Методический комментарий: Урок на тему «Семья» предназначен для учащихся 4 класса, изучающих модуль «Основы мировых религиозных культур», разработан по учебнику «Основы мировых религиозных культур», 4-5 класс, Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыкапов А.А., 2013. УМК «Школа России».
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: дать представление об отношении к семье традиционных религий России, показать значение семьи в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательные:
- установить, что включает в себя понятие «семья», её устройство, ценности и традиции;
- определить, как относятся к семье люди разных вероисповеданий.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно работать с текстом, со словарем,
- делать выводы, обобщать информацию, работать группами,
- развивать речь, память, внимание,
- выполнять самопроверку, оценивать свою работу.
Воспитательные:
- воспитывать милосердие, доброту, сочувствие к людям;
- формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям.
Оборудование:
- учебник «Основы мировых религиозных культур» А.Л.Беглов, Е.В.Саплина.
- мультимедийный проектор
- компьютер
- презентация для урока
- аудиозапись
- раздаточный материал (карточки, фанты)
- доска
Ход урока
1. Организационный момент. (1 мин) (На партах некоторых учащихся лежат карточки с буквой Я)
- Ребята, чтобы определить тему нашего урока, нужно собрать все карточки вместе и разгадать слово. Ученики собирают карточки, их 7.
- Какая буква на карточках? (Я)
- Сколько букв Я? (Семь)
Слайд 2 - Что получилось? (Семья)
2. Сообщение темы и задач урока. (3 мин)
Слайд 3 - Сегодня на уроке мы будем говорить о семье, узнаем, как она устроена, какие правила соблюдают члены семьи, как связаны семья и религия.
- Когда людей спрашивают, что для вас самое важное в жизни, они очень часто отвечают – семья. Семья – это дом, в котором мы живем, это наши родители, бабушки, дедушки, сестры и братья. Именно в семье мы получаем первые представления о добре и зле, о нормах морали, учимся помогать друг другу, уважать старших. В семье происходит первое знакомство с культурой, с религией. Семья держится на любви и согласии. «В недружной семье добро не бывает» - так гласит чеченская пословица.
(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение И.Афонской © http://otmetim.info/stixi-pro-semyu/ «Семья и дом»).
Семья и дом – как свет и хлеб.
Родной очаг – земля и небо.
В спасение даны тебе,
в каких бы ты заботах не был.
Пусть тороплив у жизни бег,
куда бы ни вела дорога,
в твоей изменчивой судьбе
прекрасней дара нет от Бога.
Они хранят тебя всегда,
сколько б ни странствовал по свету,
как путеводная звезда,
и нет святей святыни этой.
Твоей семьи тепло и свет –
вот лучшая душе отрада.
Иного счастья в мире нет,
иного счастья и не надо.
- Как называет автор семью? (Дар от Бога)
Узнаем, то же говорят об этом даре мировые религии?
3. Изучение и усвоение нового материала. (25 мин)
Слайд 4
- В православии семья имеет большое значение. Семью нередко называют малой Церковью, потому что семья — это часть и образ Церкви Вселенской.
В семье, как в малой Церкви, люди также собрались, чтобы любить друг друга и спасаться. Мы знаем, что один в поле не воин. Дело спорится, когда его делают несколько дружных его участников. Христианину даны две главные заповеди: о любви к Богу и о любви к людям. Для семейного человека эти заповеди в первую очередь нужно исполнять в семье. Молиться друг за друга, вместе проживать беды и радости друг друга – задача семьи.
Семья не только образ Церкви, но и образ приходской общины.
- Давайте определим роль каждого члена семьи. (задание на доске)
священник |
|
дети |
диакон |
жена, мать |
|
прихожане |
муж, отец |
Учащиеся устанавливают соответствие: муж, отец — это священник малой Церкви, жена, мать — его помощница, образ диакона, а их дети — паства, прихожане этой Церкви.
Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей. Семья — это величайшая ценность, дар, который дал нам Бог. Человек должен создавать семью один раз на всю жизнь и беречь как зеницу ока. «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19, 6).
Слайд 5 - Найдите в учебнике историю о том, как Иисус был на свадьбе в городе Кане, прочитайте.
- Что сделал Иисус?
- Почему он так поступил?
Вывод: брак в христианстве считается одним из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга.
В последнее время в нашей стране появился праздник – День семьи, любви и верности. Когда его отмечают? С именем каких святых он связан? (Петр и Феврония)
Слайд 6 О жизни этих святых рассказывает «Повесть о Петре и Февронии Муромских» В ней передается народное предание о жизни благоверных правителей города Мурома, князе Петре и княгине Февронии, живших в XIII столетии и скончавшихся в один день в 1228 году.
Петр был младшим братом правителя Мурома князя Павла. Однажды заболел Петр и никто не мог его исцелить. Только бедная девушка-крестьянка Феврония смогла помочь Петру. Вскоре они поженились. Пётр стал князем, а Феврония княгиней. Не нравилось боярам, что правит ими крестьянка. Предложили бояре Февронии уйти из города. Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание. Скоро начались в Муроме несчастья и кровопролития. Попросили послы вернуться Петра и Февронию.
Прожили они долгую и счастливую жизнь. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.
Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака, их супружеский союз считается образцом христианского брака.
Аудиозапись песни о Петре и Февронии.(отрывок)
4. Физкультминутка. (5 мин.)
Дети по очереди тянут из коробки фанты и показывают пантомиму на записанное слово, остальные угадывают. (Фанты: мама, дети, отец, строгость, вера в Бога, доброта)
5. Изучение и усвоение нового материала. (продолжение)
- Давайте узнаем, как относятся к семье представители других религий.
Учитель по одному открывает слайды с цитатами из Ветхого Завета.
Слайд 7 - Прочитайте высказывание и определите правила иудейской семьи. (Каждый ученик записывает свои варианты ответов в тетрадь)
1. Раз соединил их Бог, они уже не двое, а одно целое.
В таком случае, никто не должен разъединять то, что соединил Бог.
Слайд 8 2. Если кто-либо разводится со своей женой и женится на другой женщине, он изменяет своей жене. И если жена разводится с мужем и выходит замуж за другого, она также прелюбодействует.
Слайд 9 3. Так же и вы, жёны, подчинитесь мужьям; и даже если некоторые из них не верят Слову, вы покорите их своим образом жизни, без слов, и они увидят ваше уважительное и безупречное поведение.
Ваша красота не должна заключаться во внешнем: красивых причёсках, золотых украшениях или изящной одежде –
Но пусть она будет во внутренних качествах вашего сердца, в непреходящем достоинстве кроткого и тихого духа. В глазах Бога это имеет огромную ценность.
Слайд 10 4. Мужья, любите своих жён и не будьте к ним суровы.
Дети, слушайте своих родителей во всём, так как это угодно Богу.
Отцы, не раздражайте и не обижайте своих детей, чтобы не привести их в уныние. (Источник: http://nev-tanah.info/citaty-iz-biblii-o-seme/)
Ученики зачитывают ответы и определяют отношение евреев к семье.
(Семья - ценность, её надо сохранять, не разводиться. Жене следует быть кроткой и тихой, Бог это ценит. Отношения в семье основаны на любви.)
Слайд 11 Просмотр видеосюжета о мусульманской семье. (4 мин)
- На чем строится семья мусульман? (Брак - это обязанность, дети – Божье благоволение. Любовь, уважение, вера в Аллаха – основа семьи)
- Вспомним высказывание пророка Мухаммад об отношении к матери. «Рай находится под ногами наших матерей», и о родителях «Позор тому, кто оставит родителей в старости. Он не войдет в рай»
(Источник: http://muslimclub.ru/hadis/semya.html MuslimClub.ru ©)
– Как вы понимаете эти выражения? (Ответы детей).
- Как относятся к семье буддисты? Работа с учебником (стр. 75).
Слайд 12 Формулировка основной мысли. Семья в буддизме зависит от пути, который ты выбираешь: монаха или мирянина. Для мирянина семья – большая ценность. Брак заключается не только для счастья, но и в интересах буддийской общины.
6. Закрепление пройденного материала (5 мин.)
Слайд 13 Составление на доске кластера.
- Слово
- Его значение
- Его изображение
- Его ассоциации
Ассоциации запишем на буквах Я (использовались в орг. моменте) и прикрепим на доску.
7. Подведение итогов урока (2 мин)
Слайд 14
- Что православные называют малой Церковью?
- Есть ли существенные отличия в представлениях о семье людей разных вероисповеданий?
- Что стоит в основе любой счастливой семьи?
8. Рефлексия (3 мин.)
- Что нового вы узнали о семье? Захотелось ли тебе что-либо изменить в себе, чтобы отношения в твоей семье стали ещё лучше?
9. Домашнее задание (1 мин.)
Слайд 15 Придумайте девиз своей семьи. (Уточнить значение слова «девиз»)