Коррекционно-развивающее занятие по профилактике употребления психоактивных веществ «Вся правда о психоактивных веществах»

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • осознание внутриличностного конфликта, степени его влияния на жизнь человека в целом;
  • осознание степени влияния алкоголя на здоровье человека;
  • определение способа решения проблемной ситуации;
  • развитие умения ориентироваться на свои успехи и достижения;

Время: 1 академический час.

Материалы и оборудование: бумага формата А4, компьютер, колонки, видеоролик «Шкала эмоциональных состояний», цветные карандаши или пастель, ручка, притча «Три сита Сократа», бланк с заданием «Три сита Сократа», бланки с изображением мандалы.

1. Знакомство «Я и моя ситуация».

Цель: установление контакта и создание положительного настроя на дальнейшую работу.

Материалы и оборудование: бланк «Я и моя ситуация», цветные карандаши.

Техника проведения: подросток рисует себя в ситуации, с которой он пришел на занятие, а затем рассказывает и своем поступке.

Инструкция: нарисуй себя и свою ситуацию, с которой ты ко мне пришел. Расскажи о себе и своем поступке.

Анализ:

  • Почему именно с тобой  приключилась такая ситуация?
  • Чему она тебя научила?
  • Готов ли ты меняться, чтобы таких ситуаций больше не вознкиало?

2. Упражнение «Шкала эмоциональных тонов».

Цель: знакомство с эмоциональными состояниями.

Материалы и оборудование: бланк  «Шкала эмоциональных тонов».

Техника проведения: педагог-психолог рассказывает подростку о шкале эмоциональных тонов Рона Хаббарда.

Инструкция: сейчас я расскажу тебе об эмоциональных состояниях  и тонах. Сама шкала тонов включает в себя отметки от самой высокой к самой низкой. Она включает в себя эмоции, каждая из которых имеет определенный балл. По шкале Хаббарда легко заметить, что люди все время находятся возле примерно одинаковых отметок шкалы. Все, кто выше отметки 2.0 – высоко-тонные, все кто ниже – низко-тонные. Сама шкала учитывает максимальное число эмоций:

  • 40,0 Безмятежность существовaния
  • 30,0 Постулaты
  • 22,0 Игры
  • 20,0 Действие
  • 8,0 Восторг
  • 6,0 Эстетикa
  • 4,0 Энтузиaзм
  • 3,5 Рaдость
  • 3,3 Сильный интерес
  • 3,0 Консервaтизм
  • 2,9 Умеренный интерес
  • 2,8 Удовлетворённость
  • 2,6 Незaинтересовaнность
  • 2,5 Скукa
  • 2,4 Монотонность
  • 2,0 Aнтaгонизм
  • 1,9 Врaждебность
  • 1,8 Боль
  • 1,5 Гнев
  • 1,4 Ненaвисть
  • 1,3 Возмущение
  • 1,2 Отсутствие сочувствия
  • 1,15 Невыскaзaнное возмущение
  • 1,1 Скрытaя врaждебность
  • 1,02 Беспокойство
  • 1,0 Стрaх
  • 0,98 Отчaяние
  • 0,96 Ужaс
  • 0,94 Оцепенение
  • 0,9 Сочувствие
  • 0,8 Зaдaбривaние
  • 0,5 Горе
  • 0,375 Искупление
  • 0,3 Незaслуженность
  • 0,2 Сaмоуничижение
  • 0,1 Жертвa
  • 0,07 Безнaдёжность
  • 0,05 Aпaтия
  • 0,03 Бесполезность
  • 0,01 Умирaние
  • 0,0 Смерть телa

Анализ:

  • В каком тоне обычно находишься ты?
  • Какие ситуации или эмоции привели тебя к алкоголю?

3. Вопрос - ответ «Что такое яды?».

Цель: определение целей и направлений в работе.

Материалы и оборудование: бумага формата А4, ручка.

Техника проведения: педагог-психолог просит подростка написать свою цель для занятия.

Инструкция: Знаешь ли ты, что такое яды? Яды – вещества, которые не содержатся от природы в организме и при попадании наносят ему вред.

Ответь на вопросы:

1. По какой причине человек начинает употреблять психоактивные вещества?

2. Любой алкоголь и наркотик употребляется, чтобы человеку стало весело и хорошо правильно?

3. Сигареты, алкоголь, коктейли, наркотики и т.д. – это яды?

Получается, что человек употребляет яды, чтобы ему стало весело и хорошо. Согласен ли ты с этим утверждением?

Анализ:

  • Какие выводы ты сделал?

4. Разбор ситуации «16 слов-ассоциаций».

Цель: осознание внутриличностного конфликта, степени его влияния на жизнь человека в целом, а также определение способа решения проблемной ситуации.

Материалы и оборудование: бумага формата А 4, ручка.

Техника проведения: ребенок записывает одним словом свою проблему, а затем, опираясь на это слово, создает ассоциативный ряд из 15 слов.

Инструкция: сейчас мы будем учиться находить выход из любой проблемной ситуации. Запиши одним словом свою проблему, тему, которая тебя интересует. А теперь запиши к этому слову ассоциацию. Теперь ассоциацию ко 2 слову и т.д.

Ассоциация может быть словом, цифрой или буквой, но её обязательно нужно записать на бумаге. Так ты получишь 1 ряд слов.  Далее выбирай по порядку по два слова из этого ряда – подбирай к ним ассоциацию. И так далее до 1 слова. Последнее слово - ассоциация самая важная, потому что она является отражением и твоего состояния и одновременно выходом из твоей проблемы.

Анализ:

  • Связана ли твоя проблема с решением?
  • Что чувствовал(а) во время выполнения задания?
  • Какие выводы ты сделал(а)?

5. Творческое задание «Душа - разум-тело».

Цель: осознание внутриличностного конфликта, развитие умения.

Материалы и оборудование: бумага формата А 4, ручка.

Техника проведения: подросток рисует три круга, касающихся друг друга. Один круг именуется «Душой» и обозначает его эмоциональное состояние, второй круг – «Разум» является олицетворением интеллекта или мышления, а третий круг – «тело» - обозначает его действия, поступки и поведение.

Инструкция: перед тобой лист бумаги и ручка. Нарисуй три круга, касающихся друг друга. Один круг именуется «Душой» и обозначает его эмоциональное состояние, второй круг – «Разум» является олицетворением интеллекта или мышления, а третий круг – «тело» - обозначает его действия, поступки и поведение. Оцени, какой из кругов является самым проблемным для тебя: управлять своими эмоциями, умело организовывать свое поведение и деятельность или осознание собственных поступков?

Анализ:

  • Задумывался ли ты ранее об этих трех составляющих?
  • С каким кругом связаны твои трудности чаще всего?

6. Анализ притчи «Три сита Сократа».

Цель: формирование осознанного и ответственного поведения.

Материалы и оборудование: притча «Три сита Сократа».

Техника проведения: педагог-психолог читает притчу.

Инструкция: я прочитаю притчу, а ты еевнимательно послушаешь. А теперь проанализируем ее.

Один человек спросил у Сократа:

- Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг? 

- Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита. 

- Три сита?

- Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда? 

- Нет, я просто слышал это. 

- Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее? 

- Нет, напротив. 

- Значит, - продолжал Сократ,- ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито- сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать? 

- Нет, в этом нет необходимости. 

- Итак, - заключил Сократ, - в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

Анализ:

  • О чем была эта притча?
  • Какие выводы ты для себя сделал(а)?

7. Упражнение на снятие напряжения «Минусы в плюсы».

Цель: развитие самосознания, снятие напряжения.

Материалы и оборудование: бумага формата А 4, ручка.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку написать на листе бумаги свои минусы (слабые стороны), а затем придумать, где эти качества могут пригодиться.

Инструкция: перед тобой лист бумаги и карандаши. Раздели  лист на две части, в одной запиши свои минусы – личностные качества или слабые стороны характера. А теперь подумай, что в этих качествах может быть полезным и где это может пригодиться. Например, слабым качеством является неуверенность, но именно она может вовремя тебя остановить оказаться в плохой компании.

Анализ:

  • Опиши свое отношение к сложившейся ситуации. Есть ли в ней плюсы?
  • Легко ли находить положительное в отрицательном?
  • Всегда ли наше поведение зависит от нас самих?

8. Обратная связь «Просей через сито».

Цель: получение обратной связи от подростка.

Материалы и оборудование: цветные карандаши, бланк с заданием «Просей через сито».

Техника проведения: педагог-психолог просит подростка оценить занятие, просеяв его через три сита, сделав отметки на бланке с заданием.
Инструкция: посмотри, перед тобой бланк, на котором нарисованы три сита. Напротив каждого сита сделай отметку (-/+). Наше занятие было правдивым, ты был искренен  по отношению ко мне и к себе?  Наше занятие было добрым, позитивным? Наше занятие было полезным?

Анализ:

  • Понравилось ли тебе давать оценку занятию таким способом?

9. Прощание «Мои ресурсы».

Цель: подведение итогов, закрепление положительного эмоционального отношения к занятию.

Материалы и оборудование: масляная пастель или цветные карандаши, мандалы.

Техника проведения: ребенку предлагается на прощание нарисовать свои ресурсы, которые помогают в преодолении трудностей жизни.

Инструкция: наше занятие подошло к концу. И на прощание я предлагаю создать тебе свой собственный ресурс для поддержания. Посмотри, перед тобой лист бумаги, карандаши. Нарисуй, как выглядит твой внутренний ресурс, твоя сила, которая помогает тебе добиваться поставленных целей.

Анализ:

  • Понравилось ли тебе данное занятие?
  • Что ты сейчас чувствуешь?
  • Комфортно ли тебе сегодня было работать в такой форме?
  • Какие выводы ты сделал?

Приложение.