Использование функции с условием при решении задач в электронных таблицах

Разделы: Информатика

Ключевые слова: Excel, ЕСЛИ, условная функция


На данный момент программа Excel от Microsoft является одной из самых востребованных среди всего пакета Office. При помощи различных формул, правильно распределенных по ячейкам, профессиональный бухгалтер без труда может рассчитать заработную плату, в то время как маркетолог сможет вести систематизированную работу с потребителями, а менеджер подготовит диаграммы, необходимые для проведения производственного совещания.

Есть огромнае количество различных профессий, представителям которых так или иначе требуются навыки во владении данной утилитой на продвинутом уровне. Решение практических задач с помощью электронных таблиц - это один из важных навыков, которым должен овладеть каждый ученик современной школы.

Одной из наиболее сложных тем является использование функций использующих условие (условия). Очень важно видеть сразу все функции этого типа. Понять, что они похожи и увидеть отличия в их применении.

Данная презентация используется мной как на уроках в классе, так и при дистанционном обучении. Подача теоритического материала сопровождается жизненными примерами, понятными и доступными ученикам. Каждая из приведённых функций сопровождается подробно разобранным  примером. После освоения теоритического материала ученики выполняют большую тренировочную работу, отрабатывая навыки использования каждой функции. А затем решают несколько задач на совместное использование изученных функций и уже пройденного ранее материала.

Цель урока: познакомиться с семейством условных функций и научиться ее использовать на репродуктивном  и продуктивном уровне.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с условными функциями;
  • показать примеры применения условных функций;
  • отработать навыки использования условных функций при решении задач.

К моменту изучения данного материала учащиеся должны уметь:

  • заполнять и оформлять таблицы
  • производить простые вычисления в таблицах
  • использовать относительные и абсолютные ссылки
  • использовать Мастер функций для ввода функций

Методы обучения, использованные на уроке:

  • По источнику знаний:
    • словесные (вербальные);
    • пояснительно-иллюстративные (объяснение и разбор примеров);
    • практические: тренировочные упражнения;
  • По характеру познавательной деятельности учащихся:
    • информационно-рецептивный;
    • репродуктивные (воспроизведение действий по применению знаний на практике на репродуктивном уровне; деятельность по известному алгоритму)
    • продуктивный – самостоятельный выбор способа (алгоритма) решения поставленной задачи

Методические материалы:

Презентация "функции с условием"

Тренировачные задание в Excel и задачи из различных областей (Приложение1)

Этапы урока

Деятельность и речь учителя

Деятельность и ответы учащихся

Организационный этап

Приветствует учеников, предлагает приготовиться к уроку.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку.

Актуализация знаний

Предлагает решить в ЭТ задачу: есть список учеников класса и оценки учеников по трём предметам. Найти количество отличников и количество неуспевающих в классе.

Учитель предлагает познакомиться с новыми функциями, которые помогут решить эту
задачу

Ученики предлагают способы решения задачи.
Приходят к выводу, что имеющихся знаний недостаточно для решения задач такого типа.


Объяснение нового материала

Для решения этой задачи нам не обходимо уметь анализировать удовлетворяет ли информация некоторым критериям. А затем производить вычисления только с отобранной информацией. Итак, тема нашего занятия “Условные функции”.
Мы должны научить использовать эти функции для решения различных практических задач.
Показывает и комментирует презентацию "Условные функции", уделяя особое внимание разбору примеров.

Записывают в тетрадь число и тему урока.
Выясняют для себя цель урока.




Слушают рассказ учителя; делают записи в тетради.
Записывают общий вид функции  и способы записи критериев.

Закрепление нового материала
(репродуктивный уровень)

При решении задач из файла Приложение 1
(по одному листу на каждую функцию)
помогает правильно использовать изученные функции.Отвечает на вопросы учащихся.

Переходят к выполнению задания на компьютере (Приложение 1) Выполняют задания, в которых указано какую, функцию нужно применить для решения данной задачи. В файле на первых листах есть шпаргалка по изученной теории

Самостоятельное
решение задач
(продуктивный уровень)

 Контролирует выполнение предложенного задания. Определяет уровень освоения нового материала каждым учеником

Самостоятельно решают задачи 1 и 2, где изученные функции используются в различных сочетаниях и дополняются вычислениями, изученными на предыдущих уроках

Подведение итогов

Домашнее закрепление

Подводит итоги работы

Выполнить оставшиеся листы практической работы Приложение 1

 

Объём домашней работы завит от того сколько ученик успел выполнить в классе