План-конспект урока по окружающему миру "Трудные времена на Руси"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (62 МБ)


Цель: сформировать представления учащихся о военном деле на Руси; познакомить с героическими страницами истории Отечества.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить с историей завоевания Руси  татарско-монгольским иго;
  • познакомить с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;

воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории;

развивающие:

  • развивать исследовательские умения, внимание, учить устанавливать причинно-следственные связи;
  • развивать умение работать с картой;
  • развивать речь, память, мышление.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование:

  • Презентация
  • Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.2 / Плешаков А.А., Крючкова Е. А. – 9-е изд. - М.: Просвещение, 2011. – с.59–64
  • Карточки для работы в группах.

Ход урока

Организационный момент.

- Давайте поздороваемся с нашими гостями и улыбнёмся. (Слайд.)

Историческая разминка.

- Наш урок я хочу начать с разминки, но необычной, а исторической. Отвечаем дружно и вместе.

  1. Какая эпоха в истории человечества является самой короткой? (История новейшего времени).
  2. Как назывался центр русского города? (Кремль).
  3. Кто автор книги «Дети капитана Гранта»? (Жюль Верн).
  4. Особые знаки для письма в Древнем Египте? (Иероглифы.)
  5. В Средневековье по всей Европе распространилась вера в (Христианство).
  6. Какое важное событие произошло в 998 году? (Крещение).
  7. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гуттенбергом, назывались: (Литеры).
  8. Как назывались заострённые палочки для письма на бересте? (Писалами).
  9. Какой русский князь прославился своими военными подвигами? (Олег).
  10. Как звали князя Красное Солнышко? (Владимир).
  11. На берегах реки Волхов расположился город … Новгород.

Актуализация знаний.

- На предыдущих уроках мы начали знакомство  с историей Древней Руси. Мы узнали о крещении Руси, о возникновении крупных городов. Русь расцветала.  Расширялись территории, строились новые города. В XII–XIII веках наша Русь-Матушка разбивалась на самостоятельные княжества, независимые друг от друга.

- А сегодня мы окажемся  в XIII веке и тема нашего урока «Трудные времена на Русской земле».

Постановка учебной задачи.

- На какой вопрос нам предстоит ответить? (Почему времена трудные.)

- Подберите синонимы к слову трудные. (Тяжкие.)

- Как вы думаете, почему времена тяжкие?

- Какие задачи мы должны поставить перед уроком?

Задачи.

1. Познакомиться с героическими страницами истории Отечества.

2. Сформировать представления о военном деле на Руси.

3. Развивать умение работать с картой.

4. Воспитывать любовь к Родине.

«Открытие» учащимися нового знания.

- Первое нападение было со стороны монголо-татар.

Монголо-татары - это были степные кочевники (переезжающие с места на место) монгольские племена.

- Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место  в поисках новых пастбищ.

Монголы жили в юртах - лёгких домах из жердей и войлока. При переездах юрты разбирали и грузили в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод.

Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными  наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.

Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

- Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией.  По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье».

- Поздней осенью 1237 года внук Чингизхана Батый (Бату-хан) привел к русским границам огромное войско и напал на Русь.

- Как встретила Русь врага, я предлагаю вам узнать, прочитав учебник на стр. 59–60.

- Читайте, внимательно, т.к. каждая группа должна будет ответить на свой вопрос.

Самостоятельная работа.

1 группа.

– Какой город первый потерпел поражение? В каком году? Показать на карте.

2 группа.

– Какой второй город   был захвачен? В каком году? Показать на карте.

3 группа.

- Какой город еще пострадал? В каком году? Показать на карте.

4 группа.

- Что произошло с Киевом.

- Что основал Батый?

5 группа.

- Прочитать материал по данной теме в энциклопедии и дополнить рассказчиков.

Дополнительный материал.

1 группа. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой - пала. Все жители погибли.

2 группа. Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну, Москву, Тверь, Владимир.

3 группа. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. Защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый приказал стереть с лица земли.

4 группа. В 1240 году был разграблен и разрушен Киев.

- Батый в 40-х годах ХIII века  основал огромное и пёстрое по составу государство – Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (Около современной Астрахани).

Первичное закрепление.

- Какие последствия оказались для Руси после вторжения полчищ хана Батыя?

49 городов были разрушены, в 14 больше не возродилась. Были утрачены многие ремесленные секреты: умение изготовлять стеклянную посуду, оконное стекло, техника перегородчатой эмали и др. На полвека прекратилось каменное строительство.

-  Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?

Раздробленность Руси на княжества. Потому что не был мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности - его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов.

- Что же в итоге добились  монголо-татары своим многолетним походом?       

  • (Коренные русские земли территориально находились в полной зависимости от Золотой Орды;
  • ханы назначали князей по своему усмотрению;
  • князья подчинялись приказам ханов;
  •  княжества подвергались опустошающим набегам;
  • платили огромную дань).

Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.

Дань платили князья и весь народ для того, чтобы монголо-татары оставили в покое их княжество.
Двести сорок лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести сорок лет понадобилось русским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.

«Открытие» учащимися нового знания.

Князь Александр Невский. Ледовое побоище.

-  Но не только монголо-татары напали  на Русскую землю.

- Единственным городом, не разрушенным монголами был… Новгород.

- Как вы думаете, почему хан Батый не пошёл в Новгород?

Оказывается, на дворе была весна, и все дороги были размыты, а сил у монгольской армии уже и так не было и они решили сократить путь.
- Новгород стремились захватить немецкие и финские рыцари-крестоносцы.

Рыцарь – конный воин, защищённый доспехами. Крестоносцами их прозвали потому, что на их одежде и доспехах был изображён крест.

- В то время, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича.

- В 1247 году к Александру  обратился хан Батый: «Мне покорились многие народы, неужели ты один не хочешь покориться моей державе?

Если хочешь сберечь землю свою, то приходи поклониться ко мне и увидишь, честь и славу царства моего».

Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев.

- Летом 1240 года крупные силы католичес­ких рыцарей начали наступление на северо-западные русские земли.

- Шведский военачальник Биргер привёл своё войско в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Александру Ярославовичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей земле», - передали послы слова Биргера. Собирать силы было некогда. Александр  сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силён. Но бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргега, шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.

- Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невского. А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет.

 - Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на Чудском озере.

Здесь 5 апреля 1242 года разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища.

Самостоятельная работа. (Работа с учебником.)

- О том, как это происходило, вы узнаете, если прочитаете текст на странице 63.

- Читайте внимательно, чтобы потом могли ответить на мои вопросы.

- Как Александр расположил Русскую армию?

- О чем не подумали немецкие рыцари, нападая на нас?

- Чем закончилась битва?

- Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его остриё составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях.

Конные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и обращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по частям уничтожали бегущих. Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои полки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян вооружённых копьями, луками, боевыми топорами, а то и просто ножами. Справа и слева от серединного полка сосредоточились основные силы – пехота и конница.

В субботу на восходе солнца два войска сошлись у скалы Вороний камень. Битва была упорная и жестокая. Прикрывшись щитами, крестоносцы двигались как таран. Он пробили серединный полк, но вдруг русские отступили за специально сделанную преграду из саней. За ним устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный камнями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в западне. Местами подтаявший лёд, не выдержав тяжести сражающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Лишь немногим из рыцарей удалось спастись бегством по льду озера.

Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мир. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

(Отрывок из фильма «Александр Невский»).

 - Сражение на Чудском озере вошло в историю, как Ледовое побоище.

- В 1995 году день 5 апреля объявлен Днем воинской славы России.

- Именем Александра Невского был назван сначала русский в 1725, а затем советский в 1942 орден для офицеров - от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу наносился большой урон.

- Очень хорошо, что именно сегодня мы вспоминаем о подвигах русских воинов. В нашей школе перед  праздником «День защитника Отечества» проводится конкурс «Награда в твоём доме». Предлагаю принять в нём участие.

- Сколько лет прошло с того знаменитого события? (5 апреля - 775 лет.)

Включение нового знания в систему знаний.

Разгадывания кроссворда по группам с проверкой по вебкамере.

Слово библиотекарю.

- Знакомство с книгами по данной теме в школьной библиотеке и библиотеке им. А. С. Пушкина.

Итог урока.

- Над какой темой сегодня работали?

- Какой вывод мы можем сегодня сделать?

- Где можно использовать эти знания?

- Оцените свою работу на уроке, работу всего класса.

Домашнее задание.

  • Учебник стр. 59–64
  • Посмотреть фильм «Александр Невский»

Карточки для групп.

Кроссворд