Интегрированный урок по алгебре и химии с применением ИКТ в 8-м классе

Разделы: Математика, Химия, Информатика


Ссылки, источники

Учебник химии 8 класс. Учебник алгебры 8 класс. Дополнительный материал (инструкция). Руководство для учителя.

Общая цель

сформировать знания о количественном и качественном составе воздуха;
сформировать знания о решении квадратных уравнений, о способах использования квадратных уравнений в практике;
составлять и решать квадратные уравнения при решении задач других учебных предметов;

Результаты обучения

1. Учащиеся будут знать газовый состав воздуха. 
2. Уметь устанавливать причинно-следственные связи между составом воздуха и его практическим значением. 
3. Применять теоретические знания, полученные на уроке при решении различных жизненных ситуаций. 
4. Учащиеся будут знать способы применения квадратных уравнения
5. Уметь решать квадратные уравнения
6. Применять полученные знания при решении практических задач

Ключевые идеи значимые для занятия

Воздух необходим для жизни, поэтому его нужно охранять.
Возможность применять квадратные уравнения при решении практических задач.

Этапы

Время

Виды заданий и действия участников занятия

Процесс оценивания

1. Организационный момент

1 мин

Психологический настрой на урок
прием  «Шкала». (Приложение 6)
Учащимся предлагается на шкале от –5 до +5 и отметить свое эмоциональное состояние в начале урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –5, +5  или 0. 

 

2. Вызов

5 мин

1. Приём «Шашу». (Приложение 1)
После того, как все вопросы «словлены» учащимися учитель предлагает по очереди раскрывать свою «конфету» и отвечать на вопрос.

Вопросы:

Назовите самый распространенный элемент в земной коре?

Что означают следующие записи: О, О2, 2О, 2О2, 5О, 3О2?

Чему равна валентность кислорода?

Чему равна относительная атомная масса кислорода – Ar(O)?

Сколько электронов у атома кислорода на внешнем электронном слое?

Чему равна относительная молекулярная масса кислорода Mr(O2)

Что такое оксиды?

Чем отличается горение от медленного окисления?

Почему без кислорода нет жизни?

Химический знак кислорода?

Порядковый номер кислорода?

Формула дискриминанта.

Формулы корней квадратного уравнения

Теорема Виета.

Какое уравнение называется квадратным

Какое уравнение называется приведенным квадратным уравнением?

Разложение квадратного уравнения на множители.

Как называются коэффициенты квадратного уравнения?

Какое уравнение называется неполным квадратным уравнением

Какое уравнение называется биквадратным

 Может ли коэффициент а равняться 0

Деление на группы по цвету конфет

 

 

Формативное оценивание

 

5 мин

2. Тестовая работа «Кислород. Квадратные уравнения»
(Приложение 2)

Суммативное оценивание
Шкала оценивания по каждому предмету:
5 баллов - «5»
4 баллов - «4»
3 баллов - «3»

 

3 мин

Подводка к теме урока

У:  Сегодня на уроке речь пойдет о том, что находится внутри черного ящика (на столе черный ящик).
Подсказка: это знакомо абсолютно всем, это часть природы. (Дети задают наводящие вопросы.)
Приглашается один ученик для открытия ящика.
Что же там? Пустота?
У: Древнегреческий ученый, философ Аристотель более двух тысяч лет назад говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».
Можно озвучить загадку:
«Не вода, не хлеб, но без него не проживешь».
Что кажется пустым, на самом деле полностью заполнено вездесущим … воздухом.
На обратной стороне ящика портрет с надписью Франсуа Виет
О чем речь на нашем уроке?

Постановка целей урока

1. Знать состав и свойства воздуха и значение воздуха.
2. Знать решение квадратных уравнений.

 

3. Осмысление

7 мин

- Как вы думаете: можно ли увидеть воздух?

Групповая работа (Приложение 7)

Опыт 1. В сосуд с водой опускаем пробирку вверх дном, медленно наклоняем. Что вы наблюдаете? (Из стакана выходят пузырьки воздуха, а в стакан входит вода). А как еще можно увидеть воздух?
Мы слышим шум воды, стук двери, а можно ли услышать воздух?

Опыт 2. На столах у вас лежит резиновая груша. Возьмите ее в руки и резко сожмите. Что вы слышите? (с шумом воздух выходит из резиновой груши). С чем еще можно провести такой опыт?
Мы можем дотронуться до парты, книги, воды, мы чувствуем их кожей пальцев. Можно ли осязать воздух?

Опыт 3. Сожмите резиновую грушу и направьте на руку. Что вы ощущаете? (Прикосновение воздуха к руке). А где еще можно ощущать воздух?
Или
Полиэтиленовый пакет – воздух бесцветный. 
Воздушный шарик (надуть)
– воздух может занимать определённый объём. 
Листок бумаги и линейка
– воздух имеет вес (на край стола положить линейку и на неё положить газетный лист, затем ударить по свободному концу линейки. Бумага упадёт). 
Итак, из опытов мы видим, что воздух есть, но мы его не замечаем. Воздух – газообразное вещество, которое заполняет все пустоты. А однороден ли воздух?
- Что вы еще знаете о воздухе?
(Учитель слушает ответы детей)

Историческая справка. 

Долгое время ученые-естествоиспытатели считали, что воздух вещество. Любой газ, который выделялся при химических реакциях, называли «воздухом». Если выделялся водород – его называли «горючим воздухом», если выделялся углекислый газ – его называли «лесным воздухом». 

 

Физкультминутка

1 мин

Надуваем и лопаем «шарики» (имитация)

 

 

5 мин

Опыт 4. Закрепить свечу в сосуде и наполнить водой. Поджечь свечу и накрыть химическим стаканом. Что вы наблюдаете? Какой газ поддерживает горение? Почему потухла свеча? Почему вода поднялась в стакан?
- Какой газ входит в состав воздуха?
- Почему вода поднялась только частично?
В 1771 г шведский химик, по профессии фармацевт, исследовал состав воздуха. Он сжигал в закрытом сосуде легкогорючие вещества: серу, фосфор, спирт. Он нашел, что при этом исчезает пятая часть воздуха.
Значит воздух состоит, по крайней мере из двух разных газов: один из них участвует в горении, поддерживает огонь – это «огневой воздух», его в атмосфере 1/5 часть, остальные 4/5 не поддерживают горения – это «испорченный воздух». Так были открыты главные составные части атмосферного воздуха
В 1774 г. Французский ученый А.Лавуазье доказал, что воздух – это смесь газов – в основном кислорода и азота.

У: Знаете ли вы, что в нашем организме происходит процесс, сходный с процессом горения свечи и крайне необходимый для жизнедеятельности организма? Этот процесс называется дыхание. Выдающийся профессор доктор Ранке в свое время сказал: Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят. Никому не придет в голову покушать того, что уже переработал другой организм. Общеизвестно и давно доказано, что лучше всего снимает стресс, возвращает работоспособность человеку плач. А ведь причина кроется не в самом плаче, а в процессе дыхания во время него.

Формативное оценивание

 

4 мин

Вопросы:

1. Какие газы, кроме кислорода и азота, входят в состав воздуха?
2. Постройте диаграммы процентного содержания в воздухе газов на ноутбуках в программе MS Excel.

(Работа на компьютере, составление диаграммы по алгоритму «Состав воздуха»)  (Приложение 3) – групповая работа
Учитель заслушивает ответы учащихся
(отвечает та команда, которая быстрее справляется с заданием), остальные дополняют

 

 

 

Формативное оценивание

 

5 мин

Первичное закрепление знаний

Кто быстрее (работа в парах)
Задание (Приложение 4)
Решите задачу: На пути из г.Щучинска в п. Бурабай от грузового автомобиля с выхлопными газами в атмосферу попадают оксид азота (IV), а углекислого газа на 63 г больше, причем произведение этих газов равно 490 г. Чему будет равна масса вредных выбросов при перевозке груза?

Проверка по вопросам:

Уравнение х2+63х-490=0

Дискриминант   5929

Корни    -70 и 7

Масса СО2 70 г

Сумма выбросов     77 г

 

 

Суммативное оценивание:
за 5 правильный ответов группа получает 5 ж;
4  правильных ответа – 4 ж;
3 правильных ответа – 3 ж

4. Рефлексия
Итог урока
Выставление оценок

1 мин
2 мин

Учащимся предлагается отметить на шкале от –5 до +5 свое эмоциональное состояние в конце урока. Общее эмоциональное состояние можно узнать, попросив поднять руки тех учащихся у кого ниже 0, выше 0, равна –5, +5  или 0.
(Приложение 6).

Суммативное оценивание учителем.
Тест + жетоны
5ж - 5
4ж - 4
3 - 1ж нужно поработать

Последующие задания и чтение (д/з)

1 мин

1. Дифференцированое д/з. по уровню
А - Прочитать параграф, выучить формулы для решения квадратных уравнений
В - Кластер «Основные источники загрязнения воздуха» (в тексте параграфа)
Алгоритм решения квадратных уравнений (схема)
С - «Меры борьбы с загрязнениями воздуха», «Квадратные уравнения» (ролик, презентация)

 

Ресурсы и оснащение

ИАД, «Шашу», жетоны, карточки с тестами, презентация, сосуд с водой и пробирка, 2 резиновые груши,3 свечи, кристаллизаторы с закрашенной водой, 3 хим. стакана, спички, задания для групп, постеры, маркеры, магниты. (или полиэтиленовые мешочки, линейки, листочки бумаги), ноутбуки по количеству групп, Приложения 1, 2, 3, 4, интерактивная доска или экран, проектор, компьютер учителя, музыка из телепередачи «Что? Где? Когда?» для выноса черного ящика

Анализ и оценивания практики

 

Изменения к последующим занятиям