Мы живем в 21 веке, веке информации. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры, в том числе и сферы образования. Компьютер стал неотъемлемым атрибутом специалиста вне зависимости от сферы, в которой он работает. Все чаще прикладной характер использования современных информационных технологий отступает перед его образовательными и развивающими возможностями.
Одним из необходимых умений, обозначенных в стандарте “Педагог”, является владение ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Как следует из письма Минобразования РФ «Об информатизации дошкольного образования в России» от 25 мая 2001 года, использование ИКТ в детском саду предусматривает не обучение детей основам информатики, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка.
На современном этапе практическая деятельность педагога-психолога не мыслиться без использования компьютерных технологий.
Использование ИКТ позволяет сделать деятельность педагога-психолога более эффективной, продуктивной и дополняет традиционные формы работы, а также позволяет осуществлять индивидуализацию обучения, создавать новые научно обоснованные доступные средства развития.
Широко применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с воспитанниками. К подобным технологиям относятся компьютерные программы обучающего и развивающего характера. Использование игр, способствует развитию сенсомоторных, перцептивных и высших психических функций (памяти, внимания, мышления), а также повышению мотивации детей. При коррекции основных личностных, поведенческих и эмоциональных нарушений компьютерная игра вступает в качестве такого инструмента, как кукла и картинка. Также компьютерные игры могут применяться в коррекционно-развивающей работе для моделирования ситуации общения. Занятия с воспитанниками становятся привлекательными и по- настоящему современными.
Использование презентации в программе Power Point значительно повышает познавательную мотивацию. Яркость и эмоциональность материала с огромной силой воздействуют на воспитанника, на его отношение к самостоятельному и осознанному выбору и принятию решения.
Таким образом, в работе педагога-психолога, можно выделить преимущества использования ИКТ:
- Повышенный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности.
- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма.
- Компьютер очень «терпелив» во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет исправления ошибок, что создает в процессе обучения «ситуацию успеха»
- Возможность учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ребенка.
- Доступ к разнообразным источникам информации благодаря интернету находить необходимый информационный материал.
- Возможность фиксирования содержания с многократным возвращениям к нему.
- Удобство хранения и доступа к большим объемам информации.
Сегодня компьютерные технологии можно считать новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом заниматься, воспитывать самостоятельность, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности. Разумное использование ИКТ в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами. Надеюсь, что ИКТ и в дальнейшем будут помощником моей работы.
Мною составлена методическая разработка «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста», в которой представлены игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы ребенка. Разработка состоит из следующих игр и упражнений: «Морской бой», «Четвертый лишний», «Последовательные картинки», «Лабиринты», «Какой игрушки не хватает» и другие, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста, как в групповой, так и в индивидуальной форме. Аннотации к играм представлены в приложении № 1.