркая!
Ребёнок-зазывала 1: Глянешь налево- лавки с товаром!
Ребёнок зазывала 2: Глянешь направо- веселье даром!
Вместе: Солнышко осеннее встает, спешит на ярмарку народ!
Под музыку «Ярмарка»дети друг за другом входят в зал в руках у них музыкальные инструменты. Дети выполняют перестроение и выстраиваются в шахматном порядке.
Дети исполняют танцевальную композицию «Ярмарка».
Реб 1: А на ярмарку народ собирается! А на ярмарке веселье начинается!
Реб 2: Золотая пора настаёт – Осень щедрая идет!
Реб 3: Все на ярмарку спешите и друзей своих зовите!
Реб 4: Песни, пляски заводите – Осень славьте, веселите!
Дети исполняют песню с ДМИ «Осень наступила»
По окончании дети складывают музыкальные инструменты на стол и подходят к своим стульям, группа детей выходят из зала. Под русскую народную мелодию «Коробейники» с разных концов выбегают два скомороха-зазывалы (они же ведущие праздника – взрослые).
1-й скоморох.
Внимание! Внимание! Внимание! Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ, тебя ярмарка зовет!
2-й скоморох.
На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, сладости - давно вас ждут, друзья!
1-й скоморох.
Что душа твоя желает - все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает, без покупки не уйдешь!
2-й скоморох.
Эй, не стойте у дверей, заходите к нам скорей!
Народ собирается -наша ярмарка открывается!
Звучит музыка. С разных дверей в зал входят купцы. На груди у них лотки с товарами.
1 купец:
Кому пирожки? Горячие пирожки!
С пылу с жару гривенник за пару!
Пряники печатные, ароматные.
Баранки, крендельки, карамельки, петушки!
Налетай, покупай, весь товар разбирай.
2 купец:
К нам скорее подходите, на игрушки посмотрите:
Игрушки наши славные, веселые, забавные …
Покупайте за гроши, будут рады малыши!
1-й скоморох: Проходите, примечайте, все, что нужно покупайте.
3 купец:
Наши ложки знает целый мир! Наши ложки – русский сувенир!
Деревянные ложки - постучи-ка немножко!
Хочешь вальс играй. А хочешь щи хлебай!
Подходи, налетай, наши ложки разбирай!
(Девочки подходят к купцу, выбирают ложки, отходят и встают в одну линию по центру).
2-й скоморох: Эй, девчата, где вы были, что на ярмарке купили?
1 дев: Мы по ярмарке ходили, ложек много прикупили,
2 дев: Хохломские
3 дев: Псковские
4 дев: Тульские
5 дев: Ростовские
6 дев: Вятские
7 дев: Смоленские
Все девочки: Ложки деревенские
8 дев: Каблучком и ложкой бьём – и станцуем и споем!
9 дев: Ложки, ложки, ну, дружней – зазывайте всех гостей!
Исполняется народная песня «Я на ярмарку ходила»
1-й скоморох: Ярмарка шумит, поёт. Слышу, кто-то к нам идёт!
(Звучит цыганская мелодия.)
2-й скоморох:
Глазам не верю! Неужели, идут цыгане?... В самом деле!
Покрепче кошельки держите, да кольца, серьги берегите!
Сейчас начнут гадать и за рукав тянуть,
Любого смогут обхитрить и обмануть!
Заходит Цыганка (девочка)
Цыганка:
Ай, ай, ай! Как не стыдно пугать цыганами!
Не живём мы давно обманами.
Мы поём, на гитаре играем, мы в театре «Ромэн» выступаем!
Под музыку в зал входит Цыган (мальчик) он ведёт за собой взрослого Медведя
Цыган:
Расступись, народ честной, идет медведюшка со мной!
Много знает он потех, будет шутка, будет смех!
(Медведь кланяется публике.)
Цыганка: Покажи-ка, Михайло Потапыч, как наши девушки в детский сад собираются?
(Медведь красит губы, вертится, прихорашивается.)
Цыган: А какие в нашей группе мальчики?
(Медведь дерется, рычит.)
Цыганка: А как Ваня проспал, в сад опоздал?
(Медведь «спит», вскакивает, бежит.)
Цыган: А как наш воспитатель по группе ходит?
(Медведь важно ходит по сцене.)
Цыганка: А как Дуняша пляшет?
(Медведь выставляет ногу.)
Цыган: Да не та Дуняша, что раньше была, а теперешняя!
(Медведь крутит задом.)
Цыганка: Молодец! А теперь поклонись да под музыку пройдись! (Медведь кланяется и уходит. Дети –цыгане проходят на свои места)
2 Скоморох: Вот потеха, так потеха! Люди падают от смеха!
1-й скоморох: Да, чудаков на свете много, вот и на нашей ярмарке их немало. А где ж мои чудаки? Эй, чудаки!
На середину выходят мальчик и девочка.
Мальчик:
Я послал на базар чудаков, дал чудакам пятаков.
Один пятак - на кушак, другой пятак - на колпак,
А третий пятак - так.
По пути на базар чудаки перепутали все пятаки.
Который пятак - на кушак? Который пятак - на колпак?
А который пятак - так?
Вот ведь глупые чудаки, перепутали все пятаки!
Девочка:
А Иванушка-то, простота, купил лошадь без хвоста,
Поехал жениться, привязал корытце,
Корытце мотается, невеста улыбается.
Корытце упало ….невеста пропала!
1 скоморох:
Добры молодцы гуляли, красных девиц выбирали.
Красных девиц выбирали, друг за дружкой все вставали.
Мальчики приглашают девочек и встают полукругом, исполняется песня «Русский перепляс»
Ребенок:
Мы – веселые ребята, мы – ребята просто класс!
Пусть же музыка играет, спляшем мы «Кадриль» сейчас!
«Русская кадриль»
1 скоморох: Наша ярмарка шумит, стоять на месте не велит!
(Инсценировка сказки «Как мужик корову продавал» С.Михалкова)
(Звучит музыка. Выходит старик (мальчик), ведет за собой корову.)
2 скоморох:
Смотрите, корову старик продает, никто за корову цены не дает.
Хоть многим была коровенка нужна,
Но видно, не нравилась людям она.
Покупатель 1: Хозяин, продашь мне корову свою?
Старик: (мальчик) Продам. Я с утра с ней на рынке стою.
Покупатель 1: А много ли просишь, старик, за нее?
Старик: (мальчик) Да где наживаться! Вернуть бы свое!
Покупатель 1: Уж больно твоя коровенка худа!
Старик: (мальчик) Болеет проклятая, прямо беда!
Покупатель 1: А много ль корова дает молока?
Старик: (мальчик) Да мы молока не видали пока…
1 скоморох:
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренек пожалел старика.
Паренек:
Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою, авось продадим мы скотину твою.
2 скоморох:
Идет покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком.
Покупатель 2: Корову продашь?
Паренек: Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!
Покупатель 2: Да так ли? Уж выглядит больно худой!
Паренек: Не очень жирна, но хороший удой.
Покупатель 2: А много ль корова дает молока?
Паренек: Не выдоишь за день – устанет рука.
1 скоморох: Старик посмотрел на корову свою.
Старик:
Зачем я, Буренка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
Общий поклон
2-й скоморох:
Подходи честной народ, карусель давно вас ждет,
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.
Проводится подвижная игра «Карусель»
1 скоморох:
А на ярмарке народ прибавляется,
А на ярмарке веселье продолжается.
На середину выходит девочка-осень, в окружении девочек-колосков
Осень:
В Россию осень пришла, сколько ярких красок с собой принесла!
Будет мать – Россия хлебушком полна – Осень засыпает плодами закрома.
Колоски и дети в кругу, присаживаются на корточки, произносят вместе
Дети:
Поднимается росток, зеленеет стебелёк. Скоро будет колосок
Станет поле щедрой нивой: сильной, рослой, златогривой.
Девочки-колоски вырастают
Девочка 1:
Каравай земли и неба на твоём столе -
Ничего сильнее хлеба – нету на земле.
Девочка 2:
В каждом маленьком кусочке хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
Девочка 3:
В малом зернышке пшеницы летом и зимой
Сила зёрнышка хранится и земли родной.
Девочка 4:
И растёт под небом светлым - строен и высок,
Словно Родина бессмертный хлебный колосок.
НРК песня «Алтын Коз»
Девочки-колоски выносят на рушнике каравай
Девочка 1:
Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый, словно солнцем налитой.
(Передаёт каравай девочке 2)
Девочка 2:
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
(Передаёт каравай девочке 3)
Девочка 3:
У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова».
Славится он первым на земле, ставится он первым на столе.
(Передаёт каравай девочке 4)
Девочка 4:
Мне до земли поклониться хочется
Хлебу, рождённому нашей страной.
Труд - его имя. Мир - его отчество.
Дети. И для народа он самый родной!
Дети образуют круг и исполняют хоровод «Ак калач»
Дети: (поют)
Как на ярмарке на нашей испекли мы каравай.
Вот такой низины, вот такой вышины,
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай! Угощенья принимай!
1 скоморох: Тары-бары-растобары, раскупили все товары.
2 скоморох: Плясали, пели, да чайку попить захотели.
1 скоморох: У нас угощение, всем на удивление!
Скоморохи выносят короб с угощением
2 скоморох: Ярмарку мы закрываем и на чай с душистым караваем всех вас приглашаем!
Воспитатель:
Мы славно гуляли на празднике нашем,
Нигде не найдете вы праздника краше.
Так будьте ж здоровы, живите богато
А мы уезжаем до дома, до хаты.
Под русскую плясовую дети выходят из зала