Название интегрированных предметов:
- логопедические занятия
- русский язык 1 класс
- литературное слушание 1 класс
Класс: 1 класс.
Продолжительность занятия: 40 мин.
Оборудование: таблица «Русский алфавит, нумерованный по порядку» (на каждого ребенка); доска с экраном (закрывается написанное); цветные звукобуквенные, слоговые таблицы; «зашифрованное письмо» (лента букв на каждого ребенка), аудиозаписи, костюмы ведущих.
Тип урока. Урок систематизации, повторения, закрепления и обобщения полученных знаний на практике.
Форма проведения урока: театрализованный урок.
Цель: Совершенствование, более глубокое усвоение и обобщение знаний по фонетико-фонематическому анализу и синтезу, фонематического восприятия (на материале слов различной звукослоговой структуры в рамках лексической темы «Герои сказки»).
Уровень интеграции: транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. Взаимодействие учителя начальной школы, учителя-логопеда.
Задачи урока.
Образовательные:
- Совершенствовать связи между произносительным и слуховым образом звука, выявить качество и уровень овладения знаниями.
- Обобщить материал в разделе фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.
- Совершенствовать слоговой анализ и синтез, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями.
Развивающие:
- Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.
- Развивать способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать материал занятия.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Активизировать словарь по лексической теме занятия.
- Развивать коммуникативные навыки при работе в группе.
- Развивать зрительное восприятие, слухоречевую память, внимание, словесно-логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени.
- Развивать общую моторику.
Воспитательные:
- Развивать самостоятельность, самоконтроль.
- Воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего.
- Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.
Описание хода урока. Занятие построено в форме театрализованной игры-путешествия. Вместе с героями сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино», Буратино и Мальвиной, учащиеся выполняют задания урока, преодолевают различные игровые задания-препятствия.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня к нам на «Веселый урок» пришли гости, посмотрите на них, пожалуйста.
Но урок наш необычный -
Чуть изменим ритм привычный.
Будем с вами мы играть,
на вопросы отвечать.
Готовы?
Но мы не можем начать, поскольку не все гости собрались, они герои известной вам сказки и волшебная сказочная музыка приведет их сейчас к нам в класс.
Появляются Буратино и Мальвина.
Мальвина: Здравствуйте, ребята! Мы пришли к вам на урок из известной сказки. На уроке нас ждут испытания. Если мы успешно с ними справимся, мы откроем дверцу знаний волшебным ключиком.
II. Сообщение темы
1. Сообщение лексической темы.
Восстановление названия сказки - вставить пропущенные буквы.
Буратино:
- На доске написаны слова, но в них потерялись буквы. Вы уже догадались, как звучит название сказки?
Правильно (повторить, делая акцент на правильность написания).
З_л_той клю_ик, или п_иключе_ия Б_ра_ино
Вызвать первого ребенка к доске.
- Назови вторую по счету букву в первом слове. Запиши.
- Назови четвертую по счету букву в этом слове. Запиши.
Вызвать второго ребенка к доске.
- Назови потерявшуюся букву второго слова. Запиши.
Вызвать третьего ребенка к доске.
- Проговорить четко слово.
- Назови вторую по счету букву в слове. Запиши. Какая еще буква в этом слове потерялась? Запиши.
Вызвать к доске четвертого ребенка.
- Назови вторую по счету букву в слове, она потерялась. Запиши.
- Какая еще буква в слове потерялась? Запиши.
Мы справились с первым испытанием и расшифровали название сказки.
Продолжим путешествие в мир звуков.
2. Развитие фонематического слуха, умения слышать звук на фоне слова, соединять звуки в слово.
Разгадать послание Мальвины. (Выделить первый звук в слове).
Мальвина: На правом углу стола приготовлены чистые листы бумаги. Возьмите бумагу и ручки.
Я буду проговаривать слова. Слушайте внимательно. Записать нужно только первые буквы слов. Буквы пишем на одной строчке.
Вызвать одного ребенка к доске.
Сверчок
Карабас
Артемон
Золото
Ключик
Арлекино
Если мы все сделали правильно, у нас должно получиться слово.
Прочитайте его.
СКАЗКА
Молодцы, позади еще одно испытание.
III. Основная часть
1.Развитие зрительного восприятия, гнозиса.
Папа Карло, очень хотел, чтобы Буратино учился в школе. Он прислал нам интересное послание.
Чтобы его разгадать, читайте только буквы оранжевого цвета.
В Р А Ж Т ЗН Б Х М УС КЛ Д А
Выпишите их. Прочитайте слово, которое получилось.
АЗБУКА
2. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, слогового анализа и синтеза.
Мальвина:
(на доске магнитами прикрепить 5 перемешанных картинок со слогами)
- У Буратино был один волшебный предмет. Что это, вы узнаете, выполнив следующее задание. Внимательно смотрите на картинки и соберите слова на частичках предмета.
Выполняется слоговой анализ слова.
Вызвать к доске ребенка.
ЗО ЛО ТОЙ КЛЮ ЧИК
3. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, развитие языковых представлений. Подбор слова к схеме.
Буратино и Мальвина:
Мальвина:
Золотой ключ помог Буратино открыть волшебную дверь.
Но это слово, КЛЮЧ, волшебное, у него много значений.
Послушайте стихотворение, оно поможет вспомнить значения этого слова.
КЛЮЧ
Много разных есть ключей:
Вот ключ родник среди камней,
Ключом игрушку заведёшь,
Ключом закрутишь гайки.
Вот ключ скрипичный, завитой,
А вот обычный ключ дверной.
И не забудь про ключ к решению заданья.
Буратино: Давайте вспомним, какие значения слова помогло нам вспомнить это стихотворение.
Ключ – заводной (часы, игрушку);
ключ — музыкальный знак;
ключ — от двери;
ключ — природный источник воды;
ключ — гаечный ключ;
ключ — подсказка, к решению задания.
И мы с вами сегодня находим ключи и находим ответы на вопросы.
Буратино: Мальвина, я уже устал.
Мальвина: Не переживай, сейчас мы отдохнем и подвигаемся.
4. Динамическая пауза.
Буратино: Под музыку «Буратино».
«Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать».
Мальвина: Теперь мы можем продолжить урок.
5. Развитие зрительно-пространственных ориентировок, звукобуквенного, слогового синтеза.
Буратино: Внимание – внимание! Вот новое послание! Ой, что за цифры, Мальвина? Как мы узнаем еще одно ключевое слово сказки?
Мальвина: Каждая буква имеет свой порядковый номер в алфавите. Ребята, у вас на левом углу парт лежат карточки с подсказками - это ключи к разгадке. Возьмите их. Будем расшифровывать.
Буратино:
Первая буква в слове под номером 20. Какая буква зашифрована? - буква Т. Открой ее (первый ребенок)
Вторая буква в слове под номером 6. Какая это буква? - буква Е. Открой ее (второй ребенок)
Третья буква в слове под номером 1. Какая это буква? - буква А. Открой ее (третий ребенок)
Четвертая буква в слове под номером 20. Какая буква зашифрована? - буква Т. Открой ее (четвертый ребенок)
Пятая буква в слове под номером 18. Какая это буква? - буква Р. Открой ее (пятый ребенок).
Какое ключевое слово мы отгадали? - ТЕАТР. – Молодцы!
6. Развитие слогового анализа, зрительного восприятия.
Буратино и Мальвина:
М: Ребята, вспомните, с какими героями сказки встречался Буратино.
Б: Соотнесите слова и слоговые схемы.
КА-РА-БАС
БА-ЗИ-ЛИ-О
А-ЛИ-СА
АР-ТЕ-МОН
ДУ-РЕ-МАР
ТОР-ТИ-ЛА
7. Игра «Собери слово». Развитие зрительно-пространственных ориентировок, развитие языковых представлений.
Мальвина: Буратино еще только учится собирать слова из букв, а вы уже умеете делать это. Помогите Буратино!
Буратино: Буквы в словах рассыпались. Их нужно поменять местами так, чтобы получились слова.
(в случае затруднения подсказывать первую, вторую буквы)
И, С, Л, А (лиса)
Ш, О, Л, К, А (школа)
А, Т, Й, Н, Й (тайна)
Мальвина: Возьмите цветные карандаши.
К слову «лиса» мы составим звукобуквенную схему. Каким цветом будем обозначать гласные звуки?
Мягкие согласные звуки? Твердые согласные звуки?
К доске пригласить ребенка.
Проговори слово.
Первый звук согласный или гласный? Твердый или мягкий согласный звук? Каким цветом обозначим? Проговори - «Л*».
Второй звук гласный или согласный? Проговори «И». Каким цветом обозначим?
Проговори «С». Третий звук гласный или согласный?
Четвертый звук проговори «А»
8.«Какая буква лишняя».
Оборудование: написанные на доске слова с лишней буквой.
Буратино:
В слова из нашей сказки попали лишние буквы.
Нужно попытаться их отыскать. Прочитайте первое слово:
ЧЕРЕПА(Л)ХА - нужно срочно отыскать лишнюю букву.
Назовите ее. Да, это буква Л.
МОНЕ(П)ТКИ
Назовите лишнюю букву. Правильно, это буква П.
Ш(О)КОЛА
Какая буква лишняя? Это буква О.
ДВЕ(Р)РЦА
Лишняя буква в этом слове -? Правильно – Р.
БУРА(М)ТИНО
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия
Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока.
Буратино и Мальвина: И подошло к концу наше путешествие. Мы столкнулись с препятствиями, но успешно их преодолели.
Давайте вспомним, какие задания мы выполняли?
- вставляли буквы в слова,
- выделяли первую букву в слове,
- разгадывали буквенный ребус,
- из слогов составляли слова,
- составляли слоговые схемы,
- вспоминали значение слова ключ,
- собирали слова из рассыпавшихся букв.
И вот он волшебный ключик, который открывает нам дверцу в мир чудес и знаний!
Буратино достает золотой ключик!
В ходе урока у учащихся развиваются, совершенствуются, закрепляются навыки слогового, звукобуквенного анализа и синтеза, развивается зрительное и слуховое восприятие, развиваются основные психические процессы, пополняется словарный запас, прививается любовь к чтению.