Тип урока: урок-сказка, урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: Познакомить детей с переместительным свойством сложения, тем самым расширить знания об операции сложение.
Задачи:
- Закрепить навыки счета в пределах десяти, научить детей применять переместительное свойство сложения при решении примеров, закреплять навыки решения задач.
- Продолжить учиться работать в группах, учиться взаимодействовать друг с другом, договариваться.
- Развивать в детях способность логически мыслить, развивать речь, внимание.
- Воспитывать в детях трудолюбие, аккуратность, усидчивость, способствовать развитию интереса к предмету математики.
Организационный момент урока
- Здравствуйте, дорогие ребята! Надеюсь, что этот урок будет интересным и познавательным для вас. Я вам желаю хорошего настроения.
1. Устный счет.
- К нам сегодня пришел гость. Чтобы узнать, как его зовут, вы должны правильно выполнить устный счет. Откройте тетради и запишите правильные ответы.
1. Запишите число, которое стоит за числом 7. (8)
2. Перед числом 3. (2)
3.Сумма чисел 5 и 2. (7)
4. 5 уменьшить на 2. (3)
5. 3 увеличить на 3. (6)
6. На сколько 5 больше, чем1. (4)
7. 1 слагаемое 2, второе слагаемое 3. Сумма? (5)
Проверка. 8 2 7 3 6 4 5
- Как можно назвать эти числа? (однозначные)
- Самое большое?
- Самое маленькое?
- Каких однозначных чисел не хватает? (0,1,9)
Запишите данные числа по возрастанию и вы узнаете, как зовут нашего героя.
К К О О Б Л О
8 2 7 3 6 5 4 5
- Колобок пришел к нам неспроста, он пришел к нам за помощью. Мы должны ему помочь добраться до дома к бабушке и дедушке.
- Дети, ответьте на вопрос, какой формы колобок? (он шар) А если его нарисовать? (он круг)
2. Логическая задача.
- Прежде чем печь колобка, сварила бабка 3 яйца всмятку, позвала всех завтракать, а сама ушла тесто месить. Сели за стол 2 отца и 2 сына.
Всем досталось по одному яйцу, всем поровну. Как такое могло произойти? (потому, что их было трое: дед, отец, внук)
- Как вы думаете, почему Колобок ушел от бабушки и дедушки? (ответы детей)
Я – Колобок, сбежал с окошка,
Деда с бабой огорчил.
Покатился по дорожке
В лапы к (зайцу) угодил.
- Колобок, Колобок, - говорит заяц, - ты умеешь считать? Дай-ка я тебя проверю.
Реши мои задачи.
3. Задачи в стихах. Выложите решения к задачам из цифр счетного материала.
Шесть грибов нашел Вадим,
А потом еще один.
Сколько он нашел грибов? 6 + 1 = 7Пять ворон на крышу сели,
Две синицы прилетели.
Вы ответьте на вопрос:
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? 5 + 2 = 7Сидят рыбаки, стерегут поплавки.
Рыбак Корней поймал 4-х окуней.
Рыбак Евсей – трех карасей.
Сколько рыб рыбаки выловили из реки? 4 + 3 = 7
4. Физкультминутка.
- Отпустил Заяц Колобка.
- Вот навстречу ему волк, в колобках он знает толк!
- Колобок, Колобок, ты умеешь считать? Дай-ка я тебя проверю. Не ответишь правильно, я тебя съем!
Если ты решишь заданье,
Я тебя без наказанья
В путь-дорожку снаряжу
И на волю отпущу.
Посмотрите, какая история произошла с Волком.
5. Открытие новых знаний.
ОТРЫВОК ИЗ «ШИШКИНОЙ ШКОЛЫ». (Урок математики: Переместительное свойство сложения. https://www.youtube.com/watch?v=5VPSqEqlYGI )
- Кто же прав 7+2 или 2+7?
- Какой вывод можно сделать? (При перемене мест чисел, ответ не меняется.) А как называются числа при сложении?
- Какая тема урока?
- Чему должны научиться?
6.Давайте откроем учебники на стр.14 . (Учебник Моро 1 класс, 2 часть)
Правильно ли мы угадали с вами тему урока?
Рассмотрите рисунок.
Задание №1.
7. Физкультминутка.
Я - Колобок, Колобок!
А волк говорит:
С песней, Колобочек не спеши,
Лучше мне заданье ты реши.
Если ты пример решишь,
Дальше смело побежишь!
7. Составьте для Волка выражения к рисунку: 3 рыбки и 1 сом.(3+1 и 1+3) Почему можно так и так?
- Понравилось волку, как все дружно работают, и отпустил он Колобка.
Ушел Колобок от волка,
Не попал он волку в лапы.
Вдруг навстречу Косолапый.
Колобочек испугался,
На пенек скорей забрался
Только начал песню петь,
Как медведь давай реветь:
- Ты не пой мне, Колобок,
Лучше ты реши, дружок,
Трудную задачу
И пример в придачу!
8. Работа в группах.
- Сейчас вы должны будете для Медведя выполнить творческое задание. Мини-проект. Работаем в группах. Каждая группа получила конверт. В нём геометрические фигуры. У каждой группы фигуры одинаковые, но разных цветов.(Например, 3 желтых и 2 красных квадрата, и т.д.) Вы должны их наклеить на лист А 4 и составить к получившемуся рисунку выражения, используя новое правило.
Команды работают и показывают результаты у доски. Остальные команды оценивают результаты других.
Отпустил медведь Колобка. Вдруг навстречу Колобку Лисичка-Сестричка. Лисичка-Сестричка пришла не просто так, она подготовила задания.
Ребята, вспомните Волка и марки, почему Кот составил выражение 7+2, а не 2 +7? (Легче посчитать). Для чего нужно это правило?
А вот и задание для вас от Лисички.
9. Расставить знаки < > =, не вычисляя.
- 3+2…2+3
- 5+1..6+1
- 4+3..3+4
- 4+3 ..4+2
А Колобка она отпустила. И, наконец, он добрался до своего дома, где его ждали бабушка и дедушка.
10. Рефлексия. С каким правилом познакомились?
Какие цели ставили? Для чего нужно это правило?
(У детей на столах лежат желтые круги) Дорисуйте колобку личико, в зависимости от того, как вы поняли сегодняшний урок.