Тип урока: первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Участники: обучающиеся 8 класса.
Проблема: задачу на вычисление площади прямоугольного треугольника учащиеся 8 класса не могут решить, т.к. в треугольнике не известен один из катетов. Встает вопрос о том, как найти неизвестный катет в прямоугольном треугольнике.
Цель: создание поисково-исследовательских условий для выявления закономерностей между сторонами прямоугольного треугольника.
Задачи:
- в предметном направлении (образовательные) – создавать проблемные ситуации для выявления взаимосвязи между сторонами прямоугольного треугольника, формировать навыки вычисления неизвестной стороны прямоугольного треугольника по двум известным, понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать, как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора.
- в метапредметном направлении (развивающие) - развивать интеллектуальные способности (умение выделять главное, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли), исследовательские способности, коммуникативные способности.
- в личностном направлении (воспитывающие) - воспитывать гуманизм и доброжелательное отношение к участникам образовательного процесса, потребность в самовыражении и самореализации.
Актуальность
Теорема Пифагора позволяет значительно расширить круг задач, решаемых в курсе геометрии. На ней в значительной мере базируется дальнейшее изложение теоретического курса.
Предполагаемый результат урока:
- знать теорему Пифагора, ее доказательство;
- уметь применять теорему при решении задач.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран; презентация к уроку; учебник Геометрия 7-9 класс (автор Л.С. Атанасян); раздаточный материал с заданиями.
Список литературы
1. Акимова С. Занимательная математика, серия «Нескучный учебник». – Санкт-Петербург.: «Тригон», 2003.
2. Волошинов А.В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. – М.: освещение, 1993.
3. Газета «Математика» № 17, 2006.
4. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2017.
5. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1981.
6. Журнал «Квант» № 2, 2002.
7. Журнал «Математика в школе» № 4, 2005.
8. Чистяков В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. Минск, 2001.
9. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / Глав. ред. М.Д. Аксёнова.
10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика. – М., 1997.