Семья и школа: грани сотрудничества

Разделы: Работа с родителями


Презентация. 1 слайд.

Педагогика должна стать наукой для всех:
и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения является повышение роли семьи в воспитании.

2 слайд.

Взаимодействие с семьей - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Все семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей.

С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Становится совершенно очевидным изменение характера взаимоотношений и с учеником, и с его семьей.

3 слайд.

Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека. Актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в нашем старом, традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

4 слайд.

 Актуальность педагогического всеобуча обусловлена особой ролью семьи в жизни человека и общества. «Счастлив тот, кто счастлив в семье».  Семья – это опора, крепость, начало всех начал.  

Поэтому важно, чтобы воздействия педагогов и родителей не про­тиворечили друг другу, а положительно и активно воспринима­лись ребенком.

5 слайд.

Педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого ученика, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Работа школы с семьями учеников, как информирование, так и просвещение, направлена, с одной стороны, на помощь родителям и, с другой стороны, на стимулирование сотрудничества с семьями. В этом мы видим жизнеспособность системы воспитания в школе. Безусловно, родители наших учеников отличаются друг от друга и материальным положением, и мировоззрением, и поэтому предварительная работа по определению родительского запроса по актуальным вопросам воспитания проводится тщательно и продуманно.

6 слайд.

Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными школе, и были хорошими помощниками учителя в воспитании учащихся?
В настоящее время семья в Российской Федерации переживает противоречивое и сложное состояние: утрачены традиции семейного воспитания и его ценности; изменился статус семьи и качество самой семьи как воспитательного института;  и т.д. Поэтому, необходимость возвращения к педагогическому обучению родителей обусловлены рядом причин. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

8 слайд, 9 слайд.

Заметив, что снизился процент посещаемости родительских собраний,  нашим педагогическим коллективом была разработана программа «Семья и школа: грани сотрудничества».

Цель программы:

  • установление партнерских отношений с семьей каждого ученика;
  • создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

Задачи программы:

  • Изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений;
  • Педагогическое и правовое просвещение родителей;
  • Защита интересов и прав ребенка в семьях.
  • Обобщение и распространение положительного опыта воспитания.

10 слайд.

В рамках программы в работе  по взаимодействию с семьей мы используем следующие формы:

  • Индивидуальные консультации;
  • Открытые уроки;
  • Совместная деятельность во внеклассной работе;
  • Родительское собрание;
  • Родительский всеобуч;
  • Родительские конференции. 

11 слайд.

Огромный эффект имеют коллективные дела школы и классов, в которых принимают участие родители. Родители помогают  в организации и проведении конкурсов, экскурсионных поездок, походов, праздников, классных часов, в подготовке исследовательских работ. В результате таких мероприятий родители ещё лучше сближаются между собой, со своими детьми.

12 слайд.

В работе с родителями мы вернулись к одной из традиционных форм проведения собрания - Родительский всеобуч. Для этого был определён социальный статус семьи, социальное положение и образовательный уровень родителей.

Социальный статус.

  • Всего семей в школе - 182,
  • полных - 134 семьи,
  • неполных - 48 семей.

Социальное положение:

  • рабочие – 40%,
  • служащие – 19%,
  • предприниматели – 22%,
  • интеллигенция – 7%,
  • другие (домохозяйки) – 12%.

Образовательный уровень родителей:

  • высшее образование – 37,6%,
  • средне-специальное – 45,8%,
  • среднее – 14,3%,
  • другое – 2,3%.

Мониторинг семей показал, что многие родители сегодня не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

13 слайд.

Цель психолого-педагогического просвещения, образования родителей – помочь родителям правильно выстроить свои взаимоотношения с детьми, что будет способствовать полноценному развитию ребёнка. Мы уверены, что Родительский всеобуч станет для родителей не дополнительной обязанностью, а возможностью найти ответ на интересующий вопрос воспитания, помощь и поддержку в трудной жизненной ситуации, поделиться положительным опытом семейного воспитания, утвердиться в своих правильных позициях, либо подкорректировать ошибки в воспитании.

14 слайд.

Первая часть всеобуча проходит в виде информирование родителей о деятельности школы, что является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Вторая часть собрания проходит  в форме педагогического просвещения в группах по возрастным уровням: родители 1-4 классов, 5-8 классов, 9-11 классы.

Одним из главных принципов родительского образования является принцип вариативности.

Родительское образование для тех, чьи дети являются учащимися 1-4 классов. Здесь центральными проблемами для родителей являются проблемы адаптации младших школьников к новой для них среде, а также вопросы сохранения психического здоровья ребенка и формирования у младшего школьника навыков учебной деятельности.

Главная цель на этом этапе родительского образования – заложить навыки совместной учебной деятельности родителей и детей в начальной школе, познакомить родителей с методами, приемами и формами адаптации младших школьников к условиям школы, дать представление об особенностях физического и психологического развития детей 6-10 лет.

Основное общеродительское образование (группа родителей учащихся 5-9 классов). Для достижения максимального эффекта воспитания в этой возрастной группе необходим ряд условий, соблюдаемых родителями и педагогами: 

  1. Уважение к личности ребенка, его право на самоопределение. 
  2. Расширение прав детей и родителей, тесное сотрудничество школы и учреждений дополнительного образования с семьей. 
  3. При формировании образовательной политики образовательного учреждения необходим индивидуальный подход к обучению и воспитанию, принцип диалогичности. 
  4. Формирование ролевой идентичности подростка через предоставление ему возможности попробовать себя в различных видах деятельности, а также развитие ответственности за собственные поступки  

Исходя из вышеизложенного, главной целью образования родителей на этом этапе является формирование у них представления об особенностях личности подростка. На основе психолого-педагогических знаний необходимо раскрыть основные законы развития личности подростка, вооружить родителей элементарным инструментарием для осуществления мудрого воспитания своих детей.

Образование для родителей учащихся 10-11 классов. Центром обсуждения здесь становятся проблемы, свойственные старшему школьному возрасту (детям 15-17 лет): профессиональная ориентация, социализация и самореализация старшеклассников, подготовка к семье и браку.

Важнейшими социальными потребностями юношества становятся потребности в общении, сопереживании, в обособлении и уединении.

Взрослые должны признать, что возрасту старшеклассников свойственен многообразный творческий потенциал, стремление к интенсивному познанию, склонность к мечтанию, ярко выраженная потребность в достижении.

Проводится всеобуч каждую третью неделю месяца, в среду.

К работе по просвещению родителей привлекаем специалистов различных направлений (органы опеки, специалисты КДН, ПДН).

15 слайд.

В конце учебного года отмечаем родителей с положительным опытом воспитания детей, вручаются удостоверения родителям, которые прослушали все лекции родительского всеобуча.

16 слайд.

На итоговом общешкольном собрании вырабатываем определенные решения по тематике всеобуча на следующий учебный год. Определяем форму проведения всеобуча: лекция, педагогический практикум беседы, круглый стол конференция, дискуссия.

17 слайд.

В течение учебного года -на родительских всеобучах были рассмотрены следующие темы: «Секреты школьной адаптации», «Традиции семейного воспитания», «Как помочь ребенку стать успешным», «Ценности современного подростка», «Ваш ребенок сдает ЕГЭ» «Современные дети  и их несовременные родители» и другие.

18 слайд.

Мы считаем, что помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате последовательно организованной работы. И в этом нам сегодня помогает родительский всеобуч, который дает свои положительные результаты. Процент посещаемости родителями собраний вырос: на общешкольных собраний - до 92%, а также изменилась ситуация на классных родительских собраний - процент посещаемости вырос до 88%.

19 слайд.

И в завершении хотелось вернуться к словам В.А.Сухомлинского «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей».

Только совместными усилиями, дополняя, и поддерживая друг друга, семья и школа могут достигнуть желаемых результатов.

20 слайд.

И если мы найдём ключик к каждой семье – то воспитательный процесс обязательно будет иметь положительный результат!

Приложение.