Цель:
- расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела;
- закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы».
Задачи:
- образовательные: закрепление умения детей делить слова на слоги;
- развивающие:
- развитие мышления детей на материале описательных загадок;
- развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;
- развитие зрительного и слухового восприятия, развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
- воспитательные:
- воспитание умения взаимодействовать друг с другом;
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам;
- здоровьесберегающие задачи:
- профилактика утомления детей на занятии;
- обеспечение физиологически необходимых этапов восприятия и переработки информации.
Интеграция образовательных областей:
- «Коммуникация»,
- «Социализация»,
- «Чтение художественной литературы»,
- «Художественное творчество»,
- «Безопасность».
Виды детской деятельности:
- познавательно-исследовательская,
- коммуникативная,
- игровая,
- продуктивная.
Планируемый результат: Использование и применение знаний о зимующих птицах в беседах с детьми и взрослыми.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами на прогулке.
- Беседы о зимующих птицах.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение познавательных рассказов о птицах.
- Изготовление вместе с родителями кормушек.
Оборудование и материалы:
- экран,
- предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц,
- модели птиц на каждого ребенка,
- картинки зимующих птиц,
- магнитная доска,
- 6 блюдец с кормом для птиц (хлебные крошки, ягоды, сало, гречка, пшено, семечки),
- дидактическая игра «Назови по части целое»,
- губки (по 2 штуки на каждого ребенка),
- простые карандаши на каждого ребенка.
Ход занятия
Содержание занятия |
Здоровьесберегающее сопровождение |
I. Организационный момент. - Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику. 1. - Сначала натянем «умную шапку» (указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитируем завязывание узелка под подбородком). 2. - Теперь позеваем (открываем широко рот и нажимаем указательными пальцами на середину щек.) 3. - Покажем «умную сову» (правую руку кладем на левое плечо и слегка надавливаем, медленно поворачиваем голову влево назад, затем вправо назад, меняем руку и повторяем движение головы.) Совушка-сова, (Дети вместе с воспитателем выполняют каждое упражнение 3-4 раза.) |
Первая часть занятия не загружается сложным, ответственным материалом, требующим значительных умственных и психических усилий. |
4. - И глазки надо подготовить для работы. Гимнастика для глаз «Найди названную птицу». По заданию воспитателя дети находят глазами, не поворачивая головы, висящую на стене картинку с изображением названной птицы. - Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий. |
Укрепление глазодвигательных мышц. |
II. Основная часть. 1. Обобщение материала по теме «Зимующие птицы». - Дети, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии (ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. - Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Воспитатель обращает внимание детей на экран <Слайд 8>: - Молодцы. Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах, а отгадку на столе найдёт тот, кого я назову, остальные проверяют правильность ответа. (Ребёнок выходит, находит картинку, воспитатель вешает её на доску). Чик-чирик! Черный жилет, Белые щечки – Ходит важно, Всех я за день навещу, |
Увеличение двигательной активности. |
2. Д.И «Сжимай и считай» - А теперь давайте, определим количество слогов в словах – названиях зимующих птиц. Возьмите губки с подноса. На каждый слог сжимаем губку. |
Умственная нагрузка сочетается с работой рук. |
3. - Молодцы! Посмотрите на экран.<Слайд 11> Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух) - Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, опереньем) - Возьмите на столе конверты соберите из мозаики птичку и назовите её. 4. Дидактическое упражнение «Для чего?» - Для чего птице клюв? 5. Пальчиковая гимнастика «Птичка» - Для того чтобы выполнить следующее задание, подготовим свои пальчики. Птичка крылышки сложила (переплести пальцы рук) |
Опора на наглядный материал |
6. Игра «Найди и заштрихуй» – Посмотрите внимательно на экран. Что изображёно на картинке? <Слайд 15> |
Элементы релаксации и музыкотерапии. |
7. Физминутка «Птички». Птички прыгают, летают. |
Физминутка «Птички» |
8. Д.И «Покормим птиц» - Голодно и холодно птицам зимой. Как мы заботимся о них? (сделали кормушки и подкармливаем) Много птиц прилетает к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. Чем можно угостить птиц? (хлебными крошками, ягодами, салом, гречкой, пшеном, орехами, семенами). |
Поддержание умственной работоспособности в последней части занятия с помощью игрового метода. |
9. Д.И «Назови ласково» - А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово - что солнышко. III. Итог занятия. - О ком мы с вами говорили? |
Снятие эмоционального напряжения. |
Использованная литература.
1. Книга «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией П.Г. Саморуковой.
2. Книга «Птицы России». Составитель Л. Л. Семаго. М. Советская Россия, 1992.
3. Рахманов А. И. «Птицы – наши друзья», М. Росагропромиздат, 1989.
4. Гуральчук Л. «Удивительные странички». Журнал «Дошкольное воспитание». № 8 1995, с 28 -30.