Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы — от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. Занятие это не только увлекательное, но и полезное.
Когда ребенок разминает пластилин в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук. Научно доказано, что она напрямую влияет на развитие речи малыша, координацию движений, память и логическое мышление. Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша. Лепка — простой и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки малыша, продемонстрировать ему собственную уникальность и творческое начало. Лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании малыша и развитии у него чувства прекрасного.
Предлагаем Вашему вниманию комплекс занятий с детьми раннего и младшего возраста, который можно использовать молодым педагогам и родителям для развития малышей.
1. «Что можно слепить?»
Программное содержание: развивать у детей интерес к процессу и результату лепки, познакомить со свойствами пластилина, вызвать желание что-то слепить.
Материал: пластилин, дощечки.
Методика проведения: рассказать о свойствах пластилина, показать, как можно лепить из пластилина. Обратить внимание на изменчивость формы комочка; несколько раз повторять действия с комком пластилина. Предложить детям самостоятельно слепить (например: Колобка, мячик). Помогать им находить сходство с предметами.
2. «Что это такое?»
Программное содержание: развивать у детей интерес к процессу и результату работы, находить сходство с предметами, аккуратно пользоваться пластилином.
Материал: пластилин, дощечки, вылепленные предметы.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми на прогулке разные формочки. Поощрять постройки из песка.
Методика проведения: показать детям вылепленный шарик, лепешку, баранку. Узнать, что это такое. Показать, как раскатать комок пластилина прямыми круговыми движениями. Предложить слепить детям что-то на выбор. Рассмотреть готовые работы.
3. «Испечем оладушки»
Программное содержание: вызвать у детей интерес к результатам своей работы; учить аккуратно пользоваться пластилином.
Материал: книжка-игрушка, пластилин, дощечки, небольшой поднос.
Предварительная работа: чтение народных потешек.
Методика проведения: рассматривание книжки игрушки «Про нашу Машу» (русские народные потешки) воспитатель связывает с тем, как Маша помогла бабушке печь пирожки-оладушки. Показывает приемы лепки (раскатывание и сплющивание комочка). Предлагает детям, так же как и Маша, испечь оладушки (слепить их из пластилина). Поощряет действия детей. Собирает оладушки на поднос.
4. «Угостим кукол конфетами»
Программное содержание: воспитывать у детей заботливое, положительное отношение к окружающим, учить аккуратно работать с пластилином, раскатывать комочки.
Материал:пластилин, дощечки, подносы.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми иллюстрации в книгах.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям слепить конфеты и угостить кукол:»Конфеты любят все, и наши куклы тоже. Конфеты бывают разные – круглые, овальные, длинные как палочки. Педагог показывает приемы лепки, чтобы конфеты получились разные. На каждом столе дети складывают сделанные конфеты на тарелочки или подносы. Затем угощают кукол.
5. «Кто живет в избушке»
Программное содержание: вызвать у детей интерес к результатам своей работы, учить аккуратно пользоваться пластилином, раскатывать комочек прямыми движениями ладоней.
Материал: книжка-игрушка «Петушок - золотой гребешок», пластилин, дощечки.
Предварительная работа: чтение потешек про петушка. Рассмотреть картинки.
Методика проведения: воспитатель показывает детям книжку-игрушку «Петушок - золотой гребешок», спрашивает, где он живет. Дружно построили избушку кот и петух. Показывает, как раскатывать комочки-столики. Когда дети слепят столбики, воспитатель складывает избушку, ставит рядом с ней петушка.
6. «Заборчик для избушки»
Программное содержание: развивать у детей сюжетно-игровой замысел (связывать содержание с предыдущим занятием - лепкой избушки), раскатывать комочки пластилина прямыми движениями (столбики).
Материал: пластилин, дощечки, избушка, выполненная ранее.
Предварительная работа: рассмотреть работы, выполненные накануне (избушку), картинки с изображением заборчика, рассказать сказку, потешку о петушке.
Методика проведения: воспитатель вносит избушку, к которой живет петушок, ставит ее на стол. «Чтобы петушка не утащила лиса, сделаем заборчик из бревнышек. Давайте скатаем бревнышки». Дети раскатывают пластилин, из получившихся столбиков педагог делает заборчик, ставит его около избушки, загораживая петушка.
7. «Мы катаем снежный ком»
Программное содержание: учить детей скатывать комок пластилина круговыми движениями, соединять комки вместе, создавая снеговика, находить сходство с игрушкой.
Материал: пластилин, игрушка снеговик, «зимние» рисунки соединенные в виде ширмы.
Предварительная работа: игры с игрушками (снеговик, неваляшка). Рисование на снегу, печатание форм из снега.
Методика проведения: воспитатель предлагает детям снова рассмотреть рисунки, где был изображен снежок:». Вот какой сегодня выпал снежок, а мы слепим из него комочки. Показывает, как круговыми движениями слепить комочки и соединить их. Предлагает детям лепить. Если получится фигурка снеговика, поставить ее перед фоном рисунков о зиме. Рассмотреть вместе с детьми, какие получились комочки.
8. «Лепка по замыслу»
Программное содержание: развивать у детей желание лепить; находить сходство с предметами, персонажами; использовать полученные умения.
Материал: пластилин, дощечки.
Предварительная работа: игры с шариками, пирамидками, матрешками. На прогулке по очертанию сугробов узнавать на что они похожи.
Методика проведения: воспитатель предлагает слепить детям кто что хочет. Помогает некоторым детям раскатывать комок пластилина в ладонях, используя знакомые приемы (сдавливание, сплющивание). В конце занятия вместе с детьми рассматривает работы, угадывает, на что похоже изображение, сделанное ребенком.
9. «Приглашаем мишку, зайку, лисичку в гости»
Программное содержание: воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, лепить угощение, используя полученные умения.
Материал: пластилин, дощечки, игрушки.
Предварительная работа: рассмотреть с детьми книжку-игрушку С.Капустикян «Маша обедает».
Методика проведения: воспитатель за кукольный столик рассаживает мишку, зайку, лисичку. Ставит посуд и спрашивает: «А где же угощение? мы пригласили в гости друзей, а про угощение забыли.» Предложить детям слепить угощение, готовые гостинца разложить по тарелочкам.
10. «Снеговик»
Программное содержание: создать у детей интерес к образу, учить раскатывать комочки круговыми движениями, соединять их вместе.
Материал: пластилин, дощечки, игрушка снеговик, «зимние» рисунки соединенные в виде ширмы.
Предварительная работа: игры со снегом, лепка снежных комочков, рассматривание иллюстраций.
Методика проведения: воспитатель использует игровые приемы- игрушка снеговик появляется из-за ширмы, рассказывает о себе: «Меня слепили из снега, у меня нет друзей». Просит детей слепить много снеговиков. Воспитатель показывает приемы раскатывания шарика в ладонях. Дети лепят комочки, соединяют их вместе. В конце занятия дети рассматривают получившихся снеговиков, расставляют их вокруг большого снеговика.
11. «Вот как мы умеем»
Программное содержание: учить находить сходство с окружающими предметами, персонажами.
Материал: пластилин, дощечки.
Предварительная работа: игры с игрушками.
Методика проведения: воспитатель напоминает детям, что они научились лепить, предлагает каждому вылепить что-нибудь. В процессе лепки педагог индивидуально показывает приемы лепки, напоминает о знакомых предметах, которые лепили дети (конфеты, оладушки, яблоки и т.д.)
12. «Котенька-коток»
Программное содержание: развивать у детей эмоциональное восприятие песни, желание повторять слова потешки, учить изменять комок плстилина, создавая знакомую форму.
Материал: пластилин, дощечки, игрушка котенок, поднос.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций.
Методика проведения: воспитатель показывает детям игрушку котенка, читает потешку:
Пошел Котик на Торжок, купил Котик сапожек,
Пошел Котик на улочку, купил котик булочку.
Самому ли есть, либо Бореньке снесть?
Я и сам откушу, да и Бореньке снесу.
«Съел котик и думает. Чем я деток угощу?» - говорит воспитатель. Давайте поможем ему и испечем (слепим) много пирожков и булочек. Дети лепят, воспитатель поет песенку «Пирожки» А. Филипенко, одновременно делает ритмичные движения руками. Когда дети сделают пирожки, педагог ставит перед игрушкой котенка поднос и просит детей положить для котика пирожки.
13. «Любимой мамочке испеку я прянички»
Программное содержание: воспитывать у детей любовь к маме, желание заботиться о других, самостоятельно лепить знакомые формы.
Материал: пластилин, дощечки, подносы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пение песен о маме.
Методика проведения: воспитатель читает стихи о маме, бабушке и предлагает каждому слепить для мамы прянички. Готовые формы дети раскладывают на подносы.
14. «Пирамидка»
Программное содержание: учить детей из простых форм приемом сплющивания составлять пирамидку.
Материал: пластилин, дощечки, пирамидка».
Предварительная работа: игры с пирамидками.
Методика проведения: воспитатель показывает пирамидку, снимает с нее колечки, затем снова надевает. Предлагает детям слепить пирамидку. Показывает приемы сплющивания комочка. Дети лепят и самостоятельно составляют пирамидки.
15. «Мисочка для жучки»
Программное содержание: воспитывать у детей заботливое отношение к животным, лепить мисочку из комка, сплющивая его ладонями, делая углубление пальцем.
Материал: пластилин, дощечки, игрушка собачка.
Предварительная работа: игры, рассматривание иллюстраций.
Методика проведения: воспитатель показывает игрушку собачку, говорит, что ее зовут Жучка, поет песенку «Жучка» Н. Кукловской. Затем педагог обращается к детям и предлагает покормит Жучку. «А где же мисочка?» Показывает приемы лепки. Дети лепят. Воспитатель помогает некоторым сделать углубление на поверхности формы.
16. «Тарелочки с яблоками»
Программное содержание: учить лепить плоские и круглые формы, использовать умения, полученные ранее, развивать самостоятельность.
Материал: пластилин, дощечки.
Предварительная работа: игры с куклами, шарики, рассматривание иллюстраций.
Методика проведения: учитывая уровень навыков, воспитатель дает детям простые и сложные задания: одни лепят тарелочки, другие лепят яблочки. Если ребенок лепит и то, и другое, воспитатель поощряет его действия. В конце дети складывают яблоки на тарелочки, угощают ими кукол.
17. «Грибы»
Программное содержание: учить детей передавать форму предмета пластическим и силуэтным способом, развивать сюжетно-игровой замысел.
Материал: пластилин, дощечки, силуэты грибов и елок, фланелеграф или магнитная доска.
Предварительная работа: игры, лепка в свободное от занятий время.
Методика проведения: на столе (а так же магнитной доске) устанавливается несколько елочек – это лес. Предлагает детям посмотреть, какой получился лес, приговаривая: «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем. А грибов то нет. Мы их слепим». Дети, которые хорошо овладели приемами лепки лепят грибочки. Другие располагают силуэты грибов на магнитной доске. Вылепленные грибы ставятся в лес под елочки. Педагог уточняет у детей в каком бы лесу они хотели погулять, какие грибы им понравились больше.
18. «Что мы научились лепить»
Программное содержание: развивать у детей замысел, учить самостоятельно лепить простейшие формы, узнавать в них изображение знакомых предметов и персонажей.
Материал: пластилин, дощечки.
Предварительная работа: игры, рассматривание иллюстраций, альбомов для раскрашивания, игрушек.
Методика проведения: уточнить у детей, что они научились лепить. Помочь затрудняющимся в ответе. Вспомнить, что лепили в течении года. Напомнить приемы лепки. Предложить выбрать вариант лепки. Рассмотреть готовые работы, найти сходство с различными предметами окружения.