Классный час «Zасобой в образование. Профессия учитель - сложная, трудоёмкая, но самая нужная на земле»

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Профессия — педагог


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель:

  • Показать тонкости нелегкой профессии;
  • Познакомить детей с работой учителя (профориентация, профессиями будущего, сайтами, на которых размещена информация о профессиях.
  • Воспитывать уважительное отношение к учителям;
  • Воспитывать чувство дружбы и толерантности у учащихся.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, наглядный.

Ход классного часа

СЛАЙД №1

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА СОБОЙ.

I. Вводное слово.

Добрый день! Сегодня наш классный час посвящён профориентации. А вот о какой профессии мы будем говорить, вы должны будете догадаться сами.

Послушайте легенду.

Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор". Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос.

Вопрос: Почему? (Отвечают ребята).

Учитель: В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Учитель: Главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.

Я предлагаю вам закончить предложения, и ответить на очень важные вопросы по теме «Профессия» (предложения на ЭКРАНЕ)

СЛАЙД №2

Закончить предложения

  • Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я".
  • Настоящий труд – это самоотдача и творчество.
  • При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо.
    А. Хочу - своё желание.
    Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья.
    В. Надо - потребности рынка труда.
  • В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике.
  • Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

СЛАЙД №3 ВИДЕОРОЛИК 1 «ПЕДАГОГ»

Ребята, мы будем говорить о профессии «Учитель»,

СЛАЙД №4  Прочитайте тему урока на доске: «Zaсобой в образование. Профессия учитель - сложная, трудоёмкая, но самая нужная на земле».

СЛАЙД №5. «Давать знание и воспитывать нравственного человека – это основные задачи образования». (Из послания Президента России В.В.Путина Федеральному Собранию)

Учитель: Каждая профессия требует от человека определённых знаний, умений, проявления человеческих качеств. Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель — это звучит гордо. Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не проникся уважением к людям этой профессии, ведь они зачастую вкладывают в обучение нового поколения не только свои знания и силы, но и душу. Большинством из них движет призвание обучать и воспитывать. Но, согласитесь, учитель – это гораздо больше, чем просто профессия. Учитель – это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям.

 Учитель - не просто профессия, а стиль жизни. Учителя - земные люди, достигшие высокого уровня сознания и духовности.

II. Общая характеристика профессии

Учитель - это специалист в области образования, преподаватель. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т.к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить и передавать свои знания другим, увлекаться самим процессом обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми.

Работа учителя предъявляет большие требования к его вниманию. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении. Таким образом, наблюдательность, распределение внимания, его переключаемость являются профессионально важными качествами учителя. Педагогическая деятельность требует от человека и определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.

Квалификационные требования

  • Высшее или среднее педагогическое образование. Большинство специалистов, получивших педагогическое образование, работают в средней общеобразовательной школе учителями начальных классов, преподавателями отдельных дисциплин. Труд учителя используется также в школах-интернатах, в школах рабочей молодежи, ПТУ, техникумах, в дошкольных учреждениях. Помимо перечисленных ранее профессиональных качеств учитель-предметник должен иметь способности к определенной области науки (к математике, физике, литературе и т.п.).
  • Учитель – профессия массовая, уникальная, творческая.
  • Успех учительской деятельности зависит от степени развития педагогических способностей:
  • Конструктивная – способность проектировать личность ученика, отбирать и компоновать учебно-воспитательный материал в связи с возрастом и индивидуальными способностями учащихся.
  • Организаторская – способность включать учащихся в различные виды деятельности и создавать коллектив, который мог бы воздействовать на каждую отдельную личность.
  • Коммуникативность – способность устанавливать с воспитанниками правильные взаимоотношения и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся.
  • Воспитательная деятельность – это процесс непрерывного творчества. Она ставит педагога в положение исследователя, выдвигая перед ним все новые и новые задачи.
  • Учитель - древнейшая профессия. Всегда, из поколения в поколение старшие должны были передавать свои знания младшим, обучая их таким образом. Эту профессию нельзя списать во время, она будет всегда.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, если он решил выбрать профессию учителя?

СЛАЙД № 6  Профессионально значимые качества личности педагога (список, составленный с учетом мнения ученых, педагогов, студентов, литературных источников, рассказывающих о педагогах)

  • гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
  • любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);
  • оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
  • справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);
  • общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
  • требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);
  • альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);
  • волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П.Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
  • толерантность – терпимость, снисходительность к людям;
  • педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
  • эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость)

Каждый ли человек сможет работать учителем?

Да, не каждый способен стать учителем. Об этом рассказал Василий Александрович Сухомлинский в книге «100 советов учителю».

«Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».

Кроме того, существуют медицинские противопоказания:

  • заболевания органов пищеварения (язвенная болезнь и др.);
  • нервно-психические заболевания (неврозы и др.);
  • значительное снижение остроты слуха;
  • ярко выраженные дефекты речи. 

СЛАЙД № 7  Профессиональные противопоказания для работы педагогом (список, составленный с учетом мнения ученых, педагогов, студентов, литературных источников, рассказывающих о педагогах)

• беспечность
• нерешительность
• подозрительность
• капризность
• вспыльчивость
• злопамятность
• некоммуникабельность
• эгоизм
• мнительность
• несдержанность
• равнодушие
• зависимость
• мстительность
• высокомерие

• легковерие
• обидчивость
• нервозность
• необязательность
• завистливость
• рассеянность
• неуверенность в себе
• наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.)
• нравственная распущенность
• рукоприкладство
• грубость и жестокость
• беспринципность
• безответственност

По-разному приходит к человеку людская любовь и известность. Одни завоёвывают её быстро, совершая героические подвиги, полные отваги и необычайного мужества, и такая слава, ослепительно сияя, облетает мир. Другие добывают славу незаметным кропотливым трудом, целиком отдаваясь ему. Слава о таких людях медленно идёт от человека к человеку, от селения к селению, проходят годы и она распространяется далеко, далеко. И такая слава светит ровным, спокойным светом.

Профессия учителя – это дар, который дается человеку.

Каждый из вас в будущем может выбрать профессию учителя. Выбирая, нужно обязательно знать все ее положительные и отрицательные стороны.

СЛАЙД №  8 

Деловая игра "Репортаж из зала суда"

Слушается дело "Профессия учитель".

Участники суда: обвинители, адвокаты.

(Ставятся таблички с надписями "обвинители", "адвокаты")

У каждой профессии есть свои плюсы и минусы.

Обвинители ищут в профессии учителя - минусы, адвокаты - плюсы.

Слово предоставляется обвинителям и адвокатам поочерёдно.

Предполагаемые ответы детей

СЛАЙД № 9

Адвокаты:

  • Постоянное общение с детством-это верный способ сохранить душу молодой.
  • Собственные дети постоянно на глазах, можно наблюдать за их развитием.
  • Большой летний отпуск даёт больше возможности находиться с семьёй.
  • Постоянная работа над собой, повышение интеллекта.
  • Работа учителя очень важна для общества, поэтому приносит моральное удовлетворение.
  • Учителями славится Россия, ученики приносят пользу ей.

СЛАЙД № 10

Обвинители:

  • Колоссальные нервные перегрузки
  • Проверка тетрадей и подготовка к урокам занимает много времени, не хватает времени на семью
  • Отсутствие полноценных выходных дней.
  • Нужно постоянно читать, узнавать что-то новое.
  • Учитель должен всё уметь.
  • Учитель-это профессия, которая отнимает у человека здоровье, отнимает время у семьи.

СЛАЙД №  11

Я полностью согласна с вашими высказываниями и с мнением судьи и хочу сказать:

Ни вчера, ни сегодня, ни завтра
Не погаснет той веры свеча
Без учителя нет космонавта,
Инженера, поэта, врача.

Во все времена профессия учителя считалась самой нужной и благородной. Учитель - это гораздо больше чем профессия. Учитель - это состояние души и желание передавать свой опыт другим людям. 

СЛАЙД № 12 В России вопросы образования курирует Министерство образования и науки Российской Федерации, в лице министра Ольги Васильевой.

Учитель: Ребята, а вы уже думали о том, кем вы станете, когда вырастите? А кто из вас выбрал бы профессию учителя? Почему? 

СЛАЙД  № 13–16

Примеры некоторых профессий  образовательной сферы

  • ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ
  • ЛОГОПЕД 
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕГО ИЛИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
  • СУРДОПЕДАГОГ (Педагог, специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей)
  • ТИФЛОПЕДАГОГ (Педагог, специалист по обучению и воспитанию слабовидящих детей)

Слайд № 17–18 

Профессии будущего сферы ОБРАЗОВАНИЯ

  • Разработчик инструментов обучения состояниям сознания
  • Разработчик образовательных траекторий
  • Организатор проектного обучения
  • Игромастер
  • Координатор образовательной онлайн платформы

СЛАЙД № 19

Атлас профессий будущего "Труд всем". Минобр. Забайкальский край.

СЛАЙД № 20

ВЫ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ

НАЗОВИТЕ ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО. ПРЕДСТАВЬТЕ  ИХ.

СЛАЙД № 21 

Разработайте и спроектируйте высокотехнологическое устройство/приспособление, которое появится в школах через 50 лет.

На подготовку 3-5 минут, презентация 1 минута.

Слайд № 22 – 25.

Отрывки из сочинений учащихся 9А класса

Ребята, давайте послушаем, как относятся к профессии учителя ваши одноклассники.

СЛАЙД № 26 РОЛИК 3

Для школы

III. Заключительная часть.

  • Ребята, о чем мы с вами беседовали? (о профессиях)
  • О какой профессии конкретно? (учитель)
  • Что мы узнали о ней?

Профессия учитель очень сложная, но очень интересная и необходимая. Сердце каждого учителя наполняется гордостью за своих учеников, когда он видит их успехи.

Спасибо за сотрудничество!

Я бы очень хотела знать, какие чувства вы испытывали? Какое настроение у вас?

Слайд № 27 НЕМНОГО ЮМОРА

  • Если у вас хорошее настроение, много положительных эмоций, похлопайте.
  • Если совсем грустно - потопайте.

СЛАЙД № 28 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ