Интегрированный урок «Золотой ключик». 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Название интегрированных предметов:

  • логопедические занятия
  • русский язык 1 класс
  • литературное слушание 1 класс

Класс: 1 класс.

Продолжительность занятия: 40 мин.

Оборудование: таблица «Русский алфавит, нумерованный по порядку» (на каждого ребенка); доска с экраном (закрывается написанное); цветные звукобуквенные, слоговые таблицы; «зашифрованное письмо» (лента букв на каждого ребенка), аудиозаписи, костюмы ведущих.

Тип урока. Урок систематизации, повторения, закрепления и обобщения полученных знаний на практике.

Форма проведения урока: театрализованный урок.

Цель: Совершенствование, более глубокое усвоение и обобщение знаний по фонетико-фонематическому анализу и синтезу, фонематического восприятия (на материале слов различной звукослоговой структуры в рамках лексической темы «Герои сказки»).

Уровень интеграции: транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Взаимодействие учителя начальной школы, учителя-логопеда.

Задачи урока.

Образовательные:

  • Совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука, выявить качество и уровень овладения знаниями.
  • Обобщить материал в разделе фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.
  • Совершенствовать слоговой анализ и синтез, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями.

Развивающие:

  • Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
  • Развивать способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать материал занятия.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Активизировать словарь по лексической теме занятия.
  • Развивать коммуникативные навыки при работе в группе.
  • Развивать зрительное восприятие, слухоречевую память, внимание, словесно-логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени.
  • Развивать общую моторику.

Воспитательные:

  • Развивать самостоятельность, самоконтроль.
  • Воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего.
  • Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.

Описание хода урока. Занятие построено в форме театрализованной игры-путешествия. Вместе с героями сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», Буратино и Мальвиной, учащиеся выполняют задания урока, преодолевают различные игровые задания-препятствия.

Ход урока

I. Организационный момент

Сегодня к нам на «Веселый урок» пришли гости, посмотрите на них, пожалуйста.

Но урок наш необычный -
Чуть изменим ритм привычный.
Будем с вами мы играть,
на вопросы отвечать.

Готовы?

Но мы не можем начать, поскольку не все гости собрались, они герои известной вам сказки и волшебная сказочная музыка приведет их сейчас к нам в класс.

(Музыка «В гостях у сказки»)

Появляются Буратино и Мальвина.

Мальвина: Здравствуйте, ребята! Мы пришли к вам на урок из известной сказки. На уроке нас ждут испытания. Если мы успешно с ними справимся, мы откроем дверцу знаний волшебным ключиком.

II. Сообщение темы

1. Сообщение лексической темы.

Восстановление названия сказки - вставить пропущенные буквы.

Буратино:

- На доске написаны слова, но в них потерялись буквы. Вы уже догадались, как звучит название сказки?

Правильно (повторить, делая акцент на правильность написания).

З­_л_той клю_ик, или п_иключе_ия  Б_ра_ино

Вызвать первого ребенка к доске.

  • Назови вторую по счету букву в первом слове. Запиши.
  • Назови четвертую по счету букву в этом слове. Запиши.

Вызвать второго ребенка к доске.

  • Назови потерявшуюся букву второго слова. Запиши.

Вызвать третьего ребенка к доске.

  • Проговорить четко слово.
  • Назови вторую по счету букву в слове. Запиши. Какая еще буква в этом слове потерялась? Запиши.

Вызвать к доске четвертого ребенка.

  • Назови вторую по счету букву в слове, она потерялась. Запиши.
  • Какая еще буква в слове потерялась? Запиши.

Мы справились с первым испытанием и расшифровали название сказки.

Продолжим путешествие в мир звуков.

2. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова, соединять звуки в слово.

Разгадать послание Мальвины. (Выделить первый звук в слове).

Мальвина: На правом углу стола приготовлены чистые листы бумаги. Возьмите бумагу и ручки.

Я буду проговаривать слова. Слушайте внимательно. Записать нужно только первые буквы слов. Буквы пишем на одной строчке.

Вызвать одного ребенка к доске.

Сверчок
Карабас
Артемон
Золото
Ключик
Арлекино

Если мы все сделали правильно, у нас должно получиться слово.

Прочитайте его.

СКАЗКА

Молодцы, позади еще одно испытание.

III. Основная часть

1.Развитие зрительного восприятия, гнозиса.

Папа Карло, очень хотел, чтобы Буратино учился в школе. Он прислал нам интересное послание.

Чтобы его разгадать, читайте только буквы оранжевого цвета.

 В Р А Ж Т ЗН Б Х М УС КЛ Д А

Выпишите их. Прочитайте слово, которое получилось.

АЗБУКА

2. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, слогового анализа и синтеза.  

 Мальвина:

(на доске магнитами прикрепить 5 перемешанных картинок со слогами)

 - У Буратино был один волшебный предмет. Что это, вы узнаете, выполнив следующее задание. Внимательно смотрите на картинки и соберите слова на частичках предмета.  

Выполняется слоговой анализ слова. 

Вызвать к доске ребенка.

ЗО  ЛО  ТОЙ   КЛЮ  ЧИК

3. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, развитие языковых представлений. Подбор слова к схеме.

Буратино и Мальвина:

Мальвина:

Золотой ключ помог Буратино открыть волшебную дверь.

Но это слово, КЛЮЧ, волшебное, у него много значений.

Послушайте стихотворение, оно поможет вспомнить значения этого слова.

КЛЮЧ

Много разных есть ключей:
Вот ключ родник среди камней,
Ключом игрушку заведёшь,
Ключом закрутишь гайки.
Вот ключ скрипичный, завитой,
А вот обычный ключ дверной.
И не забудь про ключ к решению заданья.

Буратино: Давайте вспомним, какие значения слова помогло нам вспомнить это стихотворение.

Ключ – заводной (часы, игрушку);
ключ — музыкальный знак;
ключ — от двери;
ключ — природный источник воды;
ключ — гаечный ключ;
ключ — подсказка, к решению задания.

И мы с вами сегодня находим ключи и находим ответы на вопросы.

Буратино: Мальвина, я уже устал.

Мальвина: Не переживай, сейчас мы отдохнем и подвигаемся.

 4. Динамическая пауза.

Буратино: Под музыку «Буратино».

«Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать».

Мальвина: Теперь мы можем продолжить урок.

5. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, звукобуквенного, слогового синтеза.   

Буратино: Внимание – внимание! Вот новое послание! Ой, что за цифры, Мальвина? Как мы узнаем еще одно ключевое слово сказки?

Мальвина: Каждая буква имеет свой порядковый номер в алфавите. Ребята, у вас на левом углу парт лежат карточки с подсказками - это ключи к разгадке. Возьмите их. Будем расшифровывать.

Буратино:

Первая буква в слове под номером 20. Какая буква зашифрована? - буква Т. Открой ее (первый ребенок)

Вторая буква в слове под номером 6. Какая это буква? - буква Е. Открой ее (второй ребенок)

Третья буква в слове под номером 1. Какая это буква? - буква А. Открой ее (третий ребенок)

Четвертая буква в слове под номером 20. Какая буква зашифрована? - буква Т. Открой ее (четвертый ребенок)

Пятая буква в слове под номером 18. Какая это буква? - буква Р. Открой ее (пятый ребенок).

Какое ключевое слово мы отгадали? - ТЕАТР. – Молодцы!

6. Развитие слогового анализа, зрительного восприятия.

Буратино и Мальвина:

М: Ребята, вспомните, с какими героями сказки встречался Буратино.  

Б: Соотнесите слова и слоговые схемы.

КА-РА-БАС
БА-ЗИ-ЛИ-О
А-ЛИ-СА
АР-ТЕ-МОН
ДУ-РЕ-МАР
ТОР-ТИ-ЛА

7. Игра «Собери слово». Развитие зрительно-пространственных ориентировок, развитие языковых представлений.

Мальвина: Буратино еще только учится собирать слова из букв, а вы уже умеете делать это. Помогите Буратино!

Буратино: Буквы в словах рассыпались. Их нужно поменять местами так, чтобы получились слова.

(в случае затруднения подсказывать первую, вторую буквы)

И, С, Л, А (лиса)
Ш, О, Л, К, А (школа)
А, Т, Й, Н, Й (тайна)

Мальвина: Возьмите цветные карандаши.

К слову «лиса» мы составим звукобуквенную схему. Каким цветом будем обозначать гласные звуки?

Мягкие согласные звуки? Твердые согласные звуки?

К доске пригласить ребенка.

Проговори слово.

Первый звук согласный или гласный? Твердый или мягкий согласный звук? Каким цветом обозначим?  Проговори - «Л*».

Второй звук гласный или согласный? Проговори «И». Каким цветом обозначим?

Проговори «С». Третий звук гласный или согласный?

Четвертый звук проговори «А»

8.«Какая буква лишняя».

Оборудование: написанные на доске слова с лишней буквой.

Буратино:

В слова из нашей сказки попали лишние буквы.

Нужно попытаться их отыскать. Прочитайте первое слово:

ЧЕРЕПА(Л)ХА - нужно срочно отыскать лишнюю букву.

Назовите ее. Да, это буква Л.

МОНЕ(П)ТКИ

Назовите лишнюю букву. Правильно, это буква П.

Ш(О)КОЛА

Какая буква лишняя? Это буква О.

ДВЕ(Р)РЦА

Лишняя буква в этом слове -? Правильно – Р.

БУРА(М)ТИНО

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия

Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока.

Буратино и Мальвина: И подошло к концу наше путешествие. Мы столкнулись с препятствиями, но успешно их преодолели.

Давайте вспомним, какие задания мы выполняли?

- вставляли буквы в слова,

- выделяли первую букву в слове,

- разгадывали буквенный ребус,

- из слогов составляли слова,

- составляли слоговые схемы,

- вспоминали значение слова ключ,

- собирали слова из рассыпавшихся букв.

И вот он волшебный ключик, который открывает нам дверцу в мир чудес и знаний!

Буратино достает золотой ключик!

В ходе урока у учащихся развиваются, совершенствуются, закрепляются навыки слогового, звукобуквенного анализа и синтеза, развивается зрительное и слуховое восприятие, развиваются основные психические процессы, пополняется словарный запас, прививается любовь к чтению.